Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В защиту этнократических и лингвистических федераций (Антропосистема).



Я полагаю, что значительный вклад в обосновании идеологии построения мультикультурных обществ внесли исследователи междисциплинарной субъдисциплины философии, социологии, антропологии, и психологии – Антропосистемы. Суть этой дисциплины – в изучении процессов происходящих в голове человека – Функциональной асимметрии головного мозга, и как разное функциональное сочетание двусоставных его частей (левое – развитие, изменение и правое – сохранение, творчество, сомнение, воспоминание) влияет как на психологию, так и в целом на конкретный социум.

Это разное сочетание функциональной асимметрии (изменить – сохранить) выражается в особенностях формирования цивилизаций, своеобразной быстроте их развития, качестве этого развития, и естественно по разному поделённого на географический и политический факторы. Лучше всего это возможно более кратко – содержательно объяснить в истории и сути антропосистемы цитатами из работы Г.Г. Ершовой – «Антропосистема: Человек и коллектив». Из сердцевины её выводов:

«Как известно, в начале XX в. ряд антропологов отказались от эволюционизма, поскольку не смогли на материалах современной им науки выделить того компонента, который логичным образом выстраивал схему развития интеллекта человека и соединить его со схемой исторического развития. Б. Малиновский, Р. Бенедикт переориентировали свои исследования на анализ внутренней структуры культуры в качестве главной характеристики коллектива. А. Радклиф-Браун вновь обратился к методам естествознания, подойдя к формулировке понятия динамической социальной системы, и ввел понятие функции, определив ее как "способ существования структуры". Однако рассматривал он структуру не целой системы, а вновь лишь отдельных ее компонентов-подсистем (культуры, социальных институтов) в основном ранних обществ, что соответствовало традиционным принципам антропологии. К. Леви-Стросс, вернувшись к структуре культуры, предложил свой метод анализа модели мира, опираясь на описательные лингвистические схемы бинарных оппозиций. Но даже обращение к особенностям ментальности в психологическом понимании этого термина не позволило антропологии выйти за пределы локальных внутрисистемных проблем. Тем самым западная антропология замкнула круг, так и не выйдя на общесистемный уровень, создав одновременно такие плодотворные научные направления как культурная, социальная, философская антропология, этнология, социология и т.д. Попытки принципиально нового подхода к пониманию цивилизационных процессов с точки зрения палеопсихологии обозначились к концу 60-х годов, когда Р. Сперри [25] был открыт феномен функциональной асимметрии головного мозга человека (Ж.Пиаже, А. Маршак, Б.А. Фролов Т. Винн, В.П. Алексеев). Однако для этих исследователей (как и для Леви-Стросса) принцип сочетания "бинарных оппозиций" или точнее говоря простого двоичного кода из равнозначных компонентов в качестве схемы построения структуры, с законом рекапитуляции Геккеля оказался недостаточным для перехода к решению проблемы самоорганизации антропосистемы в целом и выявлению закономерностей цивилизационных процессов».

«Для реализации этой задачи не доставало современного состояния знаний о функциональной асимметрии головного мозга, [26] теории полового дихрономорфизма В.А. Геодакяна,[27] концепции поисковой активности В.В. Аршавского, [28] [29] и открытия С. Альтманом и Т. Чеком каталитической функции РНК, когда активный центр фермента предстает в виде "щели" или "полости", образованной макромолекулой белка и тем самым катализатором протекания процессов в живой системе становится пространственная среда. [30] В статье "К вопросу о классификации сигнализации" [31] Ю.В.Кнорозов сформулировал основные положения теории системного подхода к человеческому объединению. Он определил принципиально важные характеристики данной саморазвивающейся системы высшего порядка, исходя из наличия некой "универсальной системы", действующей во Вселенной и включающей все системы живой и неживой природы. При этом свойства высшей системы не тождественны свойствам, составляющих систему единиц. Причем этапы развития этой системы находятся в некой зависимости от развития функций полушарий головного мозга. Развивая предложенные в последние два десятилетия теоретические положения, можно предложить некую модель антропосистемы, основанную, на универсальном законе симметрично-асимметричной организации систем. Антропосистему представляет человечество земли в целом. Составляет территории, формируются более сложные социальные и территориальные образования. Как известно, именно средовой компонент (будь то жилье или территория) являются основным объектом защиты со стороны социума и разрабатываемых ею правовых норм. Да и сама история, по сути, является процессом перераспределения территориальных владений».

