Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русская философия: специфика отечественного космизма (Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский).



В XX в стало во многом реальностью опустынивание земли и опустошение человека. Эта опасность осознавалась философией издавна. Предлагались и различные «рецепты» лечения этого глобального недуга, русский космизм в этом ряду, хотя представляет собою оригинальное явление философской мысли. Это достаточно широкое и многосоставное течение, восходящее еще к XVIII в. (экономист-аграрий В. А. Левшин), но развернувшееся именно на рубеже Х1Х-ХХ вв. Представлено учеными-естествоиспытателями (И. А. Умов, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), религиозными философами (Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, В. В. Розанов, С. Л. Франк; «космической» теме также уделяли внимание В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев), а также писателями (В. Ф. Одоевский) и поэтами (Ф. И. Тютчев, В. Я. Брюсов, Н. А- Заболоцкий) Отечественные теоретические источники - славянофильская традиция, Достоевский. Толстой. Главная идея «русского космизма» - внутренняя связанность мирового целого, имеющая для человека принципиальное значение в двух аспектах. Во-первых, укоренённость человеческого бытия во Вселенной, в силу чего свою жизнь и деятельность человек должен непременно основывать на естественных связях мира, в них искать ключ к разрешению возникающих проблем, включая и наиболее трудные. Причем, эта установка распространяется и на все человечество, его историю: связи естественного мира, объективные по своему характеру и реализующие смысл человеческого существования, составляют "космос" истории. Аргументация многообразна. Так, чтобы преодолеть случайность человеческого существования в структуре космических процессов, жизнь вводится в самую основу космоса, в атомы [В И Вернадский, К. Э. Циолковский). Сам термин «Вселенная", отмечают «космисты», имеется лишь в русском языке и означает "вселение в дом», т. е. речь идет не об абстрактном, безразличном к человеку космосе, а о месте заселенном, человеком оживленном и даже упорядоченном, ибо вне человека он был бы «хаосом». Здесь, как видим, возрождается античный космоцентризм, но и просвечивает второй аспект проблемы, обусловленный новыми реалиями -глобальными экологическими угрозами для мира и человека: о собственном доме надо заботиться, относиться по-хозяйски, вносить в него порядок, «управлять» им. Четко эта двуединая позиция представлена у наиболее крупного теоретика «русского космизма» Н.Ф.Федорова (1828-1903). Как религиозный мыслитель, он считал, что Бог создал природу и человека совершенными, но его замыслы были извращены злой волей человека, внесшей в природу хищничество и опустошение, а в собственную среду - вражду и взаимное истребление с применением самых мощных орудий смерти. Чтобы покончить с этим злом, полагает Федоров, есть одно средство - разум человеческий: чтобы "быть космосом, а не хаосом", природа «нуждается" в этом разуме, сама ищет в человеке своего хозяина, предохранившего бы ее от истощения и опустошения, поскольку она "в нас начинает не только осознавать себя, но и управлять собою". Так Федоров приходит к идее разумного управления природой в целом и преодоления, благодаря труду и творчеству человека, ее стихийных, подчас разрушительных для человека и для нее самой процессов Он строит далеко идущие планы - для получения хороших урожаев научиться управлять погодными процессами, предлагает заменить каменный уголь использованием солнечной энергии, использовать электромагнитную энергию земного шара, заселение других планет. Высшее выражение подобного управления природными стихиями - знаменитый федоровский проект «воскрешения всех умерших", понимаемого буквально, в физическом смысле. Федоров уподобляет человека механизму, который можно «починить» в случае поломки: его можно обратно «собрать» из мельчайших частиц, составляющих «прах наших отцов» и рассеянных по всей планете. Дело, однако, не в этом объяснении, а прежде всего в том нравственном смысле, который вкладывается в проект: человечество, говорит Федоров, пока находится в «небратском состоянии», разрушая природу и истребляя друг друга, и надо объединить всех людей планеты вокруг великой и абсолютно нравственной цели - вернуть долг отцам, даровавшим нам жизнь. Научившись же управлять стихиями и победив главное космическое зло - смерть, человечество приблизится к «полной регуляции" природы и на этой основе придет к всеобщему братству -социальная гармония, по Федорову, вторична, производна от гармонии природной. Ее достижение мыслится им на путях научно-технического прогресса в соединении с нравственностью. Обоснование необходимости «человеческого измерения» научно-технических достижений, критика техницизма и сциентизма - несомненная заслуга «русских космистов» Чтобы с наименьшими затратами производить наибольшее количество нужных человеку предметов, нужна наука и технология, полагали они, но тут же предупреждали об опасности упрощенного понимания мира и человека Успехи в этой области, переход «от мускулов к машине" могут порождать сознание, что все, что существует в природе, существует не само по себе, а лишь для человека - «царя и господина Вселенной», такое сознание, считали они, «рождает тиранов». Далее, нацеливаясь на сущности вещей, наука рискует потерять эти вещи как целостные образования, где сущность слита с явлением, внутреннее с внешним, и остаться при одних сущностях, а это оборачивается рационалистической узостью и грозит разрушением естественных связей человека с природой, обрекая его на «одиночное существование» в ней. К тому же, надо видеть различие естественного и «искусственного», т е. сделанного человеком: естественное само себя воспроизводит, остается самим собою и действует согласно своей природе, искусственное же сделано, «машиноподобно», живет по принципам не собственным, а заложенным человеком (главный из них - "польза"), а потому, по мнению «космистов», уступает по своей ценности естественному. Еще А. С, Хомяков говаривал- «что строится» должно иметь почтение к тому, «что выросло».

