Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Точность: Точно выбирайте время для установки якоря



Для точности якорения старайтесь определить и использовать правильную хронологию, то есть уста­навливайте якорь, когда вы видите, что состояние достигает максимальной интенсивности. Когда вам покажется, что состояние достигло пика и пошло на убыль, уберите якорь. Это нужно делать, чтобы не заякорить «ослабевающую реакцию» (!) или переход в другое состояние. «Передержка» якоря может за­грязнить его, если человек войдет в другое состояние. Когда я вижу, что у человека повышается интен­сивность состояния, я без раздумий воспроизвожу якорь. По мере того как состояние интенсифициру­ется, я увеличиваю нажим на якорь. Как только со­стояние начинает ослабевать, я немедленно убираю якорь. Якорь можно удерживать от 5 до 25 секунд (рис. 13.1). Навыки сенсорной остроты подскажут вам, как долго удерживать якорь.

Для установки аудиальных якорей используйте специально отобранные слова или звуки. Мы часто используем слово «расслабься», чтобы заякорить со­стояние релаксации, и произносим его с расслабля­ющей интонацией. Мы говорим «расслабься» низким и мягким голосом. Таким образом, и слово, и инто­нация устанавливают аудиальный якорь для релак­сации.

Состояние можно заякорить и на другие звуки: кашель, щелканье пальцами или щелчок ручки - на любой аудиальной стимул. Подобные стимулы хоро­шо работают в группах. Кроме того, звук обычно со­провождается особой мимикой, выражением лица, осанкой и т. д., что добавляет еще и визуальные яко­ря. Когда человек или группа переживают желаемое состояние, поднимите руку и покашляйте. Теперь, как только у вас возникнет желание, чтобы человек или группа вернулись в то же состояние, повторите ту же самую процедуру. Секрет отчасти заключается в том, чтобы воспроизвести процедуру в точности. Она запустит якорь, воспроизводящий то самое со­стояние.

Пять шагов к якорению:

1. Установите раппорт.

2. Объясните суть приема (задайте фрейм).

3. Вызовите и заякорите желаемое состоя­ние.

4. Прервите состояние (нарушьте состояние).

5. Опробуйте якорь, воспроизведя его.

Якорение подразумевает осуществление серии шагов. Придерживайтесь их, развивая способность к якорению как эффективный инструмент улучшения жизни и извлечения внутренних ресурсов. Якорение можно использовать, чтобы прервать негативное со­стояние и вывести из него человека. Когда мы стра­даем, у нас преобладают негативные состояния. Что­бы вывести человека из таких состояний, необходи­мо применить к ним якорение.

Якорение само по себе не излечит клинические состояния, например, депрессию. Для вмешательства в сложных случаях потребуются другие приемы.

1. Установите раппорт

Отзеркальте физиологию, интонацию и предика­ты человека, чтобы войти в его мир. Благодаря это­му он почувствует себя спокойно и доверится про­цессу.

2. Объясните процесс

Хотя мы можем использовать только аудиальные или визуальные якоря, использование большего ко­личества якорей, относящихся ко всем системам, даст лучшие результаты. Воздействие аудиальных и визуальных якорей не столь очевидно, как воздей­ствие кинестетических якорей. И поскольку обычно их действие не осознается, нам не нужно объяснять процесс.

Используя кинестетические якоря, я (Б. Б.) все­гда предупреждаю клиента об этом. Собираясь применить кинестетические якоря, я сначала прошу у клиента разрешения сесть рядом и дотронуться до него. Почему? Потому что многим визуальным лю­дям не нравится, когда кто-то «вторгается в их про­странство», например, подсаживаясь к ним поближе. Они предпочитают иметь рядом с собой свободное пространство, позволяющее видеть, что происходит вокруг. Поэтому я всегда прошу у них разрешения сесть поближе и всегда его получаю. Я всегда объясняю таким людям цель прикосновения к их колену или руке. Но если проделать такое без объяснения... Попробуйте и увидите, к чему это приведет!

3. Вызовите и заякорите желаемое переживание (позитивное или негативное)

Помогая человеку вспомнить желаемое или нега­тивное эмоциональное состояние, мы хотим помочь ему вновь пережить сильное, интенсивное, «чистое» переживание. Работая с позитивными состояниями, мы стремимся к интенсивному ощущению внутрен­него состояния, - мотивированного, напряженного, компетентного, ресурсного и т. д. Мы спрашиваем: «Вы ощущали когда-нибудь чувство уверенно­сти?» - «Да». - «Хорошо, тогда позвольте себе вспомнить место и время, когда вы ощутили это чув­ство уверенности, когда конкретно это произошло? Что вы видели в это время? И где?»

По мере того как мы помогаем человеку конкре­тизировать время, место, действующих лиц и особые аспекты воспоминания, он все сильнее сосредоточи­вается на конкретном событии. Многие люди, мыс­лящие гештальтами (имеющие метапрограмму об­щей классификации), испытают вспышки зритель­ных образов, звуков и ощущений, связанных с многочисленными переживаниями.

Всегда помните, что ключ к якорению состоит в получении доступа к интенсивному состоянию чело­века и полному погружению в него. Человек ассоци­ируется с состоянием, видя, слыша и ощущая так, как если бы он вновь переживал то же самое. Он рассмат­ривает детали собственными глазами, слышит соб­ственными ушами и т. д. Ассоциация с переживани­ем позволяет мысленно еще раз пережить его в на­стоящем.

Грамотный фокусирующий опрос облегчит ассо­циацию человека с переживанием. Для того чтобы мыслить в терминах фокусирующих вопросов, при вызове состояния задействуйте четырех кортежную модель. Четырех кортежная модель объединяет основные репрезентативные системы (VAKO).Используя четырех кортежную модель, чтобы помочь человеку войти в желаемое состояние, извлеките его репрезентации, связанные с каждой из систем, и за­якорите каждую репрезентацию в момент ее полно­го осознания. Следующие вопросы помогут челове­ку ассоциироваться с переживанием. Задавая их, вы, по сути, создаете дополнительный якорь. (Верхние индексы «и ' означают внешние и внутренние репре­зентации.)

V Вспоминая мотивацию, ясно ли вы видите проис­ходящее вокруг?

V Сопровождается ли воспроизводимое ощущение мотивации еще какими-нибудь мысленными обра­зами?

А' Насколько хорошо вы слышите происходящее вокруг?

А* Как звучит ваш собственный голос, когда вы вспо-минаете ощущение мотивации?

Ad' Происходит ли у вас внутренний диалог?

К' Как вы себя чувствуете, заново переживая это вос­поминание?

К* Какие внешние телесные ощущения вы испыты­ваете?

Ю Если обратить внимание на дыхание, верхней или нижней частью грудной клетки вы дышите?

К' Учащается ли ваше дыхание, когда вы переживае­те это состояние?

О Сопровождается ли ощущение мотивации воспо­минанием об особых запахах или вкусе?

Когда вы просите клиента рассмотреть пережива­ние во всех этих ракурсах, он воспроизводит его во всех нюансах и, воссоздавая репрезентации, вновь погружается в то состояние. Если вы скомпонуете якоря, наложив их друг на друга, вы получите пол­ностью воссозданное переживание - мощный якорь для мотивации или любого другого желаемого состо­яния.

4. Прервите состояние так, чтобы человек из него вышел

Установив якорь, остановите процесс. Прервите состояние. Скажите или сделайте что-нибудь, не име­ющее никакого отношения к процессу. Это прервет данное состояние сознания и эмоций и отгородит че­ловека от него. Достаточно просто встать и обойти вокруг клиента, чтобы прервать состояние. Затем попросите его «очистить экран» сознания. Попроси­те его глубоко вздохнуть (глубокий вздох, как пра­вило, влечет за собой изменение физиологии и, сле­довательно, состояния). Перемените на мгновение тему беседы.