«В антропосистему интегрированы как дисперсные мелкие био-социальные образования, так и сложные государственные и межгосударственные подсистемы. В целом антропосистема прогрессивно развивается - т.е. усложняется в своей структуре, обеспечивая наиболее комфортное и продуктивное существование человеку. Формальным признаком прогресса (т.е. того, ради чего развивается антропосистема) является состояние человека: уменьшение "основного обмена" (расхода энергии организмом при относительном покое), увеличение продолжительности жизни, воспроизводство и выживаемость полноценного потомства, манипулирование бoльшими объемами информации, повышением отдачи поисковой активности».

Здесь убедительно делается вывод о том, что власть есмь прерогатива мужчин и любых лево – полушарных существ, у которых развито левое полушарие мозга, отвечающее за изменение, развитиеобщественных политических структур, для наибольшей эффективности и ответе на большее количество новых возникающих запросов, при меньшей затрате ресурсов. Привнесение для этого новых идей – эффекторов развития. Прерогатива же женщин, как представителей больше народа – это достижение и сохранениечаще старого порядка, чем нового и временно непонятного качественного состояния. Решение новых вопросов «привычными», «обкатанными» способами, в том числе «коррупциогенными» - то есть через продажность и казнокрадство. Потому коррупцию невозможно победить в высоко феминизированных государственных органах. А высокоточное оружие, инженерные сооружения, сложносоставные государственные формирования создают только мужчины и в редких случаях лево - полушарные женщины.

По формуле: Власть отвечает за изменение, приспособление, маневрирование и эффективность перед опасностями и угрозами, а Народ в целом отвечает за восстановление определённой стабильности (при низком уровне социального и этнического напряжения), сохранение равновесных систем (энтропию). Становление «новосложившихся» правоотношений и возвращение более «привычных» уже псевдоправоотношений (вышедший из обращения правовой обычай, путем его делегализации и трансформации/замены в/на другое правоотношение). Посему правовой мониторинг необходим для закрепления обновлённых правоотношений в правовой культуре и менталитете граждан империи/федерации. Следующая цитата:

