Теория функциональных блоков сформулирована и применяется в рамках нейропсихологии в целях структурного анализа нарушений психической деятельности при локальных поражениях мозга. Но опыт показывает, что она может быть продуктивно использована и в специальной психологии для описания механизмов отклоняющегося развития и их классификации.
Так, А. В. Семенович предлагает свою нейропсихологическую классификацию отклонений в психическом развитии» выделяя следующие их формы, связанные с незрелостью отдельных мозговых структур:
Поскольку речь идет об отклонениях в психическом развитии, то нет ничего удивительного в том, что при их классификации используются психологические критерии. Подобные нарушения могут преимущественно затрагивать сферу чувственного познания, оставляя относительно сохранной вербально-логическую и психомоторную, как и наоборот. Следует оговориться, что любое деление психической реальности на составные компоненты весьма условно и представляет собой продукт абстракции; в той же степени необходимо осознавать и относительность границ между выделенными группами нарушений.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. несколько видоизменили систему В. В. Лебединского, одновременно введя в нее новые группы. Так, все многообразие отклонений в развитии разбито ими на четыре больших класса: недостаточное развитие, асинхронное развитие, поврежденное и дефицитарное развитие.
Недостаточное развитие в свою очередь делится на тотальное недоразвитие, представленное тремя формами: простой уравновешенный тип, аффективно-неустойчивый тип и тормозимо-инертный; задержанное, включающее: темпово-задержанный (гармонический инфантилизм) и неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм), а также парциальную несформированность высших психических функций, содержащую подгруппы с преобладанием несформированности регуляторного, вербального и вербально-логического компонента и с парциальной несформированностью смешанного типа.
Асинхронное развитие представлено двумя видами: дисгармоническое развитие экстрапунитивного, интрапунитивяого и апатического типа и искаженное развитие с преимущественными нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах, а также с сочетанием того и другого.
Поврежденное развитие описано авторами с помощью двух подразделов: локального поврежденного и диффузно поврежденного развития.
И наконец, дефицитарное развитие также содержит две группы: раннедефицитарное и позднедефицитарное развитие.
Нетрудно заметить, что помимо традиционного способа классифицирования авторы использовали и нейропсихологический подход, что делает данную систему более глубокой и всесторонней. Это дает основание считать ее новым, хотя и далеко не последним шагом на пути анализа многообразных форм дизонтогенеза.
Прогноз: количество детей растет в геометрической прогрессии. 1.Не за счет тяжелых патологий, а за счет легких. 2. Увеличивается количество детей с множественной патологией (часто называют комбинозы, но такого понятия нет). Это усложняет как диагностическую процедуру, так и коррекционные процессы. Ведь умственно отсталый на фоне снижения слуха - это уже совсем другой умственно отсталый. Другая картина. Нет исследований. Все процедуры происходят на уровне опыта работающего педагога.
В заключении данной темы хотелось бы сказать, что патология – это не плохая норма. Она дает другую картину мира, ощущение мира по-другому, иначе. Это может быть даже хорошо.