Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ападная философия XX века: неомарксизм. «Критическая теория» Хоркхаймера, «негативная диалектика» Адорно, неофрейдизм Фромма и «Великий отказ» Маркузе.



Неомарксизм - это совокупность целого ряда теорий и концепций, разнородных и противоречивых по своим ориентациям и установкам но объединенных стремлением модернизировать учение Маркса в свете опыта XX века и общим критическим отношением и к капитализму, и к той модели социализма, которая была реализована в СССР и странах «социалистического лагеря», не приемлет неомарксизм и «марксизм-ленинизм», обосновывавший эту модель. С позитивной стороны для неомарксизма характерна прежде всего, попытка усилить гуманистическую составляющую учения Маркса. и дополнения идей раннего Маркса идеями различных немарксистских философских течений - неогегельянства, «философии жизни» неофрейдизма, экзистенциализма, феноменологии, философской герменевтики и др. Непосредственно расшифровывая само понятие «неомарксизм», говорят как об узком его значении, так и о широком В узком смысле «неомарксизм» - это воззрения Франкфуртской школы (Германия) в широком - все течения так или иначе опирающиеся на учение Маркса (порою даже чисто словесно) но не приемлющие его «ортодоксальную» версию. Ограничимся здесь лишь рассмотрением существа взглядов указанной школы. Возникла Франкфуртская школа в 20-е годы. Школу представляют - М Хоркхаймер, Адорно, Э Фромм, Маркузе и др. Уже в довоенных работах Хоркхаймера проступает характерная для школы устремленность - найти действенные средства сохранения личностью своей целостности и своего достоинства в условиях тоталитарных режимов, и средства эти, по его мнению, - не революционная практика а «критическое мышление» и «критическая теория», смысл которых - в преодолении, прежде всего, такой ключевой категории традиционного мышления, как «тождество» - оно «повинно» в отождествлении общего (социум) и единичного (отдельный человек) и в деперсонализации и деиндивидуализации личности. Близка к Хоркхаймеру позиция Адорно, автора труда «Негативная диалектика» (1966) Продолжая критику традиционного мышления, он считает «ложной» всякую «позитивность», усматривая в ней синоним всего завершенного и косного, оправдание и защиту «данности» «Истина» - в отрицании как таковом - безостановочном и бескомпромиссном не позволяющем останавливаться и замыкаться на чем-то устойчиво-определенном так в центр «негативной диалектики» выдвигается категория «отрицание» Как и его предшественник, Адорно дистанцируется от насильственных методов преобразования реальности противопоставляя им путь реформ и просвещения (его «диалектика просвещения»). Если у Хоркхаймера и Адорно ощущается доминирование экзистенциалистских мотивов, то Фромм обращается прежде всего к идеям 3 Фрейда причем, в той их интерпретации которая характерна для неофрейдизма. Неофрейдизм сохраняя детерминирующую роль бессознательного в жизни человека и человечества, отказывается от биологизма Фрейда и связывает эту роль, согласно Фромму с «социальным бессознательным» в котором хранятся архетипы культуры и которое выступает в качестве необходимого связующего звена между индивидуальной психикой и социальными структурами общества Так мыслитель приходит к идее «социального характера» детерминированного не инстинктивными влечениями, а социокультурными факторами, используя в данном контексте положение Маркса об обусловленности явлений духовной жизни общественными отношениями. Как устранить эти явления, воссоздать целостность личности и определить перспективы ее свободного и творческого развития. Этим целям отвечает концепция «гуманистического психоанализа» Фромма, ее стержень - совершенствование межличностных отношений методами и средствами психоаналитической «индивидуальной и социальной терапии», основа этой терапии - раскрепощение человеческой потребности в любви, позволяющее соединить людей узами братства и солидарности. Исходное в понимании воззрений Маркузе - его анализ труда в аспекте «экзистенции» Труд как материально-производственная деятельность связан, рассуждает философ, используя на свой лад учение Маркса о товарном фетишизме, с «опредмечиванием», или «овеществлением» те переходом деятельности в ее продукт, существующий в вещной форме, а это, считает он, - «безусловно негативный процесс», поскольку в нем человек покидает почву собственного бытия, где главное - свободное уяснение смысла человеческого бытия, того, исторична или конечна «экзистенция» Труд же отсылает человека к чуждому ему «закону вещи» с ее природной необходимостью как противоположностью свободы, что и оборачивается для него драмой отчуждения. Буржуазный» разум нацелен, в конечном счете, на извлечение господствующим классом прибылей, а чтобы скрыть, замаскировать «тотальное господство», которое несет людям этот разум он выступает в форме идеологии. Ею, полагает Маркузе, пропитана вся современная культура, и настолько глубоко пропитана что в науке например, идеологический характер приобретает не только сфера интерпретации, но и сфера самого объектного знания, отсюда - «Великий отказ», или радикальное отрицание этой культуры, не учитывающее наличие в ней и внеидеологического, общечеловеческого содержания Так Маркузе по-своему использует известное положение Маркса об идеологии как «ложном сознании»

Западная философия XX века: постмодернизм. Отказ от универсализма и тотальности ради «инаковости» и «Другого». Непрерывное становление и проблема симулякров. Ризома как образ мира. Понятие деконструкции.

