Искаженное развитие –один из типов дизонтогенеза, выделенных В.В. Лебединским. Типичная модель искаженного развития – ранний детский аутизм.
Причины возникновения РДА неуточнены, но как наиболее вероятные принимаются следующие:
ü наследственная отягощенность: во многих случаях родители или другие родственники ребенка страдают шизофренией, невротическими расстройствами;
ü как реакция на подавление ребенка со стороны матери, ее эмоциональную холодность (Б.Беттельхейм);
ü как следствие органического поражения мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон.
Четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы:
1-ая группа РДА – полная отрешенность от происходящего.Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерно:
ü полевое поведение: ребенок бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда передвигаясь по мебели (прыгая, перелезая по верху);
ü эмоциональный контакт со взрослым отсутствует, реакция на внешние и внутренние раздражители слабая, болевые пороги снижены;
ü лицо сохраняет выражение отстраненности;
ü речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено;
ü ребенок избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все это может вызвать приступы страха;
ü выражены явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.
Задачей этого типа эмоциональной регуляции является сохранение себя от воздействий внешнего мира и стремление к эмоциональному комфорту.
2-ая группа РДА – активное отвержение, отличается большей активностью.
ü ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль);
ü активно требует сохранения постоянства в окружающей среде: одинаковой пищи, постоянных маршрутов прогулки, тяжело переживают перестановку мебели, смену одежды и т.д. При этих изменениях как реакция – отказ от пищи, утрата навыков самообслуживания;
ü наблюдаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств, надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой, прослушивание одних и тех же пластинок;
ü вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п.
ü речь в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд, адресованных любым присутствующим;
ü характерна чрезмерная связь с матерью, невозможность оставить ее даже на короткий срок;
ü иногда отмечается сочетание холодности, нечувствительности к эмоциям других людей с повышенной чувствительностью к состоянию матери.
3-ая группа РДА – захваченность аутистическими интересами,характеризуется следующими показателями:
ü наличие речи в виде эмоционального окрашенного монолога, выражающего потребности ребенка;
ü противоречивость побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений;
ü часто встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков.
4-ая группа РДА – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми,является наименее тяжелой:
ü ребенок способен к общению;
ü сохранны интеллектуальные функции;
ü речь аграмматична, нарушено употребление местоимений;
ü выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери;
ü не хватает гибкости и разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов;
ü круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.
Дети 1-2 группы практически недоступны продуктивному контакту, не способны к выполнению обычных заданий. С 3-4 группой специалисту удается установить контакт. У них отмечается разный уровень и неравномерность достижений, развития интеллекта. Со временем в развитии ребенка возможно как улучшение освоения навыков общения, постепенная адаптация, так и регресс, утрата приобретенных навыков.