СХОЛАСТИКА - религиозно-философские учения западно-европейского Средневековья и Нового времени, которые в противоположность мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве
Общая характеристика схоластики
▫ Этап схоластики продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. В развитии различаются три периода:
1) период ранней схоластики (с IX—XII вв.);
2) период зрелости (XIII в.);
3) период упадка (XIV-V вв.).
▫ Теоретическими источниками схоластики были: прежде всего патристика, -особенно Августин и византийская теология; античная философия, прежде всего сочинения и идеи Платона, представителей платонизма и неоплатонизма.
▫ Схоластика в лице ее представителей: Эриугены (810—877), Ансельма Кентерберийского (1033-1109), Абеляра (1079—1142), Альберта Больштедтского (1193—1280), Фомы Аквинского (1225-1274) и многих других сохранила интерес к поднятым патристикой вопросам (проблеме сущности Бога, тайне спасения и т.д.). Однако на первый план выходят вопросы отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). В IX-XII вв. большинство схоластов были «реалистами»; крупнейшим из них в IX в. был Иоанн Скот (Эриугена).
▫ По учению Эриугены, между философией и религией нет противоречия. Критерий правильного толкования Священного писания - разум. Все, что в мире кажется вещественным, в действительности является проявлением духовной природы. Природа — последовательность ступеней явления Бога. Непостижимый и невыразимый никаким понятием и словом, Бог как бы изливается вовне.
▫ В целом схоластика ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии.
Номинализм и реализм
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм. В основе этих направлений лежит проблема, связанная с христианским догматом о троичной сущности Бога (Троицы, Тринитарности) и доказательствами бытия Бога. В философии эта проблема конкретизировалась в вопросе об отношениях общего к единичному, в вопросе об «универсалиях», т.е. о природе общих родов или понятий (universalia, или genera, — общие роды).
Реализм
Номинализм
Учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не отдельные вещи, существующие в эмпирическом мире (реализм сближается с учением Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо сущность есть общее понятие, которое существует реально. Значит, если есть мысли о Боге, то и в реальности есть Бог. Представители: Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274), Альберт Великий (1033-1109) и др.
Учение, согласно которому общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо отдельных вещей. Реально существуют лишь вещи (номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» — определяемые материальные вещи). Общие понятия образуются умом человека посредством абстрагирования отдельных вещей и явлений. Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Применительно к догмату о Троице номинализм исходит из того, что если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного реально существующего лица (ересь).
Представители: Росцелин из Компьени (1050-1125); Дунс Скот (1265-1308), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.