Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Западная философия XX века: экзистенциализм, «философия жизни» и философская антропология.



Исходные позиции экзистенциализма были заложены еще в середине XIX в. С. Кьеркегором, но в широкое философское течение он развернулся в 20-30 гг. XX в., а своего «пика» достигает в 40-60 гг.; его идеи и в настоящее время сохраняют свое значение и влияние. При всех различиях в воззрениях можно выделить общее теоретическое содержание экзистенциализма как философского течения. Так выявляется главная особенность экзистенциализма - понять все существующее как имеющее человеческое измерение, т. е. преломляющееся в структурах человеческого сознания. А поскольку мир очеловечен, постольку и сам человек выступает не как по преимуществу познающее существо (познает безразличный по отношению к нему мир, как это было в прежней философии, например у Гегеля), а как прежде всего существо страдающее, переживающее свою смертность, озабоченное и тревогами, и надеждами. Философия эта, как видим, антропоцентристская. Центральная категория экзистенциализма - «экзистенция», или то внутреннее ядро человеческого «я», в котором концентрируется конкретная неповторимая личность. «Экзистенция» в силу своей слитности невыразима в понятиях, переживается субъектом и передается, да и то неполно, в образных уподоблениях (в искусстве). Ее главная онтологическая характеристика - это «бытие - между», т.е. человеческое бытие располагается как бы в промежутке между «абсолютным бытием», от которого человек принципиально зависит, будучи конечным звеном в цепи бесконечного, и реальным эмпирическим миром, в котором ему приходится жить. Жизнь в этом мире - «неподлинное существование», поскольку в его «абсурде» личность теряет свою уникальность и тонет в рутине повседневности. Интерес к собственно человеческому бытию, неприятие классического рационализма - черты, роднящие экзистенциализм с такими известными течениями, как «философия жизни» и «философская антропология» (мостик здесь - Сартр). И если «философию жизни» по времени (оформилась на рубеже XIX - XX вв.) можно рассматривать как предшественницу экзистенциализма, то «философская антропология», возникнув позднее, уже опирается на экзистенциализм и одновременно в ряде пунктов оппонирует ему. В этом же ряду и философская герменевтика. Охарактеризуем основное содержание этих учений. Основы философии жизни, как уже говорилось, заложил Ницше. Сторонники рассматриваемого философского учения исходят из убеждения, что высшая ценность бытия - это «полнота жизни», «полнота переживания жизни», ибо не истина, не польза и не красота составляют глубинный смысл всех устремлений человека, а сама его жизнь как таковая - индивидуально неповторимая и нацеленная на свободную, спонтанную творческую самореализацию, по сути своей самобытную и поливариантную. При этом «жизнь» понимается многозначно и расплывчато - это и биологический аспект человеческого бытия («воля к власти» Ницше), и весь комплекс переживаний человека, от повседневных и приземленных до самых возвышенных и отвлеченных (Зиммель), да и измерения жизни многообразны - от биолого-физиологических и вплоть до культурно-исторических (Дильтей) и даже космических (Бергсон) В целом же «жизнь» выступает как первичная целостная реальность, совпадающая с безудержной, ненасытной волей (напомним о Шопенгауэре) и распадающаяся на материю и сознание. Характеризуется она постоянной творческой активностью, в ходе которой рождаются все новые и новые явления и события, а сама действительность предстает как бесконечное становление и «вечное возвращение», как «живой поток», в котором нечто непрерывно созидается и разрушается, разрушается и созидается. Термин «философская антропология» означает не только конкретное, довольно влиятельное и широкое течение в западной философии XX века, к рассмотрению которого мы и переходим, но и употребляется в более широком смысле - как вообще философское учение о человеке. Возникла «философская антропология» в Германии в конце 20-х годов. В настоящее время существует во многих вариантах - биологическая антропология, социально - биологическая психологическая культурологическая, диалогическая, религиозная педагогическая и т д Теоретические источники - античность (человек как «мера всех вещей»), христианское учение о человеке как венце творения, представление Канта об автономии человека и о том что он сам для себя есть «последняя цель» и потому должен философски исследоваться «отдельно и особо» и др , в XX веке - «философия жизни», феноменология, а также идеи психоанализа, структурализма, постмодернизма и т д. Важную роль играет и опора на новейшие достижения биологии и психофизиологии человека, ибо как бы различно ни оценивалась природная основа философскими антропологами, все они учитывают ее роль и значение. В нашем пособии мы остановимся лишь на взглядах основоположников. Общая задача философской антропологии состоит, по Шелеру, в том, чтобы из рассмотренной выше структуры человеческого бытия, совпадающей у него со структурой сущности человека, вывести «все специфические монополии, свершения и дела человека» - язык совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, искусство, миф, религию, науку, «историчность» и «общественность» Реализацию этой задачи Шелер также увязывает с поиском путей выхода из глубокого кризиса современной ему западно-европейской культуры его сущность он видит в забвении западным обществом этических ценностей, и чтобы устранить кризис, следует вернуться к ним

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.