Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рационалистическая метафизика Б. Спинозы



БЕНЕДИКТ (БАРУХ) СПИНОЗА (1632-1677) - великий голландс­кий мыслитель, последователь Рене Декарта, яркий представитель ев­ропейского рационализма. Основное сочинение: «Этика» (1677)
 
Основные идеи рационалистической метафизики Б. Спинозы
▫ Основной вопрос для Б. Спинозы: возможно ли истинное человеческое счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь? Человек не самодостаточен, а включен в мировое целое. Поэтому основной вопрос мо­жет быть решен только после выяснения природы всего, что есть, в целом. ▫ Если в своих философских исследованиях Р. Декарт начинает с «Я», то Б. Спиноза — с объективного мира. Дуализму Р. Декарта Б. Спиноза противо­поставил материалистический монизм. Объяснение мира из него самого - тако­во первое требование Б. Спинозы. Отсюда природа есть первое; она для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Такое существова­ние есть «причина самого себя» («Causa sui»), или субстанция. ▫ Б. Спиноза называет природу «Богом» (Deus sive natura — Бог, или Приро­да). Бог - субстанция, существует вечно, ничем не ограничена и только одна. Как причина себя субстанция постоянно действует. Способ действия субстан­ции Б. Спиноза называет атрибутом. Каждое действие реализуется в актах, т. е. в отдельных действиях. Каждый акт выступает причиной для последующе­го и является следствием для предыдущего. Все отдельные действия субстан­ции называются модусами. ▫ Из бесконечного множества атрибутов человек воспринимает и познает только модусы двух: атрибута мышления и атрибута протяжения (телесности). Субстанция — это вещь протяженная и вещь мыслящая (res extensa et res cogitans). Человек — модус субстанции; он может познать ее сущность по­средством причинно-следственной связи. Познание и постижение человеком единства с Богом-субстанцией есть интеллектуальная любовь к Богу. ▫ Мир, частью которого является человек, есть параллельное действие двух атрибутов Бога - мышления и протяжения. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления и, следовательно, стремится к сво­боде. Бог (Природа) наделен полной свободой, но действует в рамках жест­кой необходимости. Поэтому для достижения свободы человеку необходимо максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), ибо свобода есть познанная необходимость. Только через познающий разум чело­век может достичь счастья.

 

Философия Б. Спинозы

    СУБСТАНЦИЯ  
Природа, которая есть причина самой себя, т. е. не нуждается для своего существования ни в чем другом. Единая субстан­ция (Природа-Бог) и ее атрибуты (всеобщие свойства) со­ставляют natura naturans, т. е. природу производящую, моду­сы же — natura naturata, т. е. природу произведенную. Natura naturans выражает единство Мира, natura naturata — его много­образие. Это две стороны одной и той же Природы.
Атрибут протяженнос­ти (всеобщее свойство субстанции)       Атрибут мышления (всеобщее свойство субстанции)
         
Бесконечный модус движение   Человек как модус субстанций   Бесконечный модус - разум
Модусы   Тело Душа   Модусы
         
    ПОЗНАНИЕ    
Способы познания: ▫ Знание, которое получают понаслышке (метод религии). Знание, опирающееся на чувственное восприятие внешнего мира (недока­зуемое, недостоверное, неполное). ▫ Знание, основывающееся на уме (достоверное, доказуемое посредством логических операций). ▫ Знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством (ин­туиция), является истинным и представляет собой результат «познания в чистом виде», непосредственно исходящего из разума
         
    ЭТИКА    
Разум и различные комбинации трех первичных аффектов (радость, печаль, вожделение) образуют все многообразие психической жизни человека. Чело­век руководствуется не моральным законом добра и не отвращением от зла, а только стремлением к самосохранению и к собственной выгоде.
           

 

 

Философия Р. Декарта

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - французский философ, матема­тик, основоположник новоевропейского рационализма. Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизи­ческие размышления» (1641), «Начала философии» (1644)
 
Рационалистическая метафизика Р. Декарта
▫ Цель учения Р. Декарта: найти способ отличать истинное знание от ложного. Источником истины может быть исключительно разум. В этом положении суть рационализма Р. Декарта и всего европейского рационализма Нового времени. О По словам Р. Декарта, половина его философии сводилась к следующим положениям: 1) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом; 2) надо отвергнуть все прежние знания, не проверенные разумом; 3) открыть истину можно, только правильно применяя разум, т. е. распола­гая эффективным методом. ▫ Основоположения своего рационалистическо-дедуктивного метода Р. Декарт сформулировал в четырех правилах: 1) принимать за истину доказанное разумом и логикой, не вызывающее ника­ких сомнений знание; 2) расчленять сложную проблему на более простые задачи; 3) последовательно переходить от доказанных вопросов к недоказанным; 4) строго соблюдать последовательность, не пропускать ни единого звена в логической цепи исследования. Используя такой метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. ▫ Философию Р. Декарт уподобляет дереву. Корнем является метафизика (фи­лософское учение о первоначалах всего существующего), стволом - физика, а ветви и крона — остальные науки (медицина, механика, этика и т. п.). Науки не могут сформироваться до и без метафизики. Поэтому весьма важно отыскать первое начало самой метафизики. Для отыскания этого первоначала Р. Декарт разработал специальную процедуру, которая представляет собой «картезианс­кое» (латинизированное имя Р. Декарта — Картезий; Renatus Cartesius) сом­нение. ▫ «Картезианское сомнение» предлагает усомниться абсолютно во всем. Сомне­ние начинать надо с того, что «обманывает» прежде всего. Таковы наши чув­ства, образы (воображение) и понятия. Тогда усомнимся и в собственном су­ществовании. Но отбросить собственное существование мы не можем. Невоз­можно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. А сомне­ние — это наша мысль. Отсюда и знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Картезианское сомнение - не скептицизм, а его противоположность — утверждение рационального познания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.