Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неклассическая философия Запада: философские воззрения Шопенгауэра и Ницше.



Рассмотрим общую ориентацию философии неклассической, или постклассической. Утвердившийся капиталистический строй, порвав феодально-сословные путы и зависимости, с одной стороны, открыл безграничные возможности для самореализации личности, развития ее сил и способностей, а с другой - углубил социальное неравенство, придав феномену отчуждения личности новые, более сложные и изощренные формы. Торжества «царства разума» не получилось, прежние иллюзии рушились, обнаружилась нужда в концепциях, которые не только отразили бы судьбу личности в этих изменившихся условиях. но и отстаивали бы ее право на собственную независимость и неповторимость. Как увидим, этот основной гуманистический смысл неклассической философии обусловил и более глубокое понимание самой природы человека - интерес к целостности и спонтанности его духовной сферы, позитивная разработка роли в ней иррациональных (точнее - нерациональных) структур, прослеживание «переливания» этих структур в структуры рациональные, логически контролируемые, и обратно, увязывание деятельности сознания человека непосредственно с его личным опытом и шире - со всем реальным миром его жизни вообще. Линию на примат иррациональных структур человеческого «духа» в развернутой форме реализует А. Шопенгауэр (1788-1860). За исходное он принимает волю как слепую, бессознательную жизненную силу, которой придается космический характер. Весь мир предстает как бесконечная цепь объективаций мировой воли; на стадии органической природы она проявляет себя как «воля к жизни»; индивидуализируясь, в человеке реализуется как «личность». Как первичная реальность, т. е. сущность вещей, воля, помимо «неразумности», характеризуется у Шопенгауэра целостностью, динамизмом, конфликтностью, «ненасытностью», вечной неудовлетворенностью достигнутым, это «голая и голодная агрессивность». Поскольку у воли нет никакой разумной цели, она - носительница зла и саморазрушения, несет человеку бесконечные страдания и делает невозможным его счастье. Это была крайняя форма отрицания, неприятия мира углубляющегося отчуждения и обесчеловеченности, в XIX в. только намечавшегося, а в XX в. ставшего реальностью (особенно - при тоталитарных режимах). Во многом предвосхитив и осудив этот мир, Шопенгауэр видел выход из него на путях индивидуального этического спасения: надо порвать с «волей к жизни», вынуждающей подавлять в себе естественные порывы и обрекающей человека на «существование», а не на подлинную жизнь. Частично это удается, по Шопенгауэру, в художественном творчестве, более полно - при подавлении в себе любых желаний, позволяющем обрести полный покой (мыслитель здесь опирался на буддистских мудрецов). Ф. Ницше (1844-1900) исходит из Шопенгауэра, разделяет его идею «бессмысленности» мира, но установке на абсолютный покой противопоставляет активизм. Принцип «воли к жизни» он трансформирует в «волю к власти», проявления которой обнаруживает во всех процессах «жизни» как физических, так и духовных. Центральная проблема, занимавшая Ницше,- это поиск такого идеала человека, который в максимуме выразил бы подлинные «жизненные» ценности. Ницше - родоначальник «философии жизни», ключевая категория у него - «жизнь», понимаемая как целостный органический (в биологическом смысле) процесс постоянного движения, становления и «вечного возвращения», у нее нет сознательной цели, это непрерывная и хаотическая «борьба за власть», пронизывающая собою весь мир; критерии истины и лжи, добра и зла тут неприложимы. В позитивном плане мы имеем у Ницше прежде всего борьбу со сциенизмом, абсолютизирующим в системе ценностей культуры роль науки, предупреждение о грядущей угрозе «массового общества» с его «массовой культурой». В более же широком смысле -'острый критицизм, протест против тусклого конформистского существования, активное самоутверждение через самоотрицание - через решительный отказ от традиционных убеждений и привычных идеалов, если их рамки стали тесными, не отвечающими требованиям жизни, что нам в наше переходное время особенно необходимо. Отдельные высказывания Ницше, вырванные из контекста, давали основание для использования его и в иных целях (нацизм), но это шло вразрез с общей гуманистической направленностью учения этого философа. Действительность, с которой столкнулись западные философы в XX в., оказалась еще более сложной, конфликтной и динамичной, чем та, которая предстала взорам зачинателей неклассической философии, хотя трудности и проблемы, в полной мере выявившиеся в XX в., частично отразились и в их воззрениях. Это и объясняет, почему эти воззрения легли основанием во многие философские учения XX в., хотя свести к ним все содержание последних было бы ошибкой - возникали и новые проблемы, и новые идеи, и радикально переосмысливались прежние.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.