Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дефицитарном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дефицитарном развитии.



Психические процессы, состояния, свойства лиц с нарушени­ем зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы обладают общими типичными особенностями, получившими определение дефицитарное развитие личности (В.В. Ковалев, В.В. Лебединс­кий и др.).

Анализ литературы по этой проблеме позволяет выделить ряд последовательных причинно-следственных звеньев дефицитарно­го развития психики.

1. Нарушение одного из анализаторов представляет собой ус­ловие нарушения нормы психического развития в результате де­фекта сенсомоторной основы психического отражения.

2. Поскольку в целостном психическом отражении взаимо­действуют все анализаторы и все психические процессы, то нарушение функционирования хотя бы в одном анализаторе при­водит к нарушению всех психических процессов.

3. Основной механизм нарушения внимания - ослабление ин­тереса к окружающему миру, угасание ориентировочно-исследо­вательского рефлекса вследствие потери одного из каналов психической информации. Недостаток произвольного внимания затрудняет процесс обучения, сокращает зону ближайшего развития ребенка.

4. Основной механизм нарушения восприятия – нарушение образов отражения: искажение реальных параметров в первич­ных зонах поврежденных анализаторов ощущений; несформиро­ванная модальность (звуковая, зрительная, двигательная) психических образов; отсутствие целостности психических образов (их фрагментарность) вследствие неполноты взаимодействия всех анализаторов.

5. Основной механизм нарушения памяти – предшествующие запечатлению и сохранению информации нарушения внимания, неполнота и искажение психических образов восприятия.

6. Основной механизм нарушения мышления - недостат­ки внимания, неполная и искаженная информация восприятия и памяти, т.е. существенные пробелы и ошибки первичной ин­формации, с которой в дальнейшем предстоит работать мышле­нию. В этой связи страдает в первую очередь наиболее онтогенетически ранний вид наглядно-действенного мышления. Наруше­ние первой ступени мышления, базовой для формирования пос­ледующих, становится первопричиной затруднений в развитии
основанных на наглядно-действенном мышлении более сложных форм образного и словесно-логического мышления. В результате появляется целостная картина отставания психического развития в познавательной сфере. Она характеризуется несформированностью свойств обратимости мышления, т.е. расстройством вза­имодействия информационных кодов действия с предметом (наглядно-действенное мышление), образов действия с предметом (образное мышление), словесного обозначения предметов и абс­трактных действий с ними (словесно-логическое мышление).

7. В результате компенсации первичного дефекта того или иного анализатора (зрительного, слухового, двигательного) развитием речи, вербальным мышлением часто отмечается формализм мышления, т.е. неподкрепление словесного обозначения предмета и явления сенсомоторным образом, неподкрепление теории прак­тикой, идеального Я (хочу) реальным Я (могу).

8. Недостаток адекватного отражения мира реалистичным, объективным, рациональным способом компенсируется субъек­тивным, эмоциональным, иррациональным способом психического отражения. В структуре личности происходит существенный сдвиг аффективно-когнитивной пропорции психического отражения в сторону аффекта.

9. Личность, которая формируется в результате дефицитарного развития, часто приобретает тип так называемой нарциссической личности, для которой характерны:

ü инфантильность, эгоцентризм;

ü завышенная самооценка идеального «Я», неадекватно претенциозные запросы по сравнению с неразвитым реальным «Я» (умени­ями, способностью реализовать претензии на исключительность);

ü чрезмерная эффективность, замещающая недостатки интел­лекта, высших духовных чувств, изъяны моральных качеств;

ü мощная психологическая защита, компенсирующая слабо
развитое реальное Я.

Без специальной профилактической работы медиков, психо­логов, педагогов возникающие разнообразные акцентуации ха­рактера в процессе дефицитарного развития личности приводят к психопатии, к патологическому завершению дизонтогенеза.

10. Межличностные отношения являются большой проблемой, поскольку значительная зависимость от зрячих, слышащих, двигающихся, а значит более компетентных в окружающем мире, создает специфические трудности формирования мотивации общения, предполагающей диалог, где происходит восприятие и осмысление эмоциональных другого человека. Особенно сложно вступать в общение слепому и детям с ДЦП.

11. Трудности построения социального взаимодействия приводят к возникновению социальных страхов.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.