Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Схоластика (общая характеристика)



СХОЛАСТИКА - религиозно-философские учения западно-европей­ского Средневековья и Нового времени, которые в противополож­ность мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве
Общая характеристика схоластики
▫ Этап схоластики продолжает проблематику патристики, являясь ее разви­тием. В развитии различаются три периода: 1) период ранней схоластики (с IX—XII вв.); 2) период зрелости (XIII в.); 3) период упадка (XIV-V вв.). ▫ Теоретическими источниками схоластики были: прежде всего патристика, -особенно Августин и византийская теология; античная философия, прежде всего сочинения и идеи Платона, представителей платонизма и неоплатонизма. ▫ Схоластика в лице ее представителей: Эриугены (810—877), Ансельма Кентерберийского (1033-1109), Абеляра (1079—1142), Альберта Больштедтского (1193—1280), Фомы Аквинского (1225-1274) и многих других сохранила ин­терес к поднятым патристикой вопросам (проблеме сущности Бога, тайне спасения и т.д.). Однако на первый план выходят вопросы отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решал­ся с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). В IX-XII вв. большинство схоластов были «реалистами»; крупнейшим из них в IX в. был Иоанн Скот (Эриугена). ▫ По учению Эриугены, между философией и религией нет противоречия. Критерий правильного толкования Священного писания - разум. Все, что в мире кажется вещественным, в действительности является проявлением ду­ховной природы. Природа — последовательность ступеней явления Бога. Не­постижимый и невыразимый никаким понятием и словом, Бог как бы изли­вается вовне. ▫ В целом схоластика ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии.

 

Номинализм и реализм

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм. В основе этих направлений лежит проблема, связанная с христианским догма­том о троичной сущности Бога (Троицы, Тринитарности) и доказа­тельствами бытия Бога. В философии эта проблема конкретизировалась в вопросе об отношениях общего к единичному, в вопросе об «универ­салиях», т.е. о природе общих родов или понятий (universalia, или genera, — общие роды).
     
Реализм   Номинализм
Учение, согласно которому под­линной реальностью обладают только общие понятия (универса­лии), а не отдельные вещи, суще­ствующие в эмпирическом мире (реализм сближается с учением Платона о «чистых идеях», вопло­щением которых являются реаль­ные вещи). Универсалии существу­ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном ра­зуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо сущность есть общее понятие, ко­торое существует реально. Значит, если есть мысли о Боге, то и в реальности есть Бог. Представители: Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274), Альберт Вели­кий (1033-1109) и др.   Учение, согласно которому общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо от­дельных вещей. Реально существу­ют лишь вещи (номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» — определяемые материальные вещи). Общие понятия образуются умом человека посредством абстрагирова­ния отдельных вещей и явлений. Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чув­ственным опытом. Применительно к догмату о Троице номинализм ис­ходит из того, что если есть толь­ко «единичное», то Троица либо со­стоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного реально существующего лица (ересь). Представители: Росцелин из Компьени (1050-1125); Дунс Скот (1265-1308), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.