5. Проверьте якорь, применив его

Если вы использовали колено, чтобы заякорить мотивацию, дотроньтесь до того же места таким же способом, как и тогда, когда устанавливали якорь. Прикосновение в точно определенном месте с точно рассчитанным нажимом станет для нервной системы человека стимулом, ассоциированным с данным ре­сурсным состоянием. Используя навыки сенсорной остроты, оцените ответные реакции человека. Если его лицо, физиологическое состояние, дыхание, мышечный тонус и т. д. указывают на мотивационное состояние (и сам человек его подтверждает), знайте, что вы установили хороший якорь. Когда вы воспро­изводите якорь, мотивационное состояние должно возвращаться без сознательного усилия со стороны клиента.

Если вы не наблюдаете ничего похожего на мотивационное состояние, рассматривайте это как обрат­ную связь и расспросите человека о внутреннем состоянии и его мыслях и ощущениях. Поскольку якорение функционирует как невербальная форма коммуникации (отправка сигнала/символа), схожая с вербальной коммуникацией, мы никогда не знаем, что мы сообщили. Пока мы чего-либо не увидим, не заметим и не расспросим человека о его мыслях, эмо­циях, воспоминаниях, фантазиях, убеждениях, цен­ностях и т. д., мы не узнаем, какое сообщение ему отправили или какое состояние заякорили. Так что смело задавайте вопросы. Что осознает и чувствует человек? Какой трансдеривационный поиск он про­делал? Где бы он ни блуждал и какую бы информа­цию ни обрабатывал во время якорения, - вы это заякорили!

Однажды на семинаре, на глазах у двадцати участ­ников, я (М. X.) попросил у одной дамы разрешения извлечь и заякорить состояние твердой решимости, связав якорь с прикосновением к ее колену. Когда я прикоснулся к ее колену, раньше, чем она «подгото­вилась» к этому, мое прикосновение заякорило мыс­ли и эмоции более старых воспоминаний о ком-то, с ней заигрывавшем! Это подтвердили едва различи­мые признаки (!): она оттолкнула мою руку, на ее лице возникло выражение ужаса, она села неесте­ственно прямо, ее мышцы напряглись, а дыхание за­труднилось. «Когда вы заглянули... внутрь себя... ка­кие воспоминания, мысли и эмоции внезапно нахлы­нули на вас?» - спросил я через мгновение.

Когда она объяснила, я просто заметил: «Так у вас уже здесь есть якорь!» - «Да». - «И куда более мощ­ный, судя по тому, что я увидел!» - «Думаю, что так». - «Попробуем другую точку для якорения». Она согласилась, дала мне правую руку, и я положил два пальца на ее предплечье. Как только мы заяко­рили таким образом сильное ресурсное переживание, мы повторили опыт с полдюжины раз для демонст­рации его группе, а также для ее самоутверждения. Затем, коснувшись сначала ее предплечья, я сказал: «И когда вы чувствуете это... всецело и полностью ... зная, что эта твердая решимость дает вам возмож­ность оставаться верной своим ценностям, убеждени­ям, данному Богом достоинству... и вы можете... осла­бить и аннулировать это...» (тут я прикоснулся к ее коленному якорю).

Ее ответная реакция была слабой. «Мне кажется, я не могу понять, что думаю или ощущаю. Отчасти это старые чувства, но...».

Этот прием называется коллапсом якорей. Устано­вите хороший якорь. Продолжайте контролировать человека, чтобы подтвердить его внутреннее пережи­вание. Используйте обратную связь для обучения и для обогащения переживания. Повторяйте якорение на всем протяжении процесса.

Упражнения

I. Якорение состояний 1 (три человека)

1. Участник «А» просит участника «Б» вспомнить конкретный случай, когда «Б» чувствовал себя высоко мотивированным. («Б» может выбрать любое другое позитивное состояние.)

2. «А» определяет вместе с «Б» точку для приме­нения якоря.

3. «А» вводит « Б» в желаемое для якорения и воспроизводит якорь. «А» и «В» осуществ­ляют калибровку переживания «Б», связанного с желаемым состоянием. «А» последовательно выполняет четыре шага процедуры якорения:

I. Выбрать определенное место для установки якоря.

П. Установить якорь в момент пиковой интенсивности переживания.

III. Убедиться, что вы имеете дело с чистым состо­янием, то есть удостовериться, что «Б» не ведет внутренний диалог и не испытывает конкури­рующих переживаний.

IV. Правильно рассчитать момент применения якоря, то есть установить якорь, когда «Б» вой­дет в желаемое состояние, и удерживать его в течение 5-25 секунд, пока состояние не начнет ослабевать.

4. «А» просит «Б» прервать состояние, «очистив экран», изменив ритм дыхания и/или сменив тему разговора.

5. «А» проверяет якорь «Б», извлекая и воспроиз­водя его. «А» и «В» калибруют ответную реакцию «Б», чтобы увидеть, вспомнил ли «Б» же­лаемое состояние.

II. Якорение состояний 2 (четыре человека)

1. «А» получает доступ к трем различным состоя­ниям «Б» (например, радость, ощущение компетентности, разочарование, надежда, приятный сюрприз, чувство успеха, раздражение и т. д.) и якорит их. «А» якорит эти состояния на спине «Б», так чтобы «Г» не видел якоря.

Примечание. Установите якоря в нескольких дюймах друг от друга, так как на спине не очень много чувствительных рецепторов и большие участки кожи воспринимаются недифференцированно, и заякорите три достаточно разных состояния, например, раздражение, радость и чувство успеха

2. Проверьте каждый якорь, позволив «Г» увидеть ответную реакцию (калибровать ее), но не местоположение якоря. В это время «В» (мета личность) контролирует процесс, чтобы убедиться, что «А» чисто устанавливает якоря и получает надлежащие ответные реакции.

3. «А» воспроизводит якоря, по одному за раз, а «Г» определяет, какое состояние «А» вызывает у «Б» (№ 1, № 2 или № 3). Упражнение продолжается до тех пор, пока «Г» не угадает четыре или пять раз подряд. Если же покажется, что якоря неустойчи­вы, «А» может вернуться и переустановить их.

III. Якорение и трансдеривационный поиск (три человека)

Кинестетическое якорение служит отличным ин­струментом для инициации трансдеривационного поиска. Я (Б. Б.) обнаружил, что это особенно акту­ально для людей кинестетического типа. Помогая клиенту вернуться в прошлое для выяснения основ­ной причины проблемного состояния, используйте кинестетический якорь, чтобы инициировать и про­должать поиск. Выполните следующую процедуру:

1. «А» просит «Б» «подумать о проблемном состо­янии», основную причину которого вы хотели бы обнаружить. Для пользы этого упражнения сове­тую «Б» выбирать не слишком сильное проблем­ное состояние. В этом упражнении мы хотим вы­явить основную причину, но не пытаемся устра­нить ее. Это будет позже.

2. «А» вызывает у «Б» особенно яркое воспомина­ние об этом проблемном состоянии. Используя

навыки сенсорной остроты, «А» якорит проблем­ное состояние «Б».

3. Используя языковые паттерны Милтон-модели, «А» возвращает «Б» к его самому раннему воспоминанию об этой проблеме. В течение всего трансдеривационного поиска «А» удерживает якорь. «А» может говорить что-нибудь вроде: «Сейчас, когда вы ощущаете эту проблему, я хочу, чтобы вы вернулись назад во времени к другим воспоминаниям об этой проблеме. Вообразите, например, что ваша жизнь похожа на фотоальбом. И по мере переживания этого состояния, просмот­рите картинки других воспоминаний, когда вы ощущали то же самое. Просто перелистайте вос­поминания как странички личного фотоальбома, содержащего историю вашей жизни. Первое вос­поминание повлечет за собой другие. Просто не препятствуйте этому».

