СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление, распространенное в Европе в V—XVI вв., которое признавало Бога как высшее существующее начало, а весь окружающий мир в качестве его творения.
Представители: Тертуллиан Карфагенский (160—220), Августин Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225—1274), Ансельм Кентерберийский (1033—1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.
Характерные черты теологической философии
▫ Теоцентризм (происходит смещение оси философского исследования с Космоса, Природы на божественное начало — Бога; основным предметом философских исследований является Бог как высшая реальность, главная причина всего сущего).
▫ Мир познается через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Единственный способ познания Бога и всего сущего -толкование Библии.
▫ В основе лежат догмы - положения (учения), принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры. Это догмат о творении (всего Богом), догмат откровения (Бога о самом себе — в Библии), догмат о спасении мира и человечества посредством воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества и т.д.
▫ Человек — творение Бога, т. е. подчеркивается божественная сущность человека. Провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения. Последнее является источником двух противоположных царств: божьего и земного. Проводится идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении, т. е. в рамках христианской морали.
▫ Проблема добра и зла решается оптимистически. В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог Добрый, то добро в итоге одержит победу над злом, за которым стоит дьявол (сатана) — падший ангел, восставший против Бога.
▫ Основные черты:
- рефлексивность (осознание и осмысление собственных догм, идей и т.п.); традиционность;
- креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего); провиденциализм (понимание истории как проявления воли Бога); теодицея (учение, согласовывающее идею «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла); эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека); догматизм;
- оторванность от реального мира; назидательность и т.п.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Характерные черты философии эпохи Возрождения
ФИЛОСОФИЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ называется совокупность философских направлений, которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку. Ренессанс, или Возрождение, в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVII в.
Характерные черты философии Ренессанса
▫ Антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.
▫ Гуманизм. Человек приобретает гораздо большую самостоятельность. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.
▫ Возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии - секуляризация - освобождение от церковного влияния.
▫ Происходит становление опытных наук, дающих истинное знание о природе (Г. Галилей, Д. Бруно, И. Кеплер, Н. Коперник и др.). Формируется принципиально новое, научно-материалистическое понимание, свободное от теологии.
▫ В познании мира мыслители Ренессанса в основном опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
▫ Проявляется большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.
▫ Получают широкое распространение идеи социального равенства. Создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство: «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.