 

37. Неклассическая философия Запада: гуманистический смысл ее иррационализма, переход от сущности человека вообще к «жизни и судьбе» каждого индивида и экзистенциальная диалектика Кьеркегора.

В эпохе Возрождения, доминирующий в Новое время распространялся особый тип философствования, выражающийся прежде всего в культе разума. Имелся в виду не только индивидуальный человеческий разум, но и некий "внеиндивидуальный», под которым понималась либо естественная закономерность (у английских и французских материалистов), либо «высшая разумность" (мировой разум Гегеля). Считалось, что природа, история и человек управляются разумом в этом широком значении и что мир можно перестроить на разумных принципах с помощью науки и просвещения. Вера в социальный прогресс сочеталась с оптимизмом и в теории познания: представлялось, что по всему фронту бытия и познания достижима абсолютная истина средствами рационального мышления. Рационалистической модели мира и человека соответствовало и понимание личности как части целого (природы и общества). Совершенно иной оказалась общая ориентация философии неклассической, или постклассической. Социальные реалии середины XIX в. оказались гораздо сложнее и драматичнее указанной выше модели. Утвердившийся капиталистический строй, порвав феодально-сословные путы и зависимости, с одной стороны, открыл безграничные возможности для самореализации личности, развития ее сил и способностей, а с другой - углубил социальное неравенство, придав феномену отчуждения личности новые, более сложные и изощренные формы. Торжества «царства разума" не получилось, прежние иллюзии рушились, обнаружилась нужда в концепциях, которые не только отразили бы судьбу личности в этих изменившихся условиях, но и отстаивали бы ее право на собственную независимость и неповторимость. Этот основной гуманистический смысл неклассической философии обусловил и более глубокое понимание самой природы человека - интерес к целостности и спонтанности его духовной сферы, позитивная разработка роли в ней иррациональных (точнее - нерациональных) структур, прослеживание «переливания» этих структур в структуры рациональные, логически контролируемые, и обратно, увязывание деятельности сознания человека непосредственно с его личным опытом и - шире - со всем реальным миром его жизни вообще. Это весьма плодотворный период в развитии мировой философской мысли, в рамках которого были поставлены и решены многие важнейшие проблемы, выдвинутые новым этапом материального и духовного прогресса человечества. Одна из самых ранних неклассических концепций была выдвинута датским мыслителем С. Кьеркегором (1813-1855). Исходное - глубокая критика этического рационализма, согласно которому путь к добродетели, как мы помним, исчерпывается познанием ее. Но еще стоики античности указали на недостаточность такой трактовки, выразив это шутливым девизом: «вижу и одобряю лучшее, а следую худшему». Все дело, по Кьеркегору, в том, что философы-рационалисты сосредоточивались на всеобщих характеристиках человеческого рода, на сущности человека вообще; конкретный же, индивидуальный человек при этом терялся - из поля зрения такого философа выпадало то, как он сам лично решает собственные проблемы, какое нравственное состояние испытывает и переживает, с какими внутренними трудностями сталкивается. Следует, стало быть, переменить точку зрения: от эссенциалистского (лат. эссенциа - сущность) подхода к человеку перейти к экзистенциалистскому (лат. экзистенциа - существование) - сосредоточиться именно на конкретной личности, ее «жизни и судьбе», индивидуально неповторимой и, согласно Кьеркегору, объясняемой исключительно субъективными причинами. Для этого, считает он, рациональные методы традиционной науки непригодны - они рассчитаны на открытие лишь общего и выражение его в абстрактных понятиях. Здесь же требуется уловить сложнейшую внутреннюю жизнь конкретной человеческой души, проникнуть в ее переживания и в итоге найти не отвлеченную, чуждую мне, а «такую истину, которая была бы истиной для меня", ради которой "я был бы готов жить и умереть". Тут, полагает философ, уместны не понятия, а саморефлексия, не мышление, ищущее повсюду общее, а моя уникальная жизнь, то, как я сам ее переживаю, чувствование моего существования («экзистенции») в общем потоке жизни. Отсюда и форма сочинения Кьеркегора -делая акцент на внеинтеллектуальных, интуитивных, образно-символических способах постижения "экзистенции", он прибегает к жанру литературно-философских эссе, использует возможности искусства. Главное и определяющее в «экзистенции» спрятано в тебе самом, это - свобода воли, выбор - «или-или», обладание им может возвеличить человека превыше ангелов". Речь идет. во-первых, о "решающем выборе", в котором участвует «весь человек» и который определяет всю его жизненную судьбу, и во-вторых, - об «абсолютно свободном выборе", ни от чего внешнего не зависящем. Только тогда, подчеркивает Кьеркегор, человек становится «единственным абсолютом", т е обретает право быть самим собою; а это - в воле каждого- самому принимать труднейшие решения и самому же нести за них ответственность. Как видим, Кьеркегор на новом социально-историческом материале ставит и существенным образом обогащает уже знакомую нам проблему свободы воли, разрабатывая ее в русле указанной выше гуманистической установки. Назначение человека - сохранить себя в этом сложном и враждебном мире, где личность ощущает свое «полное одиночество", но сохранить достойно, на базе высших нравственных ценностей. А для этого мало знать добро, надо еще внутренне принять его, надо, чтобы оно стало фактом собственного выбора личности, а это предполагает полную мобилизацию всей совокупности ее душевных и духовных сил, интенсивнейшим образом эмоционально переживаемую,- ведь речь идет о всей жизненной судьбе индивида. Акцент на эмоционально-волевых структурах «выбора" оборачивается и издержками - противопоставлением общего и индивидуального, науки и личного опыта, рационального и иррационального. За всем этим - своеобразное преломление той «системы атомистики", которую нес людям капитализм и на факт которой указывал еще Гегель.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.