Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задержанное психическое развитие: понятие, причины возникновения, структура дефекта (по Е.С. Слепович). Основные отличия олигофрении от задержки психического развития.



 

Задержанное развитие – замедление темпа развития психики. Полиформная группа, пред­ставленная разнообразными вариантами инфантилизма. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Типичной моделью задержанного развития является задержка психического развития (ЗПР). В отличие от умственной отсталости характеризуется парциальным замедлением развития и разными степенями обратимости.

Понятие «задержка психического развития».

Задержка психического развития (ЗПР)нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей развития ребенка при специальном его обучении(А.О. Дробинская).

Особенностью ЗПР является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Если при последней первично страдает интеллект, то при ЗПР – его предпосылки (память, внимание, пространственная ориентация и т.д.). У детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. У детей с ЗПР достаточно высокие потенциальные возможности обратимости отставания от сверстников, в связи с тем, что у них парциальное (мозаичное) поражение коры головного мозга, а при умственной отсталости - тотальное (диффузное).

 

 


31. Основные варианты задержки психического развития (по К.С.Лебединской).

 

Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С.Лебединской:

Ø ЗПР конституционального происхождения;

Ø ЗПР соматогенного происхождения;

Ø ЗПР психогенного происхождения;

Ø ЗПР церебрально-органического происхождения.

F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное

I. ЗПР конституционального происхождения.Для нее ха­рактерны проявления гармонического психического инфан­тилизма и нарушения познавательной деятельности, обус­ловленные прежде всего незрелостью мотивационной сфе­ры, преобладанием игровых интересов. Связано это с недоразвитием тех психофизиологических функций, кото­рые получают наибольшую нагрузку в процессе учебной де­ятельности: умение произвольно управлять своим поведени­ем, запоминать, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свою деятельность, уровень развития речи и абстрактного мышления, координация мел­ких движений.

Подобные негрубые отклонения, часто встречающиеся у неуспевающих учеников массовой школы, связаны с замед­лением темпа развития высших отделов коры головного моз­га. Черты незрелости или недоразвития психики, прежде всего эмоционально-волевой сферы, когда, по определению Л.С.Выготского, существенные стороны психики ребенка сохраняют более раннюю детскую организацию, приводят к более позднему становлению навыков учебной деятельнос­ти, к более непосредственному поведению, чем принято в школьных условиях. Такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики, получило название психического инфантилизма.

В тех случаях, когда проявления инфантилизма не ослож­нены дополнительными неблагоприятными факторами и выражаются только в эмоционально-волевой незрелости, детям свойственны относительная живость психики, любоз­нательность, интерес к окружающему. Они активны в игре, привносят в нее творческий элемент, фантазию. Часто эмо­ционально-волевая незрелость у них гармонично сочетается с общей «детскостью» облика — они выглядят младше свое­го возраста, у них наблюдаются хрупкое телосложение, за­держка роста, более поздняя смена зубов. Пропорциональ­ное сочетание физической и психической незрелости при достаточно благополучном психическом состоянии в целом получило название гармонического инфантилизма.Эта форма инфантилизма встречается обычно при наследственной предрасположенности к более позднему развитию психичес­ких функций, у ближайших родственников также можно вы­явить наличие инфантильных черт в детстве, иногда инфан­тильность встречается также у близнецов и у недоношенных детей. Развитие детей с гармоническим инфантилизмом имеет благоприятный прогноз: при правильной организа­ции воспитания и обучения эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их лично­стного развития сглаживаются.

Инфантилизм может проявляться на любом этапе разви­тия ребенка, но наиболее отчетливо он обнаруживает себя в начале школьного обучения. Проявляется эта не­зрелость психики ребенка, несоответствие его статусу учени­ка прежде всего в учебной деятельности, требующей управ­ления своими непосредственными побуждениями, целенап­равленного внимания, сосредоточенности. Беспечность у них может сочетаться с добродушием и ожив­ленностью, внушаемостью и подчиняемостью в отношениях с другими детьми. Движения их часто порывисты, недоста­точно четки, моторная незрелость проявляется в трудностях координации тонких движений пальцев и кистей рук, выра­ботки двигательных стереотипов, необходимых для овладе­ния навыками письма и ручной умелости. Эти особенности моторики соответствуют особенностям нормально развиваю­щихся детей более младшего возраста и получили название моторного инфантилизма.Особенно отчетливо задержка в развитии моторики проявляется при целенаправленных ви­дах деятельности (рисование, письмо, ручной труд).