Постмодернизм - движение достаточно сложное и разнородное, объединенное неприятием «модернизма». Постмодернизм ставит под сомнение все существующие способы философствования и само существование философии как отрасли знания, впрочем, разрыв этот, как увидим, не абсолютный, и отрицание философии здесь неполное, ибо и сам постмодернизм - все-таки хотя и своеобразная, но философия, ориентированная, прежде всего, на постструктурализм (нередко понятия «постмодернизм» и «постструктурализм» отождествляются). Первоначально постмодернизм заявил о себе в сфере художественной культуры (в искусстве «авангарда», позже приобрел статус философского течения, распространен в развитых странах Запада (особенно во Франции), известность приобрел в 80-х годах текущего столетия Видные представители- Лиотар, Делез, Деррида и др. Главный объект атаки со стороны постмодернистов - универсализм и тотальность в указанном выше смысле и защита «разности» и «инаковости» (по терминологии Дерриды - «Другого»), приводящая к пониманию мира. Ведущим принципом и в котором каждая «отдельная вещь» самодостаточна а все они одинаково важны и имеют вполне законное «право на существование» Установка же на универсализм и тотальность, считают они, основывается на ограниченности (а значит и ошибочности) традиционного рационалистического мышления оно строится на редукции - сводит сложное к простому, неизвестное к комбинации уже известного и знакомого, считая «Другое» проницаемым, прозрачным, лишенным собственного устойчивого и неразложимого содержания («самости») и потому неспособным сопротивляться включению его в целое и подчинению ему. Имеется позитивный аспект и в постмодернистской критике рационализма - неприемлемость абстрактности разума, противопоставления его другим сторонам человеческой духовности. Но очевидны и издержки Сомнителен вывод об «исчерпанности» ресурсов классического разума Налицо и чрезмерное увлечение «отдельным» и «множественным», при котором предлагается такое отрицание «целого» и всеобщего, когда остается лишь «игра частностями», где отсутствует закономерность и господствует случай, «центр» вытесняется «рассеиванием», а иерархия - анархией Более того, отрицая незыблемость мира и настаивая на его беспрерывном «становлении», исключающем устойчивость, постмодернисты полагают, что человек имеет дело вообще не с реальностью, а с ее иллюзией (точнее, с бесконечной сменой иллюзий), в силу чего у символа подчас может быть больше реальности чем у того, что он символизирует (пример - реклама) Развивая эту идею в своей работе «Симулякры и симуляция», Бодрийар полагает что к концу XX века происходит полное отделение знака от означаемого и сам знак обретает телесность, образуя «кентавр знака и тела», это - симулякры, способные порождать («симулировать») реальность. «Ризома» - таков, в итоге, метафорический образ мира в постмодернизме термин взят из ботаники и означает особую форму хаотического развития, при котором отсутствует какое-либо преобладающее направление и регулярность, ибо побеги от корня могут идти и в стороны, и вверх, и вниз, давая жизнь новым растениям. Вместо определенности - неопределенность, вместо единства - множественность, вместо заданной направленности - хаосный плюрализм, - вот что олицетворяет ризома, являющаяся, по мнению исследователя, «базисной интуицией постмодернизма». Каким мыслится в рамках этой онтологии человек. Он теряет определенность - распадается на множество самодостаточных фрагментов, поскольку же при этом разум дискредитируется, сущность человека усматривается в коллективном бессознательном (социальном и политическом) а его поведение и деятельность направляются безличными, в сущности, «потоками желания». Сближая философию с лингвистикой и художественным творчеством, постмодернизм расширял свои исследовательские возможности, хотя специфика философского знания при этом нередко терялась (растворялась в лингвистике и в теории и практике искусства). Но - какие конкретно брались тексты в качестве объекта анализа и каким целям он служил? Это были тексты трудов Платона, Руссо, Гегеля, Ницше, Гуссерля и других философов, а главной мишенью анализа была «метафизика присутствия». Так в своем труде «О грамматологии» (1967) Деррида обозначает ограниченность классического разума, его замкнутость, при которой «настоящее» абсолютизируется, понимается как самотождественное и мирное, однородное единство, как «абсолютная полнота смысла» (эффект «присутствия»), тогда как на самом деле оно несет в себе также «следы» прошлого и «набросок» будущего, что в «настоящем» как бы «отсутствует». И Деррида предлагает особую исследовательскую процедуру - «деконструкцию», обнаруживающую, что любой текст создается на базе прежних текстов и что вся культура - это серия текстов, сложно взаимодействующих между собой и живущих собственной жизнью. Так «настоящее» «размыкается», в нем появляются новые «смыслы», которые автором текста и не закладывались, но которые так же значимы, как и сознательно заложенный «смысл»; да и само прочтение текста есть творческое созидание новых «смыслов», осуществляемое как бы «на полях», и цель здесь скорее - сама деконструирующая деятельность, а не ее результат. В онтологическом же смысле это означает, что восстанавливается самодостаточность каждого события и социального факта, их значимость вне подчиненности целому, а также острое ощущение быстротечности и эфемерности всего и вся. Так на смену «метафизике присутствия» приходит «культура избытка», представляющая реальность как немирную, репрессивную «систему различий» с ее гетерогенностью и непрерывным становлением взамен критикуемым гомогенности и незыблемости. Налицо, таким образом, уже знакомый нам резкий разрыв с классической традицией. Однако это не совсем так - речь идет не об отказе от градиции, а о ее переосмыслении и трансформации. Другое важнейшее понятие постмодернизма - «децентрация» лишается смысла само противопоставление «центра» и «периферии», поскольку, во-первых, реабилитируется «периферия» и, во-вторых, переосмысливается само понятие «центра» - это не традиционные властные структуры, локализуемые в столицах государств и подчиняющие себе «окраины», а организующий фактор «системы различий и множественностей», пространственно располагающийся и в системе, и вне ее, т.е. не есть собственно центр. Позитивный аспект «децентрации» - возможность исследования действия властных структур на микроуровне (т.е. в аспекте повседневности), социальной значимости центробежных тенденций и т.д.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.