4. «А» удерживает якорь «Б» в течение всего вре­мени, пока «Б» производит поиск в своем банке памяти. Обнаружив причину проблемы или исчер­пав свои воспоминания, «Б» сообщит об этом «А». Внимание: В случае если у «Б» возникнут по-настоящему тяжелые воспоминания, «А» поможет «Б» прервать состояние. «А» предложит «Б» встать, глубоко вздохнуть и взглянуть вверх. В следующих разделах этого руководства вы обнаружите описание методов, более подходящих для работы над решением глубоко скрытых проблем. Поменяйтесь ролями и повторите цикл.

IV. Трансдеривационный поиск: ограничение чувств.

Хорошо помогает при тревоге (три человека)

«Универсальный опыт» содержит чувства, кото­рые испытывают практически все представители че­ловеческой расы, отсюда и название «универсаль­ный». Сюда относятся как чувства, ограничивающие нас (разочарование, горе, утрата и т. д.), так и те, что заметно украшают жизнь (удивление новому и вол­нующему и т. д.). В описанном ниже упражнении мы используем якорение и трансдеривационный поиск (ТДП), чтобы устранить ограничивающие чувства:

1. «А» побуждает « Б» вспомнить недавние положи­тельные чувства, связанные с обучением, моти­вацией или просто пробуждением интереса к жизни. Когда «Б» вспоминает и ассоциируется с характерным воспоминанием, «А» кинестети­чески якорит это состояние.

2. «А» посредством использования кинестетичес­кого якоря побуждает «Б» вспомнить, по меньшей мере, три других случая, когда он ощущал это позитивное состояние. Удерживая якорь, «А» говорит «Б»:

«Теперь используйте это ощущение, чтобы вернуться к тому моменту вашей жизни, когда вы, будучи моложе, испытывали те же чувства: готов­ность плодотворно обучаться (усиление мотивации или интереса к жизни)».

Или:

«Просто расслабьтесь и позвольте вашему подсознанию отобрать аналогичные пережива­ния плодотворного обучения (мотивации, интереса к жизни), чтобы удивиться и обрадоваться, вспомнив прежние времена, когда вы испытыва­ли столь прекрасные чувства».

Или:

«Правильно, наслаждайтесь этим чудесным переживанием плодотворного обучения (моти­вации, интереса к жизни) и вновь переживайте эти прекрасные чувства. Затем, как только почувствуете себя готовым, позвольте этим чувствам провести вас назад в прошлое, чтобы обнару­жить там другое столь же приятное воспомина­ние».

Продолжайте процесс до тех пор, пока «Б» не вспомнит и не выявит три аналогичных позитивных переживания. Все это время «А» удерживает якорь, убеждаясь, что «Б» полностью погружается в каждое из вспомнившихся переживаний. Уберите якорь, ко­гда «Б» полностью погрузится в позитивное со­стояние.

3. Теперь «А» побуждает «Б» переместить извле­ченные ресурсы в будущее, в момент, когда, по мнению «Б», у него может возникнуть потреб­ность в этих ресурсах. «А» просит «Б» опреде­лить будущий момент, когда он, вероятно, ощутит, что его ограничивают некие подсознательные ощущения.

В настоящий момент «А» воспроизводит ресурс­ный якорь «Б» и сообщает ему: «Сейчас, когда вы осознаете все эти позитивные ресурсы, оставаясь при этом ассоциированным с данным состоянием, я хочу, чтобы вы перенеслись в воображаемое будущее, толь­ко на этот раз пусть вы окажетесь в нем со всеми эти­ми ресурсами. Обратите внимание, как вы реагируе­те теперь, имея такие мощные ресурсы».

Поменяйтесь ролями и повторите цикл.

V. Ваш собственный якорь состояния «аптайм»

Иногда нам необходимо осознание того, что про­исходит вокруг нас. В такое время нам необходимо перенаправить внимание от самих себя к окружаю­щему. Консультируя кого-нибудь, обучая или совер­шая сделку, мы должны осознавать происходящее вокруг. Представьте, например, что вы сидите перед человеком, который проводит с вами собеседование перед приемом на новую работу. Будет ли полезно сфокусироваться на этом человеке? Когда обстоятельства потребуют, чтобы мы сосредоточили внима­ние на происходящем вокруг нас, ваш собственный якорь, описанный ниже, немедленно активизирует нужное состояние.

1. Найдите спокойное место. В поисках спокойствия отправляйтесь в ваше излюбленное место. Неваж­но, где оно находится - в доме или на открытом воздухе. Добравшись до места, сядьте, расслабь­тесь и наслаждайтесь миром.

2. Наблюдая за происходящим вокруг, потренируй­тесь мысленно погружаться в себя и выходить

«наружу». Продолжайте упражнение, пока не осознаете полностью, на что похоже ощущение сосредоточенности на внешнем окружении. Об­ратите внимание на каждую из репрезентативных систем, попробовав задействовать все каналы. Можно заткнуть уши, чтобы помочь себе сконцентрироваться на визуальных ощущениях, сделать их более отчетливыми. Можно, наоборот, закрыть глаза, чтобы лучше слышать. По возможности иг­норируйте внутренние картинки или внутренние диалоги. Сосредоточьтесь на мире вокруг вас.

A. Обратите внимание на свои ощущения. Ощути­те кромки, поверхности, структуру, твердость и прочие свойства окружающих вас объектов. Обратите внимание на ощущения от вещей, до которых дотрагиваетесь, на которых сидите, ощущения вашей кожи и т. д.

Б. Обратите внимание на зрительные впечатле­ния. Отметьте мельчайшие движения или неподвижность, цвет, тени, тона, сравните рассто­яния и характер освещенности. Используйте как детализированный, так и широкий обзор.

B. Обратите внимание на то, что слышите. Вслу­шайтесь в разницу тонов и высоту звука. Обра­тите внимание на источник звуков. Если вокруг есть люди, вслушивайтесь в высоту и ритм их голосов. Прислушайтесь к своим вдохам и вы­дохам.

Г. Обратите внимание на обонятельные ощуще­ния. Какие запахи вы чувствуете: резкие или едва уловимые? Эти запахи исходят с близкого расстояния или издалека?

Д. Обратите внимание на все, что пробуете на вкус, включая перемены, которые ощущаются во рту.

3. Когда полностью осознаете все, на что обрати­ли внимание, установите якорь на тыльной стороне левой ладони пальцем правой руки. Уста­навливайте якорь, лишь получив доступ к каж­дой репрезентативной системе. Зрительный якорь накладывайте на кинестетический. Аудиальный якорь устанавливайте поверх обоих пре­дыдущих. Таким способом вы скомпонуете об­щий якорь.

4. Теперь воспроизведите якорь, чтобы он одновре­менно активизировал все репрезентативные системы. Обратите все свое внимание вовне. Не до­пускайте внутренних картинок или диалогов.

5. Прервите состояние, сменив ритм дыхания и очи­стив экран.

6. Прервав состояние, снова воспроизведите якорь.

Если ваше внимание автоматически и полностью сосредоточивается на происходящем вокруг без малейшего сознательного усилия, то у вас есть чи­стый и мощный якорь. Сейчас вы испытываете со­стояние «аптайм». Если что-то не получилось, по­вторите описанную выше последовательность шагов.

VI. Ваш собственный якорь состояния «интайм»

У вас может возникнуть необходимость сосредо­точиться на собственных переживаниях. Важность этого подчеркивал сам Иисус Христос. Он говорил: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иисус говорит, что любовь к самому себе - непременное условие любви к другим людям. Невозможно возлю­бить ближнего, не возлюбив самого себя здоровой любовью. Установка якоря состояния «интайм» по­может вам возлюбить самого себя. Эту процедуру можно применить к излюбленным духовным обра­зам, чтобы развить молитвенную и медитативную стороны вашей жизни. Так же, как и с якорем состо­яния «аптайм», проделайте это упражнение в одино­честве.

