Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политическое учение марксизма



Главное в учении К. Маркса, это — выяснение и обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата
 
  ▫ Суть политического учения К. Маркса определяется политической на­правленностью марксизма. Направленность, цель и суть марксизма наибо­лее определенно изложены в письме К. Маркса к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. К. Маркс пишет: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл суще­ствование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу меж­ду собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое разви­тие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анато­мию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фаза­ми развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...» В этих словах К. Маркс выразил суть своего политического учения:   • во-первых, К. Маркс определил главное и коренное отличие его учения от учения передовых мыслителей буржуазии; • во-вторых, К. Маркс обосновал тезис о том, что классы не есть имманен­тный феномен социальной структуры общества, а представляют они (клас­сы) собой лишь историческое явление, обусловленное тем или иным спосо­бом производства, т. е. возникновение и отмирание классов определяется ма­териальными условиями жизни общества, • в-третьих, во втором положении письма, где ставится вопрос о переходе к диктатуре пролетариата, речь идет о способе этого перехода, т. е. о насиль­ственной революции. Мысль насильственной революции лежит в основе всего учения К. Маркса; • в-четвертых, в последнем положении письма речь идет о пролетарском государстве, которое представляется К. Марксу как особая организация на­силия против буржуазии, ибо диктатура одного класса является необходи­мой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического пе­риода, отделяющего капитализм от «общества без классов». Все остальное в марксизме подчинено теоретическому обоснованию и прак­тическому осуществлению этих политических идей в общественную жизнь.

 

Философия марксизма

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была создана совместно двумя не­мецкими учеными — Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Эн­гельсом (1820—1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма. Основные труды Ф. Энгель­са: «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немец­кой философии» (1886), «Диалектика природы» (опубл. в 1925), «Проис­хождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и др.  
 
  Основные черты марксистской философии
 
▫ Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достиже­ния философии, науки и общественной практики и впервые в истории по­знания сделал философию непосредственным орудием социального действия. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую осо­бенность марксистской философии и ее основных составляющих: диалекти­ческого материализма и исторического материализма. ▫ По своим функциям марксистская философия есть философское мировоз­зрение, а также общая методология познания окружающего мира и революци­онного действия. ▫ Диалектический материализм исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности. В центре вни­мания диалектического материализма проблемы материального мира (онтоло­гия), вопросы теории развития объективного мира (диалектика), теории по­знания (гносеология) и логики. Отсюда и основной принцип диалектическо­го материализма — единство диалектики, логики и теории познания. ▫ Исторический материализм раскрывает движущие силы и основные законо­мерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций. Создание материалистического понимания исто­рии, философская разработка учения о человеке, роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, предметной человеческой деятельности, об общественной практике, единстве духовного и материального производства, объективного и субъективного - таковы важнейшие моменты марксистского философского учения об обществе, о человеке. ▫ Создание диалектического и исторического материализма сняло вопрос об исторической ограниченности всего старого материализма, которая заключа­лась в следующем: 1) старый материализм был созерцательным', 2) этот мате­риализм был преимущественно механическим; 3) ему был свойственен мепга-физический, антидиалектический метод мышления и 4) для него характерно идеалистическое понимание общественных явлений.

 

Иррационализм

Иррационализм
 
▫ Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный): 1. В широком смысле — обозначение идеалистического философского тече­ния, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрица­ет возможности разума в процессе познания и делает основой миропонима­ния нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия; 2. В узком смысле — общее название для ряда различных философских кон­цепций и школ, выдвигающих на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосред­ственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «оза­рение», воображение, «бессознательное», инстинкт и т. п. ▫ Выделяются три основные группы иррационалистических концепций и школ: 1) первая связана с констатацией ограниченности буржуазно-просветительс­кого «рассудка» и попытками вырваться за его пределы; 2) вторая связана с реакцией на гегелевскую диалектику (с констатацией ограниченности идеалистического способа обоснования рационализма вообще); 3) третья связана с реакцией на марксизм (с констатацией понимания мате­риалистической диалектики как единственного научного мышления). ▫ Особые трудности для классификации представляет первая группа иррацио­налистических школ и концепций. Представители этой группы: Б. Паскаль (1623-1662), И.Г. Гаман (1730-1788), Ф.Г. Якобы (1743-1819) имели склон­ность к теологическому решению проблемы веры и знания. Это было обус­ловлено их неспособностью сформулировать данную проблему в ее собствен­но философских понятиях и категориях, не прибегая при этом к религиоз­ным представлениям. Так, философию Ф.Г. Якоби отличают два момента: а) усмотрение несостоятельности логического мышления в том, что оно мо­жет постичь только обоснованное и обусловленное; б) выведение божественного откровения из неспособности логического мыш­ления дедуцировать эмпирически-чувственное бытие. ▫ Во второй группе различаются три направления: 1) объективно-идеалистическое (Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854), А. Шопенгау­эр (1788-1860) и Э. Гартман (1842-1906)); 2) субъективно-идеалистическое (С. Кьеркегор (1813—1855)); 3) релятивистское (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941)); и осно­воположники прагматизма - Ч. С. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910). ▫ К третьей группе относят современный экзистенциализм, современный прагма­тизм, «философию жизни», бергсонианство и русский иррационализм Н. Бердя­ева (1874-1948), Л. Шестова (1866-1938), Я. Лосского (1870-1965), С. Франка (1877-1950) и др.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.