Древнеиндийская
философия (III—II тыс. до н.э. III-IV вв. н.э.)
Средневековая
индийская философия
(V-XVIII вв.)
Современная индийская
философия (XIX-XX вв.)
Ведический период (XV-VI вв. до н.э.). Веды (дословно - «знания») — религиозно-философские трактаты. Веды делят на части: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады
Философия раннего Средневековья (V-Х вв.) предстает как шесть ортодоксальных брахманских систем — астика (ньяя, вайшешика, сан-кхья, йога, миманса, веданта), признающих авторитет священого писания (Вед и Упани-шад), и три неорток-сальных — настика (чарвака, или докаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ (вайбхашика, саутрантика, махьямика и школы йогачаров)
Новая философия
(XIX в.) — индийское просветительство в религиозной форме
Эпический период
(VI—II вв. до н.э.). Источники: поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
Философия позднего
Средневековья (XI-XVIII вв.), характеризуется упадком философской мысли и приоритетом религиозного мировоззрения в форме ортодоксального индуизма
Новейшая философия
(XX в.) включает три течения:
феодальную философию, смыкающуюся с религиозной идеологией в ее ортодоксально-традиционной форме;
философию, основывающуюся на идеях европейской философии (гандизм);
философию, основывающуюся на идеях марксизма
Период сутр
(Ш в. до н.э.—VII в. н.э.). Сутры (изречения, афоризмы) — краткие философские трактаты
Миропонимание в древнеиндийской философии
Основные идеи миропонимания
Миропонимание в древнеиндийской философии как понятийный, категориальный (учение о бытии и небытии, о сознании и т.п.), интеллектуальный аспект мировоззрения опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и всеобщей связи.
Вся история - это последовательность жизни Космоса (Маха Манванта-ра) и абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических (8 640 000 000 земных) лет. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выходом и входом Брахмы-Космоса (Бога-творца), который живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное Небытие. Время существование последнего также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы-Космоса и появления новой жизни, но уже в более высокоорганизованной форме.
Цель эволюционного процесса - достижение совершенного духа посредством перманентной смены материальных форм, Все конечное и смертное имеет ценность лишь постольку, поскольку в нем отражается вечное.
Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь понятий «брахман» и «атман».
Брахман - безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и поражающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман — всепроницающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе - манасе).
Вселённая есть брахман, а брахман есть атман: чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман «Я». Поэтому из всех видов познания самопознание является высшим. В этой связи выделяется три вида сознания:
- «пракрити» - материальное сознание,
- «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди),
- «майя» — сознание сновидения, иллюзии, незнания.
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения, которого эволюция души (карма) прекращается, Души, достигшие мокши, освобождаются от цели бесконечной жизни и становятся махатманами — Великими Душами.
Китайская философия
Основные периоды развития китайской философии
I период (VII в до н.э. - III в. н.э.)
Становление национальных философских школ
Даосизм
Конфуцианство
Легизм
философское учение, возникшее в VI—V вв. до н.э., а также религиозное вероучение, возникшее в I—III вв. Основатель: Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.)
этико-политическое
учение.
Основатель:
Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 до н.э.)
социальное-правовое учение (школа законников, или «фа-цзя»). Представители: Шан Ян (390-338 до н.э.), Ханъ Фэй-цзы (288-233 до н.э.)_____
II период (III-XIX вв.)
Проникновение буддизма (III в. н. э.), становление неодаосизма
и неоконфуцианства
Чань-буддизм
Неоконфуцианство
Неодаосизм
национальный китайский буддизм, получивший широкие развитие с VI-VII вв. Насчитывает 10 школ
1. Объективно-идеалистическое (лисюэ)
Представители:
Чэн Хао (1032-1086) Чэн И (1033-1107) Чжу Си (1130-1200)
дальнейшее развитие в V-XIX вв. идей даосских учений
- Идеи европейской философии
- Идеи марксизма
- Идеи американской философии (прагматизм)
- Идеи христианства
Основные идеи китайской философии
Даосизм
▫ Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающего мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос.
▫ Основные понятия: «дао» и «дэ».
▫ Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматривалось:
1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, первопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.);
2) как «идеальное начало», чистое логическое понятие единого, главного и
всеобщего (Ван Би и др.)
Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразующую «дао» в окружающий мир.
▫ Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкосновенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобождение от желаний и страстей.
Конфуцианство
▫ Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.
▫ Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению.
▫ Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы общественного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению «жэнь».
Легизм
▫ Основные вопросы: как управлять обществом и какова роль государства в этом управлении.
▫ В качестве основы общественного порядка признается закон, а гуманность и долг гибельны для государства, т.е. отрицаются идеи гуманности «жэнь», долга, церемоний, музыки, на основе которых, согласно конфуцианцам, строится государственное управление.
▫ Государство — главный регулирующий механизм общества, следовательно, имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.