1. Найдите спокойное, удобное место, где можно посидеть или полежать в уединении.

2. Позвольте вашему вниманию обратиться внутрь себя. Продолжайте до тех пор, пока вы не переста­нете сознавать окружающие шумы, кинестетичес­кие ощущения или видимые образы. Возможно, вам захочется закрыть глаза. Если вы восприни­маете окружающее преимущественно на слух, мо­гут пригодиться беруши. Обратите внимание на каждую из внутренних репрезентативных систем и проделайте следующее.

А. Обратите внимание на внутренние ощущения.

Обратите внимание, насколько по-разному вы ощущаете собственные внутренние органы. Отметьте, какие эмоции вы испытываете. Вспом­ните ощущения от предметов, которых каса­лись, - гладких, шероховатых, горячих, холодных и т. д. Можете фантазировать и выду­мывать предметы, которые вам хотелось бы по­трогать.

Б. Обратите внимание на то, как выглядят в ва­шем представлении разные предметы. Внут­ренним зрением рассматривайте детали увиден­ных предметов и мест, где вы побывали. От­метьте различия между вещами, которые вы видели, и вещами, которые только вообразили. Обратите внимание на ваше мысленное описа­ние разницы между вещами, которые вы виде­ли на самом деле, и вещами, которые только во­образили.

В. Обратите внимание на любой внутренний го­лос и вслушайтесь в него. Вспомните разгово­ры и музыку. Выдумайте еще какие-нибудь раз­говоры. Выдумайте звуки, которых никогда не слышали.

Г. Вообразите запахи и вкусы. Вспомните арома­ты, которые обоняли, и вкус, которым наслаж­дались. Теперь вообразите какие-нибудь запахи и вкус, с которыми никогда не сталкивались.

3. Когда почувствуете, что полностью осознаете то, на что обратили внимание, устанавливайте

якорь. Установите якорь на тыльной стороне пра­вой ладони пальцем (пальцами) левой руки. По мере получения доступа к репрезентативным сис­темам восприятия усиливайте воздействие якоря. Установите якорь для внутреннего видения поверх якоря для ощущения, а поверх них обоих - якорь для слуха.

4. Воспроизведя якорь, получите доступ ко всем внутренним системам одновременно.

А. Вспомните переживание, восстановите то, что ощущали, видели, слышали и т. д. в конкретной ситуации.

Или:

Б. В рамках каждой из репрезентативных систем выберите переживание, на которое стоит обратить внимание. Например, рассмотрите один предмет, вслушайтесь в другой, ощутите третий и понюхайте или попробуйте на вкус что-ни­будь, не имеющее ничего общего с остальными вещами. Проделав это, вы испытаете ни с чем не сравнимые ощущения.

5. Повторяйте процесс до тех пор, пока не сможете внутренне сосредоточиться (полностью и автоматически, без малейшего сознательного уси­лия), коснувшись определенного места на тыльной стороне правой ладони. Это состояние назы­вается «интайм», или «даунтайм».

Эти два якоря дают вам возможность быстро, чи­сто, почти автоматически сосредоточиться на окружающем мире и эффективно контролировать проис­ходящее вокруг или погрузиться в себя для наблю­дения за процессами, происходящими в вашем внут­реннем мире.

VII. Упражнение «Круг совершенства»

В этом упражнении технология якорения приме­няется с целью закрепить ресурсное состояние в про­блемных ситуациях. Представленная в данном виде процедура опирается, прежде всего, на визуальную репрезентативную систему и лишь затем - на аудиальную. Упражнение требует участия, по меньшей мере, двух человек. Данная версия рассчитана на тро­их участников. Эту процедуру также можно проде­лать самостоятельно. «А» является оператором, «Б» играет роль клиента, а «В» выступает наблюдателем.

1. «Б» выбирает ситуацию, в которой текущее по­ведение не обеспечивает желаемого результата.

«Б» делает моментальную фотографию (отдель­ный фрейм) проблемной ситуации или контекста. «А» координирует его действия и наблюдает за входом «Б» в переживание и выходом из него.

2. «А» должен прервать состояние «Б», попросив его очистить экран и изменить ритм дыхания.

3. «А» спрашивает «Б», какие ресурсы, использо­вавшиеся им в прошлом, могли бы в случае их применения помочь в преодолении проблемного состояния или ситуации. «А» выясняет, какими ресурсами обладает «Б» при обращении к про­блемной ситуации или контексту, - эта ситуация должна будет отразить их полный потенциал. «А» тщательно калибрует «Б», отмечая характерные физические «сдвиги», связанные с каждым из представленных ресурсов. «А» помогает «Б» выбрать ресурсы, которые, по мнению «Б», позволят ему справиться с проблемной ситуацией, если, конечно, они присутствуют и доступны для «Б».

4. «А» просит «Б» выбрать определенное место на полу, куда смотрит «Б». «А» помогает «Б» видеть себя при последовательной демонстрации каждо­го из ресурсов (связанных с конкретными про­шлыми переживаниями), продолжающейся, пока «Б» не увидит их все на выбранном месте. «А» на­кладывает переживания одно на другое, чтобы объединить для «Б» аудиальные и кинестетичес­кие компоненты каждого ресурса и убедиться в полной репрезентации переживания.

5. «А» просит «Б» вступить в круг (определенная область на полу), чтобы всецело ощутить эти ресурсы, стоя в «Круге совершенства». По очереди обратитесь к каждому из ресурсов. Вы визуально компонуете ресурсный якорь.

6. «В» наблюдает за ходом упражнения, следя, что­бы «А» и «Б» оставались на верном пути. Кроме того, «В» следит за тем, чтобы «Б» получил пол­ный набор ресурсных состояний. «В» каждый раз требует от упражнения совершенства.

7. Когда «Б» запрограммирует «Круг совершен­ства», «А» возвращает «Б» в кресло или в лю­бое другое исходное положение. Затем «А» гово­рит «Б», что, услышав хлопок в ладоши, «Б» дол­жен немедленно встать в «Круг совершенства». Если «Б» засомневается, вступать или не вступать в круг, «А» должен взять «Б» за руку и отвести в «Круг совершенства». Побывав в «Круге совершенства», «Б» выходит из него.

8. Затем «А» просит «Б» вспомнить проблемное поведение или ситуацию. По мере физического «сдвига» «Б» к состоянию, которое «А» ранее ви­дел, «А» хлопает в ладоши (если требуется, отводит «Б» в круг за руку) и убеждается, что «Б» идет прямо в свой «Круг совершенства». Затем «А» дает «Б» указание прочувствовать дополнитель­ные ресурсы ситуации, обращая внимание на все перемены и эффекты, испытываемые «Б», отмечая все происходящее. Пока «Б» остается в круге, «А» просит его рассмотреть, как окружающие реагиро­вали на «Б», получившего доступ к новым ре­сурсам.

Примечание. Поскольку большинство ресур­сов будут функционировать по отношению к себе, полезнее будет использовать язык модели метасостояния. Скажите «Б», переживающему определенное состояние в «Круге Совершенства)». Придерживайтесь этого языка при рабо­те с каждым ресурсом.

9. «А» выводит «Б» из круга и спрашивает, полу­чил ли он желаемое. Если да, приступайте к следующему шагу. Если нет, измените и добавьте необходимые ресурсы, повторив шаг 3.

10. Затем «А» просит «Б» вновь войти из старто­вой позиции в «Круг совершенства». На этот раз

«Б» входит в круг без помощи «А» (тот не хлопа­ет в ладоши и не ведет его за руку).

11. «А» осуществляет подстройку к будущему для «Б». «А» просит «Б» выбрать ситуацию или кон­текст, которые идентичны проблемной ситуации или похожи на нее и могут возникнуть в течение двух ближайших недель. После того как «Б» сделал выбор, «А» содействует его переживаниям, «перемещая» «Б», ассоциируя его с будущим со­бытием. Убедитесь, что этот новый опыт является для «Б» отличным подтверждением его нового потенциала, спросив его об этом.