«Возникновение нового прогрессивного цивилизационного признака не происходит синхронно во всех социумах, а только в каком-либо одном или даже нескольких, но параллельно и независимо. Если он оказывается положительным - т.е. приводит к укреплению стабильности системы (экстенсивно или интенсивно) - то закрепляется, постепенно становясь доминантным в регионе. Отсюда определяется различная динамика и временные характеристики в развитии культур и цивилизаций. Когда этот же признак начинает функционировать у все большего количества подсистем, то меняются параметры антропосистемы в целом, но это еще не означает, что все подсистемы в обязательном порядке должны достичь "финального" уровня. Лидерство цивилизационной динамики не является абсолютным приоритетом той или иной подсистемы, а, как показывает историческое развитие, перемещается из региона в регион (Египет, Средиземноморье, Западная Европа, США, Япония), переходя в другую подсистему, находящуюся в определенном (чаще всего опосредованном) культурном контакте с предыдущей. При этом в условии доминантности дисперсных подсистем цивилизационные прогрессивные очаги могли возникать независимо друг от друга: западный, восточный, американский. При этом более продвинутая подсистема как правило включает в себя синхронно сосуществующие менее сложные образования разных уровней (но не менее общины), которые способны соседствовать относительно независимо, модифицироваться, развиваться, интегрироваться в другие образования, а также паразитировать внутри своей надсистемы. Разрушение стабильности подсистемы любого уровня может привести к ее временной деградации или дезинтеграции на составные элементы, способные реинтегрироваться в иные надсистемы (как, например, наблюдается при распаде СССР). Общим механизмом, который организует и вместе с тем заставляет изменяться неорганический и органический мир, биосферу, и, главное в данном контексте, антропосистему является взаимопровоцирующее действие асимметричных функций (сохранения и изменения) саморазвивающегося объекта, выражающееся в постоянной смене взаимозависимых форм функциональной асимметрии и морфологической (структурной) симметрии, имеющих в каждой системе и подсистеме собственное выражение. Проблема симметрично-асимметричной организации имеет прямое отношение и к наиболее сложной познаваемой живой системе - антропосистеме, которая является саморазвивающейся системой, и к которой лишь в определенных случаях применимы основные законы равновесных систем (энтропии и т.д.), поскольку они не отражают фактора динамического развития. Помимо хорошо известной и общепринятой двоичности мироустройства, вводится категория третьего, неравноизмеримого, но обязательного параметра - средового - который является условием катализа процессов, происходящих в живых системах и имеет специфическое выражение в антропосистеме. На антропосистему оказывается двойное влияние. Первое осуществляется через головной мозг человека и является системообразующим константным (общее устройство космоса, охватывающее единым образом всю антропосистему и обеспечивающее единый эволюционный путь развития). Второе действует в основном на уровне составляющих подсистем (этнических, государственных, политических, религиозных образований) и является системоизменяющим переменным, (средовое - природно-экологическое и антропогенное). Антропосистема предусматривает специфический вид деятельности - артефактную (целевую искусственную), которая также становится самостоятельной системой, развивающейся по той же троичной схеме, формируя атрефактно-информационное пространство, совмещаемое с территориальным пространством, максимальная форма выражения которого на данном этапе - геопространство. Действие сохраняюще-изменяющего принципа развития можно рассмотреть на каждом из компонентов прилагаемой схемы (как одномоментно, так и в историческом развитии): от мозга человека до психологии индивидуального и коллективного поведения; от изготовления первых артефактов до формирования поселенческих и государственных образований; от социо-репродуктивных групп до политических объединений; соотношение системосохраняющих и системоизменяющих функций в биноме общество-власть; определение роли личности и ее индивидуальной социальной функции; возрастная биосоциальная асимметрия, половая биосоциальная асимметрия; смена научных парадигм как совершенствование (упрощение) картины мира; эволюция и специфика функций информационного пространства (от сохраняющей к изменяющей). Таким образом, под антропосистемой понимается: фрагмент мироздания, саморазвивающаяся открытая подсистема, сформированная в процессе развития живой природы и эволюции homo sapiens, обладающая общими системными признаками фрактальности и существующей в условиях катализно-ингибиторного пространственного компонента двоичности. Антропосистема отличается от прочих целевым воздействием на окружающую действительность, артефактной организацией территориального пространства и наличием специфического развивающегося информационного пространства. Устойчивость АС не одномоментна - она заложена в схему саморазвития и зависит как от внешних переменных: эколого-природной среды, так и внутренних антропогенных факторов. Эта поэтапно усложняющаяся система реализует инстинкт самосохранения человека и обеспечивает выживание социума за счет постоянного движения саморазвития. При этом уровень противостояния антропосистемы окружающей среде находится в прямой зависимости от состояния актуальной модели мира. Однако человек, создавая для выживания сложную антропосистему, тем самым становится ее "заложником", поскольку он является единственным в биологии видом, где полноценность особи зависит не только от здорового генотипа, но и обязательного специфического фенотипа, формируемого исключительно в среде себе подобных. Сама антропосистема может развиваться, только воспроизводя в каждом новом поколении весь объем имеющихся знаний на момент формирования этого поколения. Исторический процесс отражает предлагаемую схему саморазвития антропосистемы, логически сочетая не только модели эволюционного прогресса, но и регрессивные процессы, которые отнюдь не противоречат общей схеме развития. Сочетание системосохраняющих и системоизменяющих функциональных признаков конкретного государственного образования как части антропосистемы определяет жизнеспособность данного образования и тенденции его развития, стагнации, умирания или возврата на предыдущий уровень. Очевидно, что усложнение единой антропосистемы идет по пути все большего возникновения промежуточных подсистем между "конечными пунктами", связи между которыми развиваются не только вертикально, но и горизонтально, образуя систему взаимопересекающихся сетей. Если мы попытаемся рассмотреть любое современное государственное образование (в качестве подсистемы) то отчетливо выявим последовательность накладывания горизонтальных "сетей": на нижнем уровне обнаруживается репродуктивно-социальное объединение, половое, возрастное, затем следует этническое, расовое, духовно-религиозное, культурно-историческое, поселенческое, профессионально-стратовое, хозяйственное, правовое, политическое, государственное, геополитическое. "Сети" не тождественны между собой, а на определенных этапах исторического развития они могут совпадать, расширяться, менять приоритетность и т.д».

