Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Западная философия XX века: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.



Зародился позитивизм в 30-х годах ХХ века: основы «первого», классического позитивизма заложил французский философ О. Конт, а свое завершение эта форма позитивизма получает в трудах английских мыслителей Милля и особенно Спенсера. Это был ответ на вызовы научно-технического прогресса. Суть этого ответа состояла, во-первых, в признании эталоном достоверного, истинного знания лишь того знания, которое поддается опытной проверке и получается в рамках конкретных наук (имелось в виду эмпирическое естествознание), и во-вторых - в критической оценке всей предшествующей философии как отягощенной «метафизическими пережитками" и в стремлении заменить ее «новой», «позитивной» философией, которая строилась бы по аналогии с указанными науками и была бы свободна от «метафизики». В рамках охарактеризованной «позитивной» философии весьма значимой и актуальной для его времени была деятельность Конта по построению развернутой классификации наук. в основу которой он положил принцип иерархии. Согласно ему каждая последующая наука опирается на предыдущие, но к ним не сводится, поскольку имеет свой специфический объект; «Второй» позитивизм - эмпириокритицизм или махизм основоположники - швейцарский философ Авенариус и австрийский физик и философ Э Мах. Сущность махизма резюмируется в трех аспектах Первый - это стремление «очистить опыт» если классический позитивизм, исходя из того, что наука есть описание лишь явлений. Второй аспект - уяснение соотношения частей («элементов») "чистого опыта» И здесь на передний план выдвигается проблема «физического» и «психического», эти «элементы» согласно Авенариусу сами по себе «нейтральны», т е ни «физичны» ни «психичны» но находятся в «принципиальной координации», т е не существуют друг без друга и различаются между собой в зависимости от того в каком отношении их рассматривает субъект. И третий аспект - «принцип экономии мышления» чем познающее мышление экономнее тем оно «истиннее» и успешнее способствует приспособлению человека к среде. Модель познания разработанная махизмом основывалась на эмпиризме, или «анализе ощущений», что же касается «сверхчувственного" конструктивно-теоретического аспекта, весьма важного в науке то его роль махизм явно недооценивал ибо сами теоретические понятия он стремился свести к чувственным данным И этот пробел попытался восполнить логический позитивизм вместе с рядом родственных течений (логический атомизм, операционализм общая семантика и др ) образовавший новое философское направление – неопозитивизм. Время активизации неопозитивизма - 20-40 годы XX столетия Его принципиальные основы заложили Шлик, Рейхенбах, Крауз и др. Многое из того, что было характерным для прежних форм позитивизма, неопозитивисты сохранили или несколько видоизменили. Новым же у неопозитивистов было то. что объектом их методологического анализа выступала не сама стихия чувственного опыта, а уже «отложившееся» «готовое» знание свое выражение получившее в языке Поэтому философские проблемы по их мнению, - это, прежде всего языковые проблемы язык же - это система знаков, поэтому и следует разрабатывать проблему значения наших высказываний (семиотический аспект, весьма важный и актуальный и в наше время) Соответственно и главной целью поиска становилась не истина (и пути ее достижения), а прояснение и уточнение понятий, используемых в языке науки, и установление строгих правил оперирования ими, в самом же научном знании как целом следовало выявлять его лингво-логическую структуру, при этом считалось эта структура и есть структура мира. Радикальный же пересмотр концепций неопозитивизма осуществляется в постпозитивизме, или «четвертом» позитивизме Поппер, Лакатос, Кун. Как «философы науки», они, в отличие от неопозитивистов не стремятся свести все научное содержание к элементарным «единицам» анализа, а рассматривают это содержание как целое и берут это целое не в статике как формальную структуру, а в динамике, что и объясняет их подчеркнутый интерес к истории науки Другая общая черта постпозитивистов - отказ от «кумулятивизма», или такого понимания роста и развития науки при котором исходят из последовательного и прогрессирующего накопления и «добавления» новых знаний где доминирующую роль играет преемственная связь выдвигаемых научных теорий, взамен предлагается исходить из диалога этих теорий и даже их соперничества а плавной эволюции научного знания противопоставляется идея его скачкообразного («революционного») развития И третья черта - фаллибилизм, или ненадежность подверженность ошибкам любого знания, его принципиальная гипотетичность исключающая возможность существования в науке одной «абсолютной», общезначимой теории В итоге утверждается плюрализм теорий их равноправие и в то же время их несоизмеримость, поскольку руководствуются разными методами и разнятся в своем содержании, но чем эти теории альтернативнее, тем, полагают постпозитивисты результативнее научный прогресс

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.