Поменяйтесь ролями и повторите цикл, чтобы дать всем участникам возможность найти свой «Круг совершенства».

VIII. Коллапс якорей: интеграция частей

Во время обучения на НЛП-практика я (Б. Б.) вызвался для добровольной демонстрации метода НЛП, называющегося «коллапс якорей». Тренеру Джину Руни требовался участник, переживший не­гативное состояние и желавший помощи. За несколь­ко месяцев до семинара я сложил с себя обязанности пастора, которые исполнял в течение десяти лет, Я пережил сильное огорчение. Это огорчение сопро­вождалось сильными отрицательными эмоциями, которые требовалось нейтрализовать. Джин, по-ви­димому, не интересовался сутью моих переживаний, хотя группа отчасти их разделяла. Когда я вошел в негативное состояние, Джин заякорил его на моем левом колене. Он следовал всем надлежащим проце­дурам якорения, включая проверку. Потом Джин попросил меня активизировать в памяти позитивное ресурсное состояние. Джин заякорил это состояние на моем правом колене. Он помог мне активизиро­вать несколько позитивных состояний. С каждым позитивным состоянием он компоновал позитивный якорь на моем правом колене.

Целью Джина было установить позитивный якорь, достаточно эффективный, чтобы разрушить или преодолеть негативный якорь. Он попросил меня оценить силу негативного состояния по шкале от единицы до десяти. Я оценил ее в десять баллов. Джин попросил меня оценивать каждое позитивное состояние в сравнении с силой негативного состоя­ния. По мере того как Джин компоновал позитивные состояния на моем правом колене, я должен был да­вать каждому из них оценку. Джин продолжал добав­лять эти состояния, пока сумма не превысила десять. Когда он убедился, что позитивный якорь стал силь­нее, чем негативный, он синхронно воспроизвел оба якоря. Мое сознание оказалось в состоянии замеша­тельства. Я испытывал все разновидности весьма причудливых чувств. Мой взгляд блуждал вокруг. Когда я успокоился, Джин убрал палец с негативно­го якоря. На позитивном якоре он задержался при­мерно на пять секунд. Затем он снял палец и с пози­тивного якоря. Эта процедура оставила меня в пози­тивном состоянии. Интересно, что боль, которую я испытывал, добровольно вызвавшись участвовать в демонстрации, значительно уменьшилась. Я всего лишь помнил, что у меня были болезненные пережи­вания. И я уверен, что мне доведется вновь испытать подобные чувства, - но уже по другому поводу. На мой взгляд, коллапс якорей оказался эффективным и дал мне возможность нового выбора.

Упражнение на коллапс якорей

Предположим, вы заякорили в двух разных мес­тах два противоположных состояния и одновремен­но воспроизвели оба якоря. Что произойдет, когда вы примените оба якоря? Вообразите, что каждое состо­яние является отдельной психологической частью. Если заякорить состояния и синхронно воспроизве­сти их, негативное состояние разрушится и уступит место более сильному позитивному состоянию. Ра­зумеется, в том случае, если вы испытаете негатив­ное состояние, которое окажется сильнее позитивно­го, позитивное состояние разрушится и уступит ме­сто негативному. По-видимому, нервная система не может выдержать одновременно два несовместимых состояния. Поэтому когда старые паттерны разруша­ются, нервная система создает новые. Чтобы разру­шить якоря, заякорите нежелательное негативное состояние. Затем заякорите более мощное позитив­ное состояние (компонуя якоря, если нужно) и раз­рушьте с его помощью негативное состояние.

1. Установите раппорт с вашим клиентом.

2. Определите негативное состояние, которое хоти­те устранить.

3. Определите позитивное состояние, необходимое для преодоления негативного состояния (или несколько состояний). Может быть, вам потребу­ется скомпоновать несколько позитивных состояний на одном и том же месте, чтобы получить до­статочно мощное состояние, способное преодолеть негативное состояние. Попросите клиента оценить негативное состояние по шкале от 1 до 10, это мо­жет помочь вам в ваших действиях. Пусть клиент оценивает каждое состояние по мере того, как вы их компонуете, до тех пор пока не получится чис­ло, по меньшей мере на два превосходящее пока­затель негативного состояния.

4. Заякорите позитивное состояние. Проделайте последовательность из четырех шагов, чтобы уста­новить хороший якорь:

А. Попросите клиента вспомнить позитивное со­стояние и ассоциироваться с ним.

Б. Свяжите с пиком переживаний клиента опреде­ленный стимул.

В. Измените состояние человека.

Г. Воспроизведите и проверьте якорь.

Калибруйте позитивное состояние.

5. Заякорите негативное состояние. Повторите про­цедуру, описанную в пункте 4. Калибруйте нега­тивное состояние.

6. Последовательно введите клиента в каждое из со­стояний, по очереди используя якоря. Вы можете говорить, например: «В некоторых случаях вы можете ощутить "негатив" (воспроизводите нега­тивный якорь), в этих ситуациях можно почув­ствовать и "позитив" (воспроизводите позитивный якорь)». Повторите несколько раз, не прерывая каждое из состояний.

7. Одновременно воспроизведите оба якоря. Вос­производя последовательно ресурсный якорь, а затем якорь проблемного состояния, скажите «Б»: «Что происходит, когда вы переносите ваше состо­яние (название позитивного состояния) на (назва­ние проблемного состояния)?». Удерживайте оба якоря. Внимательно следите за физиологическим состоянием человека. Возможно, вы увидите при­знаки изменения или замешательства. Обычно взгляд человека блуждает из стороны в сторону, пока мозг завершает интеграцию.

Примечание. Воздействуя позитивным состоянием на проблемное состояние, вы в действительности начинаете рассматривать проблемное состояние в терминах метасосто­яния. Использование языка метасостояния улучшит интеграцию. Всякий раз, когда вы бе­рете мысль более высокого уровня и сливаете ее с мыслью более низкого уровня, вы осуще­ствляете то, что называется «переводом в метасостояние». В НЛП мы стремимся открыть ресурсы для того, чтобы провести преобразо­вание проблемных состояний в ресурсные со­стояния. Для того чтобы преобразовать про­блемное состояние в ресурсное, ресурсные состояния должны восприниматься на более абстрактном уровне, чем проблема. Следова­тельно, по определению, все ресурсные состо­яния функционируют как метасостояния или понятия более высокого уровня. Когда мы говорим: «Воздействуйте этой ресурсной мыс­лью на проблемное состояние», - мы просто подразумеваем, что эти две мысли сольются, осуществив рефрейминг проблемного со­стояния в ресурсное. Если мы заякорили про­блемное состояние, а затем - ресурсное, и воспроизвели оба якоря одновременно, мы заставляем мозг обрабатывать оба понятия одновременно. Эти понятия сливаются и более широкое понятие осуществляет рефрейминг менее широкого, - таким образом, с помощью ресурсного состояния мы переводим на метауровень проблемное состояние.

8. Когда клиент успокоится, сначала отпустите не­гативный якорь. Удерживайте позитивный якорь еще около пяти секунд.

9. Проверьте свою работу, попросив клиента войти в проблемное состояние, или воспроизведя нега­тивный якорь. Вы должны увидеть, что человек входит в состояние, промежуточное между двумя противоположными состояниями. Если позитив­ный якорь оказался особенно сильным, он сразу же войдет в позитивное состояние.

10. Подстройтесь к будущему, попросив клиента представить ситуацию, в которой он испытывал негативные чувства до проведения коллапса яко­рей. Попросите его прокрутить эту ситуацию в воображении, пока вы калибруете его состояние. Если вы не удовлетворены его состоянием или он все еще выглядит подавленным, узнайте у клиен­та, какие ресурсы ему требуются, чтобы преодо­леть это негативное состояние, а затем повторите процедуру.

