Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАУКОУЧЕНИЕ И. Г. ФИХТЕ



Свою задачу И. Г. Фихте (1762-1814), видит в том, чтобы держаться единственного и абсолютного принципа, из которого можно было бы логически вывести все его определения. На пути к такому принципу он отказывается от «вещей в себе» Канта. Они, по Фихте, излишни, поскольку непознаваемы, не влияют на «явления» и потому не могут быть их причиной. Так Фихте приходит к абсолютному "я" (т.е. «чистому», вне и до всякого опыта данному и ни от чего внешнего не зависимому), которое у него совпадает с самопознанием и из которого он выводит весь объективный мир. Это позиция субъективного идеализма, и чтобы избежать ее, Фихте различает «я» и «Я»: первое - это сознание отдельного эмпирического субъекта, а второе - абсолютный надындивидуальный дух создающий в процессе самопознания «я». Познается же «Я» в актах интеллектуальной интуиции. Философия для Фихте есть наука, точнее, наука о науке т.е. всеобщая методология частных наук, поэтому и его философская система предстает как «наукоучение», задача которого - «обосновать систематическую форму для всех возможных наук». Сердцевина поиска в области теоретического «наукоучения» - раскрытие соотношения субъекта и объекта в научном познании. Фихте выдвигает три "основоположения", которые ему представляются как безусловно достоверные. Первое выражается в формуле "я" есть «я» и соответствует логическому закону тождества, но оно не просто повторяет этот закон, а включает его в контекст деятельности, «я», по Фихте, изначально деятельно в процессе самопознания оно не просто «есть», а себя «полагает» т.е. созидает. Это пока еще «чистая деятельность», которая одновременно и практическая, и теоретическая, ибо созидать себя «я» может лишь познавая себя, и наоборот. Так познание с самого начала предстает, по Фихте, как единство теории и практики, что устраняет его пассивно-созерцательные трактовки. Второе основоположение конкретизирует «чистую деятельность»: «я» полагает, "не-я" творит всю объективную реальность, которую мы воспринимаем с помощью наших органов чувств. Уже в первом основоположении содержится, хотя и неявно, мысль об изначальном единстве субъекта и объекта, поскольку всякая деятельность предполагает наличие не только ее носителя, но и предмета, на который она направлена. Теперь же это единство не только раскрывается, но и углубляется, ибо активно-деятельным началом оказывается не только субъект, но и объект, т.е. "не-я", поскольку, по Фихте, только этой своей противоположностью «я» приводится в движение, и без такого перводвигателя вне его оно никогда бы не начало действовать. Первое и второе основоположения суть, по Фихте, тезис и антитезис. Третье же предстает как их синтез и звучит так: "Я" полагает «я» и «не-я», а "Я" - это надындивидуальное сверхсознание, создающее и человеческое сознание, и окружающий человека мир. Стремясь придать этому "Я" определенность, поздний Фихте прямо отождествляет его с духовной субстанцией, выступающей у него как «абсолютное знание», или Бог, а это уже - позиция объективного идеализма. Что плодотворного в «общем наукоучении» «Я» Фихте - это, по существу абстракция активного, деятельного общечеловеческого начала в его историческом развитии, те абстракция истории человечества в целом, взятой в культурно-творческом аспекте. И «не-я» как продукт "Я" - это идеальный образ той действительности, которая создана людьми прошлых поколений и нашими современниками и которую принято называть «второй природой» или культурой. Мы живем, особенно в наше время, именно в этом созданном человеком мире, который весьма далек от «первой», нетронутой природы и который не есть вечный мир только, а есть единство творчества природы и сотворчества человека. Фихте, таким образом, подходит к миру как философ культуры, беря его не таким, каким он был до человека (именно это преобладало в философии до него), а таким, каким он стал (и становится) благодаря человеку. Именно в этом аспекте исследуется им диалектика субъекта и объекта, конечного и бесконечного, практического и теоретического.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.