Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ



Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать задачи, через которые формируется способность анализировать, оценивать действия и поступки, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебно-познавательной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др. В этой связи целесообразным выступает разработка учащимися задач, в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи, определение целесообразных путей выхода из создавшейся ситуации.

Процесс решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Связь эмоций и мышления в процессе решения творческих задач исследована О.К. Тихомировым. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование примеров из художественной и научной литературы, шутки, загадки, головоломки, аналогии, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.

Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях: фрагментов конкурсов, соревнований, блиц-турниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, самое логичное решение, самое хитроумное решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т.д.

Успешное развитие творческого потенциала учащихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности учащихся должно занимать важное место. Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности. Интеллектуальная рефлексия включает осознание и оценку своих действий, составляющих сущность его интеллектуальной деятельности: объем знаний, характер их систематизации, способы применения в различных областях. Показателями развития рефлексивных способностей являются следующие показатели: 1) уяснение для себя содержания материала, представленного в виде текста (схемы, рисунка); 2) владение приемами отработки изучаемого содержания (пересказ своими словами, понимание логики изложения, выделение ключевых понятий усвоенного материала); 3) владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц, карточек, папок); 4) умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты, теоретические постулаты, объяснительные принципы, выдвигаемые следствия); 5) умение составить систему проверочных заданий для определения уровня усвоения.

Учащиеся по-разному усваивают учебную и научную информацию и способы оперирования ею: одни – правильно и достаточно быстро овладевают теоретическими положениями и умело применяют их на практике; другие – понимают, но не умеют применить в конкретной ситуации; третьи – с трудом усваивают учебный материал и не всегда понимают его. Эти различия важно учитывать при организации занятий.

Знания могут быть предъявлены на нескольких уровнях: І – ученический (учащийся воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); ІІ – типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); ІІІ – эвристический (учащийся может не только воспроизводить материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); ІV – творческий (учащийся владеет приемами проверки глубины, гибкости своих знаний, отчетливо рефлексирует каждое из интеллектуальных действий, способен применить знания в незнакомых ситуациях, самостоятельно сформулировать проблемы).

Развитие эмоциональных способностей осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии. Внешними признаками осознания и проявления индивидуальности личности является ее способность назвать свои эмоциональные состояния, осознать их как правомерные в данной ситуации, поддерживать как адекватные ей. Коммуникативное творчество всегда проявляется как адресованное другому. Поэтому субъект-субъектные отношения на занятиях важно направлять как на выявление собственных эмоциональных состояний, так и на поддержку индивидуальности другого. Логика управления развитием творческой направленности учащихся выстраивается от безоценочного принятия эмоциональных состояний учащихся к поддержке их эмоциональных реакций, а затем – к помогающим отношениям.

Познавательная деятельность учащихся при решении задач творческого характера включает две стадии: первую, где они обосновывают идею, принцип или пути решения задачи; вторую, где анализируют схему или идею, чтобы убедить в ее правильности. При этом возможно возникновение так называемого познавательно-психологического «барьера», связанного с инертностью знания. У некоторых учащихся, признаваемых педагогами как «сильные», прочные знания имеют статичный характер; в то же время у более слабых их поверхностные (неглубокие) знания могут быть динамичными (подвижными), позволяющими превзойти своих сильных соучеников по оригинальности мысли и творческому подходу к решению выдвинутых задач.

Таким образом, развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся в учебном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными, исследовательскими, игровыми методами и приемами. При этом важным представляется дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного самосовершенствования. Большинству учащихся следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.


Литература по курсу «Основы психологии»

 

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы) / В.С. Агеев. – М: Изд-во МГУ, 1990.

2. Андреева, Г.А. Социальная психология / Г.А. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

3. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на Западе / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1978.

4. Андриенко, Г.В. Социальная психология / Г.В. Андриенко. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

5. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.

6. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. – 328 с.

7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; отв. ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.

8. Бэрон, Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. - СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

9. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: курс лекций: в 2 ч. /Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: БГУ, 2003. - Ч. 1. – 156 с.

10. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: Соврем. шк., 2009. – 512 с.

11. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. - Минск: БГУ, 2005.- 143 с.

12. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2003. – 224 с.

13. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2005. – 448 с.

14. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2004. – 368 с.

15. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М., 1967.

16. Кремень, М.А. Психология управления: учеб. пособие / М.А. Кремень, В.Е. Морозов. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. – 210 с.

17. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416с.

18. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголына. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

19. Основы психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Фурманов [и др.]. - Минск: Соврем. шк., 2011. - 496 с.

20. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

21. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М. 1986.

22. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ACT, 2008. – 656 с.

23. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ACT, 2008. – 720 с.

24. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: ACT, 2009. – 624 с.

25. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. – М.: ACT, 2008. – 672 с.

26. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М: ACT, 2008. – 656 с.

27. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.

28. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1990.

29. Психология: пособие для студ. БГУ, обуч. по спец. гуманит. и естеств. науч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2007. – 259 с.

30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 702 с.

31. Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С.В. Талайко. - Мозырь, 2006. – 234 с.

32. Урбанович, А.А. Психология управления: учеб. пособие / А.А. Урбанович. – Минск: Харвест, 2003. – 640 с.

33. Фурманов, И.А. Психология : электр. учеб-метод, комплекс / И.А. Фурманов, Л.А. Вайнштейн. – Минск, 2009. – http://www.edu.by

34. Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 400 с.

35. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

36. Шарухин, А.П. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.П. Шарухин. – СПб.: Речь, 2005. – 352 с.

37. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. – М.: ИП РАН, 2004. – 448 с.

 

Литература по курсу «Основы педагогики»

 

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / М.И. Чеховских, Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков. – М.: Инфра-М., 2011. – 336 с.

2. Бобкова, Т.Г. Основы психологии и педагогики: конспект лекц. для студ. всех спец. днев. и заоч. формы обуч. / Т.Г. Бобкова, Е.Н. Савицкая, Е.Н. Воронова; М-во образования РБ, УО "Могилев, гос. ун-т. Продовольствия." – Могилёв: МГУП, 2011. – 115 с.

3. Богачкина, М.А. Педагогика и психология / М.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М.: Омега-Л, 2012. – 232 с.

4. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.

5. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336 с.

6. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики / Г. Ф. Вечорко. – 5-е изд. – Минск: Тетра Системе, 2011. – 191 с.

7. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос, 2000. – 223 с.

8. Ефремов, О.Ю. Педагогика: учеб. пособие / О. Ю. Ефремов [и др.]. – СПб: Питер, 2010. – 352 с.

9. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2007. – 192 с.

10. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод, комплекс для студ. пед. спец. / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.

11. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учеб.-метод. пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: МГЛУ, 2004 – 122 с.

12. Крысько, В.Г. Психология и педагогика / В. Г. Крысько [и др.]. – СПб: Питер, 2009. – 272 с.

13. Новиков, A.M. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008 – 136 с.

14. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

15. Основы педагогики: электр. учеб.-метод, комплекс / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. О.Л. Жук. - www.nihe.bsu.by

16. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П.И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714 с.

17. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П.И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714 с.

18. Пономарева, М.А. Общая психология и педагогика / М.А. Пономарева, М.В. Сидорова. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 144 с.

19. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, А.И. Подольской, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2004. – 585 с.

20. Рапацевич, Е.С. Педагогика: совр. энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 719 с.

21. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика. Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко – М.: Юрайт, 2011. – 134 с.

22. Турлак, Т.А. Основы психологии и педагогики. Практикум: учебн. пособие / Т.А. Турлак. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 376 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.