Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Западная философия XX века: современная христианская философия. Неотомизм, персонализм и тейярдизм.



У современной религиозной философии достаточно широкая и разнообразная теоретическая основа - это и римско-католическое вероучение, и различные концепции протестантизма, а также - православие, ислам, восточные религии, соответственно здесь свои традиции, свои приоритеты, трактовки общих проблем, даже свои стили философствования, так что о единой религиозной философии XX века говорить крайне сложно. Остановимся на трех течениях христианской философии Запада. Наиболее авторитетное течение – неотомизм. Его преимущество перед другими религиозно - философскими учениями - в универсализме неотомизм - это целостная система христианского мировоззрения римско-католической ориентации, охватывающая все основные традиционные части и проблемы философского знания Его отличает стремление к синтезу эмпиризма и рационализма, веры и знания «чистого»» созерцания и прагматизма, индивидуально-личностного и социально-коллективистского. И все это - для целей подчинения философии задачам защиты и обоснования истин богословия с тем, чтобы с этих позиций дать убедительные ответы на вызовы и угрозы современности - иссушающий и безбожный рационализм, антигуманные аспекты научно-технического прогресса, социальное неравенство, тотальное подавление личности. «Метафизика»» неотомизма, или «первая философия», посвящается анализу оснований бытия, или проблемам онтологии В центре - стремление уяснить соотношение Бога-творца и мира как его творения Бог понимается неотомистами как «чистое бытие»», которое вечно никем не сотворено бесконечно и трансцендентно, те обретается за пределами созданного им мира конечных вещей Сам Бог не несет на себе никаких характеристик этих вещей, но от него они получают свое бытие (Бог творит их из «ничего», изливая из своего разума их «формы», или сущностные образы. Неотомизм не отбрасывает достижения наук, особенно новейшие Более того, в центре его устремлений - обоснование гармонии разума и веры знания и откровения, науки, философии и богословия Религиозная вера и рациональное познание, полагает он, не исключают, а дополняют друг друга, ибо это два пути, ведущие к одной и той же цели -познанию Бога, прямому (вера) или косвенному (разум познает Бога через его творения). Пик популярности персонализма приходится на 50-е годы XX столетия, но и в настоящее время его заметное влияние сохраняется. Зародился он в США в конце XIX века. Общим для всех ветвей персонализма является признание личности (точнее, «персоны», персоналисты иногда различают эти понятия, о чем ниже) первичной реальностью и духовным первоэлементом бытия, составляющим внутреннюю цель всего мироздания и одновременно его высший смысл, что особенно выражено в человеке При этом в личности как феномене не только человеческом, но и космическом акцентируется ее уникальность и способность к творческой активности (творит новое), а мир предстает как множественность личностей, стремящихся к взаимной гармонии на базе высших духовных и нравственных ценностей, лидирующее место среди которых занимает свобода, возвышающая личность над природной причинностью и включающая в личностную структуру элемент непредсказуемости Средоточие же всех этих ценностей - Бог как верховная личность. Весьма популярен на Западе, особенно в кругах научной интеллигенции и сторонников обновления официальной доктрины католицизма, тейярдизм Его основатель Тейяр де Шарден. Главное, что отличает философское учение Тейяра, - это стремление, основываясь на синтезе новейших данных науки и обновленном христианском вероучении, дать такую целостную и оптимистическую картину развивающегося мира, в которой важнейшая и ответственнейшая роль отводилась бы человеку - существу, по Тейяру, не пассивно-созерцающему, а активно-деятельному и высоко моральному. Но в чем же конкретно состоит, по Тейяру, «феномен человека» Исходя из научных данных философ считает его естественным продуктом длительной эволюции позвоночных, специфику же его усматривает в том что благодаря человеческому сознанию впервые эволюция осознает себя и осуществляется уже не стихийно, а через сознательную деятельность людей А это уже предполагает их личную ответственность за ход и исход эволюции, ее успехи и неудачи. Деятельность - ключевое понятие этики Тейяра, ее принципиальный этический смысл он видит в том, чтобы любое человеческое усилие рассматривалось в контексте божественного творения мира, и тогда человек ощутит себя со-творцом, преобразователем универсума.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.