IX. Изменение личностной истории

Этот паттерн дает вам возможность подкорректи­ровать прошлое, чтобы оно не служило основанием для возникновения неприятных ощущений, припи­сывания себе негативных качеств и т. д. Теперь вы сможете использовать подобные воспоминания как ресурсы для обучения и продвижения в будущее с позитивным настроем и верой.

Паттерн

1. Получите доступ к проблемному воспоминанию.

Получите доступ и извлеките из памяти человека проблемное, нежелательное или неприятное чувство. Затем установите эффективный якорь для этого состояния. Калибруйте состояние человека.

2. Проведите трансдеривационный поиск (ТДП).

Используйте якорь, чтобы помочь человеку вос­становить предыдущий опыт, когда он испытывал похожее чувство. Используя якорь по ходу ТДП, вернитесь к предшествующим переживаниям, к моменту, когда у клиента впервые возникло дан­ное состояние. Заметив, что человек вновь испытывает то же самое негативное состояние, калиб­руйте его, попросите человека остановиться и повторно заякорите состояние. Спросите его: «К какому возрасту относится данное пережива­ние? В каком возрасте вы себя ощущаете, имея эти мысли и испытывая эти чувства?».

3. Продолжайте ТДП. Продолжайте, используя якорь и помогая человеку вернуться назад, опираясь на его чувство времени, обнаружить от трех до шести похожих переживаний данного негативно­го состояния. Каждый раз спрашивайте о его воз­расте.

4. Прервите состояние. Пусть человек вернется в настоящее время. «Ну, а теперь скажите, какой особый ресурс мог бы вам понадобиться в преж­них ситуациях, чтобы почувствовать себя лучше и более эффективно справиться с состоянием?» Из­влеките и заякорите это ресурсное состояние.

5. Проведите коллапс якорей. Воспроизведите якорь негативного состояния одновременно с ресурсным, и пусть человек теперь вернется к пред­шествующему переживанию. Одновременно с эти­ми действиями спросите: «Как выглядит ваше прошлое воспоминание теперь, когда вы знаете, что возвращаетесь, назад, обладая ресурсом? Как сильно этот ресурс изменяет ваше переживание?» Пусть человек еще раз пройдется по своей лично­стной истории, останавливаясь на каждом из про­шлых воспоминаний с ресурсным якорем, так что его история начнет меняться, а переживания ста­нут удовлетворительными.

6. Устраните неполадки. Если человек испытывает трудности с изменением прошлого опыта, верни­те его в настоящее, извлеките и заякорите допол­нительные ресурсы, добавив их к существующему ресурсному якорю.

7. Прервите состояние. Как только у клиента изме­нятся прошлые переживания, пусть он прервет состояние. Спустя небольшой промежуток време­ни попросите его подумать о том неприятном или нежелательном чувстве.

8. Проведите проверку. Что происходит? Измени­лись ли воспоминания? Каким образом? Появилось ли у человека ощущение ресурса вместо про­блемного состояния (№ 1)?

9. Подстройтесь к будущему. Пусть в заключение человек подумает о похожих переживаниях, кото­рые могут ожидать его в будущем.

X. Изменение личностной истории с точки зрения модели метасостояния.

1. Определите проблему (первичное состояние).

Подумайте о том, с каким периодом вашей жизни и конкретным местом связана беспокоящая вас «проблема».

A. Как, на ваш взгляд, они порождают «пробле­му»?

Б. Какая возникает эмоция, когда вы погружаетесь в это воспоминание? Что она означает?

B. Выйдите из проблемного состояния.

2. Займите позицию наблюдателя в этом пережива­нии (метасостояние).

A. Перемещайтесь по вашей линии времени (диссоциированно) - вернитесь к событию, породившему проблему, и наблюдайте проблему с метапозиции.

Б. Рассмотрите, как вы, более молодой, пережива­ете это конкретное событие.

B. Если у вас трудности с диссоциацией, поставь­те воображаемую ширму (например, из плексигласа) на метауровне между «собой» диссо­циированным и «собой» внутри этого события.

3. Соберите данные с позиции наблюдателя (мета­состояния).

A. В каких ресурсах нуждались вы, будучи мо­ложе?

Б. В каких ресурсах нуждались другие участники события?

B. Определите необходимые ресурсы.

4. Вернитесь в настоящее и получите доступ к ре­сурсам.

А. Получите доступ к каждому из необходимых ресурсов и заякорите их.

Б. Усильте и проверьте якоря для ресурсов.

5. С позиции наблюдателя переместите ресурсы (метасостояние).

A. Предоставьте себе, более молодому, все необхо­димые ресурсы и позвольте событию разворачи­ваться с их участием. Представьте себя, дающе­го себе же, более молодому, дополнительные ре­сурсы. Наблюдайте, как разворачивается событие, не затрагивающее этот ресурс.

Б. Предоставьте другим участникам «фильма» не­обходимые им ресурсы.

B. Проведите «экологическую проверку»:

• Обеспечивает ли новый ресурс лучший исход?

• Улучшает ли это жизнь?

• Дает ли это вам «карту», более удобную в применении?

6. Ассоциируйтесь с ресурсным состоянием (пункт 5 выше).

7. Двигайтесь в состоянии ассоциации вперед по своей личностной истории, имея дополнительные ресурсы.

А. Перенесите добавленные ресурсы в ваше буду­щее, улучшая и обогащая год за годом вашу линию времени.

Б. Позвольте добавленным ресурсам влиять на все аспекты вашей жизни.

XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения

Во время своих обучающих семинаров по НЛП Тэд Джеймс предлагал участникам выполнить упражнение по преодолению сомнения. Джеймс делал это, чтобы психологически подготовить их к показа­тельному разбиванию сосновой доски рукой. Это уп­ражнение является ярким образцом применения кон­цепции интеграции частей. Вы можете проделать это упражнение самостоятельно. Если вы левша, замени­те всюду лево на право.

1. Встаньте ровно. Вытяните обе руки перед собой. Закройте глаза и вспомните момент, когда вы чув­ствовали себя всемогущим. Вспомнив это время, вчувствуйтесь в свое тело, почувствуйте то, что чувствовали тогда, услышьте то, что слышали, увидьте то, что видели. Теперь сосредоточьтесь на этом ощущении всемогущества и распространи­те его по всему телу. Создайте его образ и помес­тите его в правую ладонь.

2. Очистите экран. Теперь я хочу, чтобы вы вспомни­ли момент, когда чувствовали всеобъемлющую любовь к себе. Позвольте этой любви окутать вас. Полностью погрузитесь в это ощущение, видя и слыша то, что видели и слышали тогда. Сосредо­точьтесь на этой любви и создайте ее образ. Разо­жмите правую ладонь и поместите в нее этот об­раз. Затем сожмите ладонь. Вновь очистите экран.

3. Я хотел бы, чтобы вы вспомнили момент, когда не могли ошибиться... момент, когда вы знали, что все в ваших силах. Вспомните момент, когда вы знали, что в ваших силах получить все желаемое. Вспомнив этот момент, сосредоточьтесь на своем теле. Смотрите собственными глазами, слушайте то, что слышали, рассматривайте то, что видели, чувствуйте то, что чувствовали. Полностью погру­зитесь в тот момент, когда знали, что все в ваших силах. Прочувствуйте это ощущение могущества, навеянного знанием, что в ваших силах получить все, что пожелаете. Возьмите эту энергию и распространите ее по всему телу. Создайте ее образ и поместите в правую ладонь. Затем сожмите ее.

4. Теперь очистите экран. Вспомните время, когда вы были по-настоящему энергичны. Выберите мо­мент, когда энергия переполняла вас. Вы чувство­вали себя таким энергичным. Вам хватило бы сил сделать все, что бы вы ни пожелали сделать. Со­средоточьте на своем теле, увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, прочувствуйте то, что чувствовали. Возьмите всю эту энергию и напол­ните себя ею. Создайте ее образ и поместите в пра­вую ладонь. Затем сожмите ее. Просто удерживай­те этот образ в своей правой ладони.

