БЕНЕДИКТ (БАРУХ) СПИНОЗА (1632-1677) - великий голландский мыслитель, последователь Рене Декарта, яркий представитель европейского рационализма. Основное сочинение: «Этика» (1677)
Основные идеи рационалистической метафизики Б. Спинозы
▫ Основной вопрос для Б. Спинозы: возможно ли истинное человеческое счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь? Человек не самодостаточен, а включен в мировое целое. Поэтому основной вопрос может быть решен только после выяснения природы всего, что есть, в целом.
▫ Если в своих философских исследованиях Р. Декарт начинает с «Я», то Б. Спиноза — с объективного мира. Дуализму Р. Декарта Б. Спиноза противопоставил материалистический монизм. Объяснение мира из него самого - таково первое требование Б. Спинозы. Отсюда природа есть первое; она для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Такое существование есть «причина самого себя» («Causa sui»), или субстанция.
▫ Б. Спиноза называет природу «Богом» (Deus sive natura — Бог, или Природа). Бог - субстанция, существует вечно, ничем не ограничена и только одна. Как причина себя субстанция постоянно действует. Способ действия субстанции Б. Спиноза называет атрибутом. Каждое действие реализуется в актах, т. е. в отдельных действиях. Каждый акт выступает причиной для последующего и является следствием для предыдущего. Все отдельные действия субстанции называются модусами.
▫ Из бесконечного множества атрибутов человек воспринимает и познает только модусы двух: атрибута мышления и атрибута протяжения (телесности). Субстанция — это вещь протяженная и вещь мыслящая (res extensa et res cogitans). Человек — модус субстанции; он может познать ее сущность посредством причинно-следственной связи. Познание и постижение человеком единства с Богом-субстанцией есть интеллектуальная любовь к Богу.
▫ Мир, частью которого является человек, есть параллельное действие двух атрибутов Бога - мышления и протяжения. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления и, следовательно, стремится к свободе. Бог (Природа) наделен полной свободой, но действует в рамках жесткой необходимости. Поэтому для достижения свободы человеку необходимо максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), ибо свобода есть познанная необходимость. Только через познающий разум человек может достичь счастья.
Философия Б. Спинозы
СУБСТАНЦИЯ
Природа, которая есть причина самой себя, т. е. не нуждается для своего существования ни в чем другом. Единая субстанция (Природа-Бог) и ее атрибуты (всеобщие свойства) составляют natura naturans, т. е. природу производящую, модусы же — natura naturata, т. е. природу произведенную. Natura naturans выражает единство Мира, natura naturata — его многообразие. Это две стороны одной и той же Природы.
Способы познания:
▫ Знание, которое получают понаслышке (метод религии). Знание, опирающееся на чувственное восприятие внешнего мира (недоказуемое, недостоверное, неполное).
▫ Знание, основывающееся на уме (достоверное, доказуемое посредством логических операций).
▫ Знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством (интуиция), является истинным и представляет собой результат «познания в чистом виде», непосредственно исходящего из разума
ЭТИКА
Разум и различные комбинации трех первичных аффектов (радость, печаль, вожделение) образуют все многообразие психической жизни человека. Человек руководствуется не моральным законом добра и не отвращением от зла, а только стремлением к самосохранению и к собственной выгоде.
Философия Р. Декарта
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - французский философ, математик, основоположник новоевропейского рационализма. Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644)
Рационалистическая метафизика Р. Декарта
▫ Цель учения Р. Декарта: найти способ отличать истинное знание от ложного. Источником истины может быть исключительно разум. В этом положении суть рационализма Р. Декарта и всего европейского рационализма Нового времени. О По словам Р. Декарта, половина его философии сводилась к следующим положениям:
1) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом;
2) надо отвергнуть все прежние знания, не проверенные разумом;
3) открыть истину можно, только правильно применяя разум, т. е. располагая эффективным методом.
▫ Основоположения своего рационалистическо-дедуктивного метода Р. Декарт сформулировал в четырех правилах:
1) принимать за истину доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
2) расчленять сложную проблему на более простые задачи;
3) последовательно переходить от доказанных вопросов к недоказанным;
4) строго соблюдать последовательность, не пропускать ни единого звена в
логической цепи исследования.
Используя такой метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
▫ Философию Р. Декарт уподобляет дереву. Корнем является метафизика (философское учение о первоначалах всего существующего), стволом - физика, а ветви и крона — остальные науки (медицина, механика, этика и т. п.). Науки не могут сформироваться до и без метафизики. Поэтому весьма важно отыскать первое начало самой метафизики. Для отыскания этого первоначала Р. Декарт разработал специальную процедуру, которая представляет собой «картезианское» (латинизированное имя Р. Декарта — Картезий; Renatus Cartesius) сомнение.
▫ «Картезианское сомнение» предлагает усомниться абсолютно во всем. Сомнение начинать надо с того, что «обманывает» прежде всего. Таковы наши чувства, образы (воображение) и понятия. Тогда усомнимся и в собственном существовании. Но отбросить собственное существование мы не можем. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. А сомнение — это наша мысль. Отсюда и знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Картезианское сомнение - не скептицизм, а его противоположность — утверждение рационального познания.