Функциональная асимметрия открывает такую очевидную сторону Антропосистемы как её вероятная предсказуемость и на основе анализа конкретного явления, с её точки зрения. Разумеется, предполагает прогнозирование социальных, психических, культурно – этнических, историко - политических процессов, в том числе и федерализма. Федерализм как историко – политическое явление, являет собою закономерный исторический процесс эволюции/усложнения антропосистемы в её развитии, облегчения жизни народов и многонациональных империй. И то что даже не всё человечество, а только половина, вобрала в свои подсистемы элементы федерализма, говорит скорее о недостаточной развитости не признающих федерализм подсистем. Потому как подавляющее число развитых государств имеют федерализм как основу своего устройства, от Европейского Союза, США и до Японии, и Австралийского Содружества.

Из тех же положений Г.Г. Ершовой, которая обобщила достижения многих антропологов, психологов и социологов, в том числе и А.Н. Леонтьева. Я выделяю его и остальных учение об идеях – эффекторах развития, которые сказываются на развитии цивилизации. Эффектор есть из себя идея, которая улучшает существующее положение, например изменяя количество информации на микросхеме или например теория ракетного движения открывшая человечеству космос, в любом случае сие изобретение должно: сберегать затраты на определённую функцию или снижать социальную напряжённость или передавать больше информации за определённое время или быть качественным рывком в научном развитии.

А.Н. Леонтьев считает, что эффектор – есмь специфическая идея, толкающая развитие общества вперёд; изменяющая его. Например; информационная сеть «интернет», скорая медицинская помощь, перенатальные центры, теория ракетного движения, автоматизация производства и т.п. Далее Г.Г. Ершова делает вывод о необходимости мультикультурности общества; разность этносов в одном обществе задаёт многовариативность развития и увеличивает количество эффекторов на единицу этноса. А цивилизации, в которых собрано множество самых разных культур являются наиболее способными к выживаемости.

Подводя итог об антропосистеме, я считаю такое политическое явление как федерализм – тем самым эффектором в развитии нашей цивилизации, которое способно решить специфические только нашей цивилизации проблемы развития. Но не собственно только этнический демократический федерализм нам необходим, а и элементы административного (территориального) федерализма ввиду обширности территории и разбросанности этносов по ней. Эти задачи не может по отдельности решить ни административный ни этнический федерализм. Решая поставленные задачи и объединив их в Российском федерализме, мы получим лингвистический федерализм Индийского и Бельгийского характера. Именно лингвистический федерализм эффективно противостоит авторитаризму, где субъекты федерации сопротивляются авторитарной централизации. Убедительно разрушает национальный сепаратизм, ввиду предоставления этносам необходимых им прав и нескольких территориальных единиц осуществления этих прав. Снижая тем самым поддержку национального сепаратизма местным населением. Следуя логике антропосистемы – подсистемы (цивилизации) имплементировавшие в свою структуру административный или этнический федерализм совершили скачок в своём развитии, однако лингвистический демократический асимметричный федерализм это новое состояние цивилизации ещё большее достижение конкретной цивилизации. Её основа на развитие в будущем не в догоняющем, а в опережающем ритме в общей саморазвивающейся антропосистеме всего человечества.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.