F84.8 – другие общие расстройства развития

II. ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающе­го действия соматических заболеваний на организм, нару­шения питания клеток головного мозга и, как следствие, за­медление темпа созревания и развития структурно-функци­ональных мозговых систем. Нередко имеет место и задержка созревания эмоционально-личностной сферы, так называе­мый соматогенный инфантилизм. Обусловлен он, с одной стороны, не грубыми нарушениями обменных процессов и питания клеток головного мозга из-за частых и/или тяжелых заболеваний, приводящих к замедлению его созревания, с другой стороны, особенностями воспитания соматически ослабленного ребенка (повышенная опека, ограниченное общение со сверстниками).

От «обычного» ОРЗ ребенок считается выздоровевшим через 5—7 дней, однако восста­новления исходного состояния организм достигает лишь спустя 3—4 недели. В этот период, когда ребенок уже счита­ется здоровым, он больше подвержен риску заболеть снова, быстрее утомляется, более нервозен, чем обычно. Частые простуды не только ослабляют организм, но и ведут к фор­мированию очагов хронической инфекции: хронических тонзиллитов, гайморитов и т.д. Общая ослабленность организма, незрелость вегетатив­ных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность ребен­ка, могут быть также врожденными — обычно это послед­ствия нарушенного течения беременности у матери, влияния на нее токсических веществ и профессиональных вред­ностей. Такие дети часто рождаются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают, иногда до рвоты, плохо прибавляют в весе. Они болезненно реаги­руют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привыч­ной обстановки. В дошкольном возрасте родителей могут беспокоить поверхностный чуткий сон ребенка, частые про­буждения, возбуждение и стереотипные движения при засы­пании (раскачивание, сосание пальцев), ночной энурез, сниженный аппетит, выраженная избирательность в еде (на­пример, некоторые дети не едят мясной пищи или овощей), повышенная склонность к аллергическим реакциям, про­студам, инфекциям. Уже в дошкольном возрасте становятся отчетливыми нарушения эмоционально-волевого реагиро­вания: повышенная чувствительность, впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, вы­раженная заторможенность в контактах с чужими людьми — вплоть до отказа от речевого общения. Врожденная или при­обретенная (в результате истощающих организм хроничес­ких заболеваний) недостаточность вегетативной нервной системы, неустойчивость вегетативного тонуса проявляются склонностью к нарушениям пищеварения, аллергического фона, колебаниям сосудистого тонуса, беспричинному по­вышению температуры. Таким детям часто свойственна ме­теозависимость (ухудшение состояния, снижение работос­пособности при изменениях погоды).

К началу обучения в школе соматически ослабленный ре­бенок нередко выглядит моложе своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребен­ка к нагрузке могут изменения в организме в связи с росто­вым скачком, происходящим на 6—7-м году жизни. Мы уже говорили о том, что период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма. Особенно высока вероятность такой «накладки» у детей с задержанным развитием — их «биологи­ческие» часы не совпадают с календарными, и те изменения, которые при своевременном развитии приходятся на стар­ший дошкольный возраст, у них происходят уже за школьной партой.

Трудности в адаптации к школьным условиям обусловле­ны не только повышенной утомляемостью этих детей, но и инфантильными особенностями психики, которые нередко отмечаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: неса­мостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых. Черты эмоциональной незрелос­ти часто сочетаются с невротическими проявлениями: повы­шенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью. Причиной такого отставания в становлении личностных ка­честв является, с одной стороны, задержанное созревание структур мозга, регулирующих поведение ребенка и его адаптацию к новым условиям, с другой — повышенная эмо­циональность, тревожность, вызванные не всегда адекват­ными условиями воспитания.

Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослаблен­ных детей из-за болезненности и подверженности инфекци­ям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результа­те ребенок приходит в школьный коллектив, не умея об­щаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усилива­ющей утомление. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину.

Несмотря на то, что собственно интеллектуальная дея­тельность у таких детей может быть относительно сохран­ной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в дет­ском коллективе часто становятся для них непосильными. «Нормативные» нагрузки оказываются чрезмерными: утом­ление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. На­капливающееся утомление, отсутствие своевременного от­дыха (они успевают устать и истощиться задолго до наступ­ления перерыва между уроками, не успевают отдохнуть за перемену) приводят к формированию хронической усталос­ти или переутомления. Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность после отдыха восстанавлива­ется до исходного уровня, а при переутомлении этого вос­становления не происходит, утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоя­нии организма. Врачи считают переутомление состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно является благоприятным фоном для развития болезненных отклоне­ний и в физической, и в психической сфере. При переутом­лении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливаются эмоциональная неустойчи­вость, раздражительность и непродуктивная возбужден­ность, возникают головные боли.

F81.3 - смешанное расстройство учебных навыков

III. ЗПР психогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие влияние на психику ребенка, могут привести к нарушениям вегетативной нервной системы и психических процессов, а также эмоционального развития.

Нарушения разви­тия, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эта группа объеди­няет формирование личности ребенка по истерическому ти­пу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорно­сти или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем ка­призам ребенка, отношение к нему как к «вундеркинду». При этой форме ЗПР нередко недостатки воспитания и сти­муляции развития усугубляются недостатками мозговых си­стем, обеспечивающих познавательную деятельность.

В случае, когда ребенок предоставлен сам себе и не полу­чает необходимого педагогического воздействия со стороны семьи или замещающего ее учреждения, растет в условиях безнадзорности, гипоопеки, особенно близких, ведущих асоциальный образ жизни, у него не формируются познава­тельные интересы, интеллектуальные склонности и установ­ки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний. Ребенок, выросший в таких условиях, не понимает значения интеллектуального труда, знаний, культурных ценностей, не приобретает навыки поведения в обществе. Оказавшись за школьной партой, он вряд ли будет прикладывать усилия к выполнению рутинных школьных заданий: непосредствен­ного удовольствия от этого он не получает, оценка учителя часто бывает скептической или отрицательной (ведь такой ребенок обычно не подготовлен в должной степени к школь­ному обучению и закономерно оказывается среди слабых учеников), от родителей ни заинтересованности, ни под­держки ожидать не приходится. Естественной реакцией на подобное развитие событий у ребенка будет негативное от­ношение к учебной ситуации, которое он не умеет и не счи­тает нужным сдерживать. Уходы из класса, прогулы, кон­фликты с учителем, агрессивное отношение к другим детям (надо же хоть как-нибудь самоутвердиться!) приводят к тому, что и взрослые начинают воспринимать ребенка как хулига­на, и сам ребенок воспринимает себя так же.

При неблагоприятном влиянии окружения на инфантиль­ного ребенка (воспитание в условиях повышенной опеки, безнадзорности и педагогической запущенности, неадекват­но высоких требований со стороны взрослых, недостаточно­сти эмоционального контакта с близкими) и при сочетании инфантильности с отдельными патологическими чертами характера (возбудимость, конфликтность, демонстратив­ность, эгоцентризм, выраженная капризность, слабость во­левой регуляции и др.) возникает почва для искаженного формирования личности. Сочетание инфантильных особен­ностей и искажения мотивационной сферы ребенка получи­ло название дисгармонического инфантилизма.При этом виде инфантилизма на первый план выступают неспособность к волевому усилию, слабость нравственных установок, ориен­тация в поступках на получение удовольствия; или, напро­тив, повышенная заторможенность, болезненная неуверен­ность в себе, неспособность добиться успеха из-за отказа от попыток что-либо сделать (такой ребенок настолько неуве­рен в своих возможностях, что говорит «не могу» до того, как сделает попытку выполнить задание, не проявляет активно­сти в деятельности и играх).

