Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теологическая философия



СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление, распространенное в Европе в V—XVI вв., которое признавало Бога как высшее существующее начало, а весь окружающий мир в качестве его творения. Представители: Тертуллиан Карфагенский (160—220), Августин Блажен­ный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225—1274), Ансельм Кентерберийский (1033—1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.
Характерные черты теологической философии
▫ Теоцентризм (происходит смещение оси философского исследования с Космоса, Природы на божественное начало — Бога; основным предметом философских исследований является Бог как высшая реальность, главная причина всего сущего). ▫ Мир познается через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Единственный способ познания Бога и всего сущего -толкование Библии. ▫ В основе лежат догмы - положения (учения), принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры. Это догмат о творении (всего Богом), догмат откровения (Бога о самом себе — в Библии), догмат о спасении мира и человечества посредством воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего чело­вечества и т.д. ▫ Человек — творение Бога, т. е. подчеркивается божественная сущность чело­века. Провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божествен­ного предопределения. Последнее является источником двух противополож­ных царств: божьего и земного. Проводится идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении, т. е. в рамках христианской морали. ▫ Проблема добра и зла решается оптимистически. В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог Добрый, то добро в итоге одержит победу над злом, за которым стоит дьявол (сатана) — падший ангел, восставший против Бога. ▫ Основные черты: - рефлексивность (осознание и осмысление собственных догм, идей и т.п.); традиционность; - креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего); провиденциализм (понимание истории как проявления воли Бога); теодицея (учение, согласовывающее идею «разумного» божественного уп­равления миром с наличием мирового зла); эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека); догматизм; - оторванность от реального мира; назидательность и т.п.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Характерные черты философии эпохи Возрождения

ФИЛОСОФИЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ называется сово­купность философских направлений, которые объединяла ан­тицерковная и антисхоластическая направленность, устремлен­ность к человеку. Ренессанс, или Возрождение, в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVII в.
Характерные черты философии Ренессанса
▫ Антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. ▫ Гуманизм. Человек приобретает гораздо большую самостоятельность. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. ▫ Возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии - секуляризация - освобождение от церков­ного влияния. ▫ Происходит становление опытных наук, дающих истинное знание о приро­де (Г. Галилей, Д. Бруно, И. Кеплер, Н. Коперник и др.). Формируется прин­ципиально новое, научно-материалистическое понимание, свободное от тео­логии. ▫ В познании мира мыслители Ренессанса в основном опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. ▫ Проявляется большой интерес к социальным проблемам, обществу и госу­дарству. ▫ Получают широкое распространение идеи социального равенства. Создают­ся и первые утопии, рисующие идеальное государство: «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.