5. Теперь вспомните веселое время, момент, когда вы безудержно смеялись. Сосредоточьтесь на своем теле и увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, и почувствуйте то, что чувствовали. Те­перь возьмите этот смех и хорошее настроение и создайте их образ. Поместите этот образ в правую ладонь и держите там.

6. Теперь разожмите правую ладонь и рассмотрите образ этой энергии, мощи и хороших чувств. Взгляните на цвет. Взгляните на размер. Что про­изнес бы этот образ, если бы заговорил с вами? Поднесите его к уху и выслушайте все, что он хо­чет сказать. Какие звуки он издает? Теперь отметь­те, как приятно ощущать его. Отметьте размер, вес и текстуру всей этой энергии. После всего этого с любовью сожмите его в правой ладони.

7. Сомневаетесь ли вы в том, что становитесь имен­но таким, каким вам хотелось бы быть? Сотвори­те образ этих сомнений и поместите его в левую ладонь (или правую, если вы левша). Возьмите все сомнения, какие только могут у вас возникнуть, и поместите их в левую ладонь. Прислушайтесь к тому, что они вам говорят. Прочувствуйте все эти сомнения.

8. Теперь возьмите то хорошее, что находится в ва­шей ведущей руке, и перелейте его в другую руку, производя при этом как можно больше шума. Про­должайте переливать сомнения и энергию из руки в руку до тех пор, пока они не станут идентичны друг другу. Смотрите на них до тех пор, пока они не начнут походить друг на друга цветом, разме­ром, очертаниями и текстурой. Когда они станут в точности похожи друг на друга, еще раз вспом­ните время, когда ощущали себя всемогущим, бес­конечно любимым, и время, когда все было в ва­ших силах. Поместите все это в вашу ведущую руку, любовно обхватите ладонью и сожмите ее. Теперь вы можете активизировать эти чувства ког­да пожелаете.

XII. Сцепление якорей

Что делать, когда желаемое состояние слишком далеко от имеющегося? В некоторых ситуациях рас­стояние оказывается настолько большим, что двух шаговый процесс коллапса якорей не работает. Од­ним из примеров является переход от состояния ту­пика к состоянию мотивации. Некоторым людям мотивация кажется слишком далекой от безвыходно­го состояния, чтобы осуществить интеграцию. Тупик не связывается с мотивацией. На уровне нервной системы тупик не может объединиться с мотиваци­ей. Решением этой проблемы является сцепление якорей. Используя данный прием, мы помещаем между этими двумя состояниями другие состояния.

Я (Б. Б.) использую для этой процедуры костяш­ки пальцев. Можно также остановиться на тыльной стороне ладони или руки. Этот прием заключается в выборе состояний, которые постепенно приведут имеющееся состояние человека к желаемому, или сцепят их. В качестве примера я возьму переход от состояния тупика к состоянию мотивации. Состоя­ние тупика - это имеющееся состояние. Состояние мотивации представляет собой желаемое состояние. Однако желаемая перемена слишком велика для двух шагового процесса коллапса якорей.

Поэтому решение состоит в том, чтобы определить несколько шагов, которые помогут привести от тупи­ка к мотивации. Вы якорите каждое из состояний, в том числе имеющееся и желаемое. Ниже перечисля­ются шаги этого процесса. По мере их прохождения я буду объяснять процесс. Вы можете проделать это упражнение с двумя другими людьми. Оно наиболее эффективно при трех участниках.

1. Установите раппорт с клиентом.

2. Объясните клиенту, что вы будете прикасаться к нему с целью якорения.

3. Определите проблемное состояние. Для иллюст­рации мы используем в качестве проблемного со­стояния состояние тупика.

4. Определите конечное состояние. Мы выбираем в качестве конечного состояния мотивацию.

5. Выстройте цепочку. Построение цепочки - реша­ющий фактор в успехе этой процедуры. Ваш вы­бор состояния, которое выведет человека из тупи­ка, предопределит эффективность процедуры. Попросите клиента: «Вспомните последний раз, когда выходили из тупика. Как вы это делали?» Если он не может вспомнить момент, когда вы­брался из тупика, попросите его представить, как он это сделал бы. Спросите у клиента, какая мо­тивация для него действенна. Для некоторых лю­дей мотивацией служит движение «прочь» от чего-нибудь. В НЛП мы называем этих людей «идущими прочь». Их направляющий фильтр (метапрограмма или нервный фильтр) - движение прочь от того, чего они не хотят. Вам придется выбрать негативное состояние, например, страх, чтобы вывести их из состояния тупика. Этот пер­вый шаг должен послужить для человека главным проводником.

Направляющий фильтр других людей, наоборот, движет их в направлении желаемого. Их мотиваци­ей является влечение к чему-либо или кому-либо. Чтобы вывести такого человека из состояния тупика, нужно выбрать состояние вроде жажды или страст­ного желания чего-либо. Расспрашивайте клиента, пока не добьетесь ответа, что же выведет его из ту­пика. Для примера возьмем человека, относящегося к типу «идущих прочь». Страх - основная мотива­ция в его жизни. Таким образом, мы сделаем страх первым шагом по пути из тупика.

Выбрав первый шаг, начинаем достраивать оста­ток цепочки. Сколько шагов требуется для цепочки? Ответ: столько, сколько надо! Обычно требуется от трех до шести шагов. Клиент даст вам знать об этом. Я (Б. Б.) описываю имеющееся состояние, затем ос­тавляю место и описываю желаемое состояние. По­том я показываю запись клиенту и решаю, как запол­нить середину.

A. Имеющееся состояние (тупик).

Б. Промежуточное состояние № 1 (страх).

B. Промежуточное состояние № 2 (покой).

Г. Промежуточное состояние № 3 (безопасность).

Д. Промежуточное состояние № 4 (давление).

Е. Желаемое состояние № 5 (мотивация).

В этом списке я привел возможные состояния, ко­торые выведут человека, «идущего прочь», из тупика к мотивации. Отметьте, что давление служит примером негативного состояния, но предоставля­ет мощный фактор мотивации для человека, «иду­щего прочь». Опрашивая клиента, оцените каж­дый шаг. Используя навыки сенсорной остроты, вы можете определить, является ли каждый шаг гармоничным следствием предыдущего. Человек расскажет вам об этом и вербально и невербально.

6. Вызовите и заякорите каждое состояние по от­дельности. Выстроив цепочку, вызовите и заякорите каждое состояние. Включите сюда имеющее­ся и желаемое состояния. Следуйте процедурам правильного якорения. Убедитесь в этом, прове­рив каждый якорь. Может быть, вы захотите ском­поновать якоря.

7. Теперь вы готовы к использованию якорей. Этот шаг является ключевым в данной процедуре. Что­бы сцепить или связать якоря, вы должны надле­жащим образом воспроизвести их. Сначала вос­произведите якорь имеющегося состояния (тупи­ка). Держите палец на промежуточном состоянии № 1 (страхе). Когда имеющееся состояние достиг­нет пика, отпустите этот якорь и воспроизведите якорь промежуточного состояния № 1. Не воспро­изводите их одновременно. Это приведет к кол­лапсу якорей. Вы не должны допускать этого при сцеплении якорей.

8. Прервите состояние, попросив клиента очистить экран, глубоко вздохнуть и т. д.

9. Сцепив имеющееся состояние с промежуточным состоянием № 1, проверьте цепочку. Проверяй­те, воспроизводя якорь имеющегося состояния. Если ваше сцепление работает, клиент должен войти в состояние тупика, а затем в промежуточ­ное состояние № 1 (страх).

10. Прервите состояние, попросите клиента очис­тить экран, глубоко вздохнуть и т. д.