При воспитании с повышенной опекой, когда ребенка ли­шают возможности проявить самостоятельность, инициати­ву, принять ответственность за свои поступки, происходит формирование установки на бездеятельность и постоянную помощь, иждивенческой позиции, неспособности к волево­му усилию. В условиях социально-педагогической запущен­ности причиной дезадаптации является несформированность способности подчинять свои потребности школьным правилам. Ребенок, воспитанный по типу «кумир семьи», привыкает к постоянному восхищению собой, своими спо­собностями и качествами. Он не умеет сравнивать свои до­стижения со сверстниками, критически оценивать их, при­кладывать усилия для улучшения результата. Отсутствие воз­можности быть в центре внимания травмирует ребенка, его эгоцентрическая установка мешает наладить отношения с другими детьми, в результате у него формируется негативная установка и к школьным занятиям, и к одноклассникам.

Искаженное формирование личности может произойти также в ситуации, когда ребенок находится под воздействи­ем постоянных психотравмирующих факторов (безразлич­ное отношение со стороны родителей, неприятие ребенка, завышенные требования, не соответствующие его реальным возможностям, алкоголизм одного из родителей с агрессив­ным отношением к ребенку или к другим близким и т.п.). В этих случаях патологическое формирование личности имеет в своей основе тревожность, робость, боязливость, невроти­ческие проявления, отсутствие активности и инициативы, повышенную заторможенность, неуверенность в своих си­лах, склонность отказываться от деятельности и замыкаться в себе. Это приводит к тому, что ребенок не прикладывает усилий по преодолению трудностей, любое задание вызыва­ет у него страх, попытку отказа от выполнения предложен­ной работы. Отсутствие самостоятельности, затормо­женность приводят к тому, что ребенок постоянно нуждает­ся в стимуляции, поддержке, поощрении для того, чтобы проявить свои потенциальные возможности.

F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития –

IV. ЗПР церебрально-органического происхождения

У детей имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и обусловливает незрелость эмоциональной сферы и (или) парциальные нарушения психических функций. Церебро-органическая недостаточность проявляется большей стойкостью и выраженность нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности

Особое состояние представляет собой задержка эмоцио­нально-волевого созревания, вызванная органической недо­статочностью нервной системы, которая накладывает ти­пичный отпечаток на структуру личности ребенка. Если при первом, втором и третьем вариантах задержки психического развития мы подразумеваем преимущественно функцио­нальную недостаточность мозговых структур, отвечающих за эмоционально-волевую составляющую познавательной дея­тельности, то четвертый вариант объединяет детей, задержка развития которых носит более грубый характер, обусловлен­ный поврежденностью мозговых структур. Это разделение весьма условно, однако помогает лучше понять отличия между разными вариантами ЗПР.

Эмоционально-волевые особенности ребенка с ЗПР цере­брально-органического происхождения носят, как правило, характер органического инфантилизма. При этом варианте инфантилизма отсутствуют яркость и живость эмоций, они мало дифференцированны; дети слабо заинтересованы в оценке своей деятельности, отличаются низким уровнем притязаний. Внушаемость носит более грубый оттенок и приближается к некритичности. Игра отличается монотон­ностью и однообразием, содержание ее примитивно, стрем­ление к игре возникает чаще в ситуациях, требующих умственной нагрузки, и выглядит скорее как уход от труднос­тей, чем потребность в игровой деятельности. Такие дети ча­сто расторможены, в их поведении встречаются элементы психопатоподобного свойства. У них также более выражена интеллектуальная недостаточность. Это обусловлено нару­шением так называемых предпосылок интеллектуальной де­ятельности: внимания, памяти, работоспособности, инерт­ностью мыслительных процессов, недостаточностью неко­торых корковых функций..

Нередко проявления органического инфантилизма в со­четании с выраженными недостатками когнитивной сферы объединяются в синдром, который получил название психо­органического.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.