По мнению А. Р. Лурии, в качестве основных условий нормального психического развития можно представить в виде следующих составляющих:сохранность речевых систем, физическое здоровье, адекватное по возрасту воспитание и обучение, сохранность анализаторных систем, сохранность структур и функций ЦНС.
Причины отклонения в ПР:
1. Патогенные факторы– это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные.
Эндогенные причины (наследственные, внутренние) - изменение наследственных структур (мутации).
2.Психосоциальные факторы отклоняющегося развития. Социальные и культурные факторы.Условия, в которых ребенок воспитывается в раннем возрасте, во многом определяет его дальнейшую жизнь.
Депривация- психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.
Факторы резистентности и уязвимости.
Понятие уязвимости – это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству.
Резистентность/невосприимчивость – противоположность уязвимости. Люди, у которых несмотря на наличие уязвимости, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные.
Опосредующие факторы.
Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер. Конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависетьне только от него, но и от многообразных комбинаций опосредующих переменных. Результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим сочетанием его характеристик и свойств самого индивида.
Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.
Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием.
Существуют вредные факторы, действующие на мозг ребенка во время внутриутробного развития, в момент родов или в первые годы жизни. Эти факторы нарушают процесс созревания и нормального функционирования мозга.
В специальной психологии причина – это воздействие на организм внешнего или внутреннего патогенного фактора, вызывающего болезнь или отклонения в развитии.
Патогенная ситуация - ситуация, способная спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила ее воздействия превышает компенсаторные возможности индивида.
Патогенные факторы.Это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные.
Основу принципа детерминизма составляет идея причинной обусловленности и всеобщей взаимосвязи явлений объективной реальности. В этом смысле любое отклонение в развитии всегда имеет свою причину, независимо от того, известна она нам или нет.
Патогенные факторы делят на:
ü наследственные факторы (70-90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей;
ü врожденные – действующие уже на развивающийся плод;
ü приобретенные – неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка в первые три года жизни.
Наследственные факторы включают изменение наследственных структур (генные и хромосомные мутации).