Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, четыре группы детей с аутизмом.



Искаженное развитие –один из типов дизонтогенеза, выделенных В.В. Лебединским. Типичная модель искаженного развития – ранний детский аутизм.

Причины возникновения РДА неуточнены, но как наиболее вероятные принимаются следующие:

ü наследственная отягощенность: во многих случаях родители или другие родственники ребенка страдают шизофренией, невротическими расстройствами;

ü как реакция на подавление ребенка со стороны матери, ее эмоциональную холодность (Б.Беттельхейм);

ü как следствие органического поражения мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон.

Четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы:

1-ая группа РДА – полная отрешенность от происходящего.Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерно:

ü полевое поведение: ребенок бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда передвигаясь по мебели (прыгая, перелезая по верху);

ü эмоциональный контакт со взрослым отсутствует, реакция на внешние и внутренние раздражители слабая, болевые пороги снижены;

ü лицо сохраняет выражение отстраненности;

ü речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено;

ü ребенок избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все это может вызвать приступы страха;

ü выражены явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.

Задачей этого типа эмоциональной регуляции является сохранение себя от воздействий внешнего мира и стремление к эмоциональному комфорту.

2-ая группа РДА – активное отвержение, отличается большей активностью.

ü ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль);

ü активно требует сохранения постоянства в окружающей среде: одинаковой пищи, постоянных маршрутов прогулки, тяжело переживают перестановку мебели, смену одежды и т.д. При этих изменениях как реакция – отказ от пищи, утрата навыков самообслуживания;

ü наблюдаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств, надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой, прослушивание одних и тех же пластинок;

ü вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п.

ü речь в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд, адресованных любым присутствующим;

ü характерна чрезмерная связь с матерью, невозможность оставить ее даже на короткий срок;

ü иногда отмечается сочетание холодности, нечувствительности к эмоциям других людей с повышенной чувствительностью к состоянию матери.

3-ая группа РДА – захваченность аутистическими интересами,характеризуется следующими показателями:

ü наличие речи в виде эмоционального окрашенного монолога, выражающего потребности ребенка;

ü противоречивость побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений;

ü часто встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков.

4-ая группа РДА – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми,является наименее тяжелой:

ü ребенок способен к общению;

ü сохранны интеллектуальные функции;

ü речь аграмматична, нарушено употребление местоимений;

ü выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери;

ü не хватает гибкости и разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов;

ü круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

Дети 1-2 группы практически недоступны продуктивному контакту, не способны к выполнению обычных заданий. С 3-4 группой специалисту удается установить контакт. У них отмечается разный уровень и неравномерность достижений, развития интеллекта. Со временем в развитии ребенка возможно как улучшение освоения навыков общения, постепенная адаптация, так и регресс, утрата приобретенных навыков.

 





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.