Физическое и (или) психическое нарушение – отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке, установленном законодательством.
Множественные физические и (или) психические нарушения – два и более физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в порядке, установленном законодательством.
Тяжелыефизические и (или) психические нарушения - физические и (или) психические нарушения, подтвержденных в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой степени что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получения элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки.
Термин «множественные нарушения» используется в разных странах, хотя называется по-разному: сложный дефект, сочетанные нарушения, комплексные нарушения, комбинированные нарушения, тяжелые и множественные нарушения и т.д. Объединяет их то, что обозначаются первичные нарушения у одного ребенка, например, слепоглухота (в отличии от термина слепоглухонемота, где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, вызванное глухотой, т.е. вторичный дефект). Нарушения развития проявляются различными сочетаниями. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений. Например, сочетания нарушений зрения и слуха, зрения и умственной отсталости, зрение и ДЦП.
Причины тяжелых и множественных нарушений, их диагностика
Примерно в половине случаев причина неясна. Причины: хромосомные нарушения, нарушения в развитии мозга, метаболические нарушения и влияние окружающей среды на плод.
Основная цель внутриутробной диагностики - определить и исправить развивающегося ребенка до или после рождения. До рождения можно сделать операцию для предотвращения некоторых болезней, например, гидроцефалии.
Для определения нарушений после родов - оценка ребенка по шкале Апгара: сердечный ритм, дыхательные усилия, тонус мышц, рвотный рефлекс и цвет кожи (по шкале 0, 1 или 2, где 2 - оптимальный показатель). Если в сумме всех пяти характеристик ребенок набрал 4 балла или менее, он подвержен риску нарушений. Следующий шаг - медосмотр, поиск причин нарушений и их степень. Обследование обычно проводится на протяжении нескольких лет, чтобы определить степень неврологических нарушений, сенсорные нарушения и развитие моторики.
Описательные характеристики
Ученые определили 5 категорий характеристик: умственная деятельность, адаптивное поведение, физическое развитие, нужды по уходу за здоровьем и общение.
Умственная деятельность
Учебные навыки. У большинства людей с тяжелыми и множественными нарушениями эти навыки нарушены. Умственная деятельность оценивается по результатам проверки умственных способностей. Но для людей с такими нарушениями обычные методы проверки не подходят.
Уровень сознания. Их уровень сознания может колебаться от очень краткого внимания до отсутствия реакции на людей, шум, движение, прикосновение, запах и другие стимулы. Люди с самыми сильными нарушениями проводят большую часть дня во сне, плачут или проявляют стереотипное поведение. Они бывают иногда заинтересованы в том, что происходит вокруг.
Адаптивное поведение
Навыки самопомощи. Большинство этих людей могут научиться сами удовлетворять свои нужды. Школьные и другие образовательные программы включают обучение таким навыкам, как одевание, личная гигиена, умывание, кормление и простые домашние дела.
Общественные навыки. Многие люди не могут обычно общаться с другими людьми.
Некоторые замкнуты в себе, другие не понимают, что вокруг них происходит.
Часто проявляют неуместное общественное поведение. Научить человека общаться с друзьями - важнейший компонент его участия в обществе. Обладание возможностью участвовать в общественной жизни повышает вероятность того, что эти люди научатся общественным навыкам.
Физическое развитие
Задержка развития моторики. У людей с тяжелыми множественными нарушениями обычно наблюдается значительная задержка развития моторики. Их сенсорно-моторные нарушения могут привести к аномальному мышечному тонусу. Например, у некоторых детей мышцы неразвиты настолько, что они не в состоянии держать голову, сидеть или ходить.
Сенсорные нарушения. Нарушения слуха и зрения широко распространены среди людей с тяжелыми множественными нарушениями. Можно ожидать, что у двух из пяти таких людей будет глухота, слепота или и то, и другое. Если у ребенка оба нарушения, он не может получать четкую сенсорную информацию из этих органов чувств. Такие дети обычно замыкаются в себе, кажутся пассивными и неотзывчивыми. Им крайне трудно начинать разговор и нелегко отвечать. Их поведение так отличается от нормального из-за их ограничений.