Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные идеи китайской философии



ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Индийская философия

 

Основные периоды развития индийской философии
I II III
Древнеиндийская философия (III—II тыс. до н.э. III-IV вв. н.э.) Средневековая индийская философия (V-XVIII вв.) Современная индийская философия (XIX-XX вв.)
Ведический период (XV-VI вв. до н.э.). Веды (дословно - «зна­ния») — религиозно-философские трактаты. Веды делят на части: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады   Философия раннего Средневековья (V-Х вв.) предстает как шесть ор­тодоксальных брахман­ских систем — астика (ньяя, вайшешика, сан-кхья, йога, миманса, веданта), признающих авторитет священого писания (Вед и Упани-шад), и три неорток-сальных — настика (чарвака, или докаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ (вайбхашика, саутрантика, махьямика и школы йогачаров) Новая философия (XIX в.) — индийское просветительство в рели­гиозной форме  
Эпический период (VI—II вв. до н.э.). Источники: поэмы «Махабхарата» и «Ра­маяна»   Философия позднего Средневековья (XI-XVIII вв.), харак­теризуется упадком фи­лософской мысли и приоритетом религиоз­ного мировоззрения в форме ортодоксального индуизма   Новейшая философия (XX в.) включает три те­чения:
  • феодальную филосо­фию, смыкающуюся с религиозной идеологией в ее ортодоксально-тра­диционной форме;
  • философию, основы­вающуюся на идеях ев­ропейской философии (гандизм);
  • философию, основы­вающуюся на идеях мар­ксизма
 
Период сутр (Ш в. до н.э.—VII в. н.э.). Сутры (изречения, афоризмы) — краткие философские трактаты      

Миропонимание в древнеиндийской философии

Основные идеи миропонимания
 
  • Миропонимание в древнеиндийской философии как понятийный, кате­гориальный (учение о бытии и небытии, о сознании и т.п.), интеллектуаль­ный аспект мировоззрения опирается на закон Риты - космической эволю­ции, цикличности, порядка и всеобщей связи.
  • Вся история - это последовательность жизни Космоса (Маха Манванта-ра) и абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических (8 640 000 000 земных) лет. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выходом и входом Брахмы-Космоса (Бога-творца), который живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное Небытие. Время существование последнего также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы-Космоса и появления но­вой жизни, но уже в более высокоорганизованной форме.
  • Цель эволюционного процесса - достижение совершенного духа посред­ством перманентной смены материальных форм, Все конечное и смертное имеет ценность лишь постольку, поскольку в нем отражается вечное.
  • Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь понятий «брахман» и «атман».
  • Брахман - безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и пора­жающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман — всепроницающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе - манасе).
  • Вселённая есть брахман, а брахман есть атман: чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман «Я». Поэтому из всех видов познания самопознание является высшим. В этой связи выделяется три вида сознания:
- «пракрити» - материальное сознание, - «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возник­ли Вселенная и люди), - «майя» — сознание сновидения, иллюзии, незнания.
  • Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения, которо­го эволюция души (карма) прекращается, Души, достигшие мокши, осво­бождаются от цели бесконечной жизни и становятся махатманами — Вели­кими Душами.
 

 

Китайская философия

 

Основные периоды развития китайской философии  
I период (VII в до н.э. - III в. н.э.)  
Становление национальных философских школ  
Даосизм Конфуцианство Легизм
философское учение, возникшее в VI—V вв. до н.э., а также религиоз­ное вероучение, воз­никшее в I—III вв. Основатель: Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.)   этико-политическое учение. Основатель: Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 до н.э.)   социальное-правовое учение (школа законни­ков, или «фа-цзя»). Представители: Шан Ян (390-338 до н.э.), Ханъ Фэй-цзы (288-233 до н.э.)_____  
II период (III-XIX вв.)
Проникновение буддизма (III в. н. э.), становление неодаосизма и неоконфуцианства  
Чань-буддизм Неоконфуцианство Неодаосизм  
национальный китайс­кий буддизм, получив­ший широкие развитие с VI-VII вв. Насчитыва­ет 10 школ   1. Объективно-идеали­стическое (лисюэ) Представители: Чэн Хао (1032-1086) Чэн И (1033-1107) Чжу Си (1130-1200)   дальнейшее развитие в V-XIX вв. идей даосских учений  
  2. Субъективно-идеалистическое (синьсюэ) Представитель: Ван-Ян-Мин (1472-1528)    
  3. Материалистическое Представители: Чжан Цзай (1020-1077) Ван-Тин-сян (1474-1544) Ли Чжи( 1527-1602)    
III период (XX в.)  
Обогащение достижениями мировой культуры  
- Идеи европейской философии - Идеи марксизма - Идеи американской философии (прагматизм) - Идеи христианства  

 

Основные идеи китайской философии

Даосизм
▫ Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающе­го мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. ▫ Основные понятия: «дао» и «дэ». ▫ Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превра­тилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматри­валось: 1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, пер­вопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.); 2) как «идеальное начало», чистое логическое понятие единого, главного и всеобщего (Ван Би и др.) Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразую­щую «дао» в окружающий мир. ▫ Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкос­новенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобож­дение от желаний и страстей.  
Конфуцианство  
▫ Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. ▫ Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основываю­щийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению. ▫ Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы обще­ственного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» по­могает постижению «жэнь».  
Легизм  
▫ Основные вопросы: как управлять обществом и какова роль государства в этом управлении. ▫ В качестве основы общественного порядка признается закон, а гуманность и долг гибельны для государства, т.е. отрицаются идеи гуманности «жэнь», дол­га, церемоний, музыки, на основе которых, согласно конфуцианцам, строит­ся государственное управление. ▫ Государство — главный регулирующий механизм общества, следовательно, имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.  

 

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.