Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система классификации наук



 

 
Основные способности познания  

 

ПАМЯТЬ   ВООБРАЖЕНИЕ     РАССУДОК  
         
ИСТОРИЯ   ПОЭЗИЯ   ФИЛОСОФИЯ  
         
Гражданская   Драматическая   Учение о природе  
         
Естественная Повествовательная Физика абстрактов  
    Физика конкретов  
повествовательная Параболическая (басни) Математика  
индуктивная          
        Учение о человеке
         
        Учение о Боге

 

Философия Т. Гоббса

 

ТОМАС ГОББС (1588-1679) - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651)  
 
Общая характеристика философии Т. Гоббса  
▫ Ф. Бэкон — родоначальник английского материализма, Т. Гоббс — продолжа­тель и систематизатор бэконовского материализма, которому придал закончен­ную механистическую форму. Другая отличительная черта философии Т. Гоб­бса - ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по его мнению, - главная в философии. ▫ Материализм Т. Гоббса основывается на следующих положениях: первона­чальное, основное есть материя или тело; материя не создается и не исчезает; движение тел происходит по механическим законам; дух, разум, мышление имеют своих носителей - телесные вещи; мыслит материя, телесный орга­низм, а не какая-то отличная от него субстанция. ▫ Познание осуществляется посредством «идей» (чувственных представлений). Источник идей — чувственные восприятия внешнего мира. Идеи перерабаты­ваются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда по­знание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индук­ции, так и дедукции. ▫ О Теория общества и государства представлена в работе «Левиафан» («Чудови­ще»), где обосновывается идея, согласно которой в основе возникновении государства лежал общественный (совместный) договор. Государству, по мне­нию Т. Гоббса, предшествовало «естественное состояние» людей, которое ха­рактеризуется отсутствием собственности. Государство возникает тогда, когда на месте естественного права действует закон (веление разума или правовой разум). Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой Должно быть безусловным. Лучшая форма - абсолютная монархия. ▫ Человек создал государство. Отсюда у Т. Гоббса сопоставление государства с человеком: душа государства — верховная власть, его суставы — судебные и исполнительные органы, нервы — награды и наказания, память — советники, Разум — справедливость и законы, здоровье — гражданский мир, болезнь — смута, смерть — гражданская война.  

 

Философия Джона Локка

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса, и прежде всего сенсуалистичес­кую теорию познания. Основное сочинение: «Опыт о человеческом разуме» (1690)
 
Общая характеристика философии Джона Локка
▫ Дж. Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма (sensus — чувство, ощущение) - происхождение всех знаний из чувственного восприя­тия внешнего мира. ▫ В уме человека нет никаких врожденных идей. Поэтому, по мнению Дж. Лок­ка, познание человека есть прежде всего чувственное познание; оно берет свое начало из ощущения. Отсюда единственным источником всех идей является опыт. Опыт распадается у Дж. Локка на внешний и внутренний. Объект первого — внешний мир, объект второго — деятельность самой души. Первый служит осно­вой чувственного познания, ощущения, второй - рефлективного познания. Из этих двух источников мы черпаем все наши идеи. ▫ В основе знания лежат простые идеи. Так, посредством идей ощущения чело­век воспринимает качества вещей. Эти идеи Дж. Локк делит на идеи первичных качеств и на идеи вторичных качеств. Первичные качества присущи самим предметам (плотность, протяженность, фигура, движение, число). Вторичные качества не присущи самим предметам (цвет, свет, запах, вкус, звук). Простые идеи — это материал для знания, но не само знание. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования из простых идей образуются сложные и об­щие идеи (модусы, субстанции и отношения). По степени значимости для зна­ния идеи делятся на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. ▫ В отношении достоверности существует два вида знания: бесспорное (досто­верное) и вероятное (мнение). По степени точности Дж. Локк различает три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное, или интуитив­ное), демонстративное (доказательное, или доказывающее) и чувственное, т. е. достигаемое посредством чувств. ▫ В понимании материи Дж. Локк впервые выдвинул идею о государстве, построенном на основе разделения властей на законодательную, исполнитель­ную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.