11. Теперь воспроизведите якорь имеющегося со­стояния (тупика), наблюдайте, как клиент вхо­дит в состояние тупика, а затем в промежуточ­ное состояние № 1 (страх). Когда клиент войдет в промежуточное состояние № 1 (страх), на пике страха воспроизведите промежуточное состоя­ние № 2 (покой).

12. Прервите состояние.

13. Проверьте цепочку. Воспроизведите якорь име­ющегося состояния. Ваш клиент должен перей­ти от «тупика» к «страху», а затем к «покою».

14. Прервите состояние.

15. Воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупика). Вы увидите «тупик», затем «страх», за­тем «покой». Когда «покой» достигнет пика, вос­произведите промежуточное состояние № 3 («без­опасность»). Прервите состояние и проведите про­верку.

16. Повторите это с каждым состоянием, включая желаемое состояние мотивации.

Успешное завершение этой процедуры позволит клиенту выбрать, находиться ли ему в состоянии «ту­пика» или в состоянии «мотивации». Событие, кото­рое вызвало состояние тупика, теперь может стать причиной возникновения мотивации. У клиента по­является возможность выбора. А человек, имеющий выбор, в большинстве случаев предпочтет жить не в состоянии «тупика», а в состоянии «мотивации».

По прочтении этой главы вы, возможно, согласи­тесь со мной в том, что знание якорения дает полез­ный инструмент. Какие якоря возникают в результа­те нашего поведения? Есть ли у нас негативные яко­ря, которые нужно устранить? Есть ли в вашей семейной жизни негативные якоря, от которых сто­ит избавиться? Раздражает ли вашу супругу (супру­га) определенная интонация вашего голоса? Какие реакции вы получаете от ваших детей? Вы можете за­якорить позитивное поведение ваших детей. Как только вам захочется, чтобы они вели себя хорошо, воспроизведите якорь. Якорение дает простой ин­струмент для контроля над состоянием. Если ребе­нок ведет себя так, как вам хочется, заякорите это по­ведение в любой репрезентативной системе или ком­бинации трех репрезентативных систем. У меня (Б. Б.) нет детей. Зато у меня есть одиннадцатилетняя племянница, обожающая меня. Я заякорил позитив­ный якорь на ее руке. Каждый раз, когда я воспроиз­водил этот якорь, она бросала на меня странный взгляд и вела себя идеально.

Можно привести бесконечное множество приме­ров использования якорей священниками и учителями. Я стоял на правой стороне кафедры всякий раз, когда упоминал о приверженности вере и решимос­ти. Если я говорил о чем-то негативном, то стоял на левой стороне кафедры. Догадайтесь, с какой сторо­ны кафедры я стоял, когда приглашал людей пройти к алтарю в знак их приверженности вере? Вы може­те наблюдать, как проповедники проделывают то же самое. Однако я (Б. Б.) сомневаюсь, что они осозна­ют, что делают.

Случалось ли вам подражать популярному орато­ру? Со страхом и трепетом вы поднимались на три­буну. Вы спрашивали себя: «Смогу ли я повторить его выступление?» Но вы можете не просто подра­жать, а моментально установить раппорт с аудитори­ей. Наблюдайте, какими якорями пользуется оратор. Отмечайте его жесты. Наблюдайте, как он держится и в каком месте стоит. Использует ли он аудиови­зуальные вспомогательные средства? Заимствуйте у него якоря. Никто не поймет, как вы достигаете мгно­венного раппорта с аудиторией, пока не вникнет в НЛП.

XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение

Как установить визуальный или аудиальный якорь? Устанавливая аудиальные якоря, можно использовать определенные слова или звуки. Напри­мер, я (Б. Б.) часто использую слово «расслабьтесь», чтобы заякорить состояние релаксации у клиента. Но я использую не только это слово, но также опреде­ленную тональность голоса. Я проговариваю это слово низким и мягким голосом. Таким образом, и сло­во, и тональность устанавливают у клиента аудиальный якорь для релаксации. Для аудиального якоря можно также использовать кашель, щелканье паль­цами или щелчок ручкой. Это эффективно при рабо­те с группами. Кашель обеспечивает не только аудиальный якорь, но и визуальный. Когда человек или группа входит в желаемое состояние, поднимите руку и покашляйте. Всякий раз, когда захотите, что­бы человек или группа вошли в аналогичное состоя­ние, повторите ту же самую процедуру. Повторите процедуру в точности. Она воспроизведет якорь и ак­тивизирует аналогичное состояние или поведение.

В качестве визуального якоря я использую знак «большой палец вверх». Часто одновременно с использованием этого знака я произношу позитивное утверждение вроде «Я могу сделать все, что угод­но...». Таким образом, я устанавливаю и аудиальный, и визуальный якорь. Я использую якорь «большой палец вверх» со своими студентами. Всякий раз, ко­гда мне хочется вовлечь своих студентов в деятель­ность, я воспроизвожу этот якорь. Я называю эту процедуру «сценическим якорением». Якорь «боль­шой палец вверх» работает примерно так же, как местоположение на кафедре, с помощью которого священник якорит определенное состояние у прихожан (см. выше).

Примечание. Продавец мог бы попросить по­купателя вспомнить и описать предыдущую крупную покупку. Описывая покупку покупатель должен мысленно восстановить свою стратегию приобретения. Определив потреб­ность покупателя в предлагаемом им товаре и описав его, продавец во время примерки может воспроизвести якорь. Это переместит покупа­теля обратно в ситуацию покупки товара.

Устанавливая сценические якоря, якорите желае­мое состояние аудитории при помощи определенно­го положения на сцене. При этом постарайтесь сами физиологически и тонально на него настроиться. По­желав воссоздать нужное состояние, вернитесь в ту точку сцены, в которой находились, устанавливая якорь, и сами настройтесь на тональность и физио­логию состояния, которое желаете воссоздать. Эта процедура вызовет у аудитории ранее заякоренное состояние.

Вы также можете создать последовательность сце­нических якорей. Предположим, у вас возникло же­лание перевести аудиторию из состояния апатии в состояние возбуждения. Так как между апатией и возбуждением расстояние велико, большего успеха можно достичь, создав последовательность перехо­дов к желаемому результату. Эта процедура строится на основе той же модели, что и предыдущая про­цедура сцепления якорей. Единственное различие заключается в том, что на сцене вы используете ви­зуальные и аудиальные якоря, а не кинестетические. Задача состоит в том, чтобы придумать состояние, которое послужит для аудитории первым шагом на пути к выходу из состояния апатии. Напряженное любопытство будет способствовать выводу аудито­рии из состояния апатии. Затем спросите себя, каким должно быть следующее состояние на пути к возбуж­дению? Как насчет состояния столкновения с про­блемой? Подвигнет ли оно аудиторию к возбужде­нию? Да, вероятно, так и будет. Потребуется ли нам еще одно промежуточное состояние между этим со­стоянием и возбуждением? Для полной увереннос­ти давайте введем еще одно состояние. Звеном меж­ду состоянием столкновения с проблемой и возбуж­дением могло бы стать ожидание. Таким образом, ваша цепочка от апатии к возбуждению может вы­глядеть следующим образом:

Первый шаг: Апатия.

Второй шаг: Напряженное любопытство.

Третий шаг: Столкновение с проблемой.

Четвертый шаг: Ожидание.

Пятый шаг: Возбуждение.

Сдвигая состояние аудитории от апатии к возбуж­дению, вы сцепите эти якоря. Итак, сначала выбери­те для себя место на сцене и заякорите состояние апатии. Обязательно сами войдите в это состояние, прочувствуйте физиологию и тональность состояния апатии. Затем выберите другое место на сцене и за­якорите состояние напряженного любопытства. Про­иллюстрируйте состояние любопытства, погрузив­шись в него. Повторите процедуру с каждым из ос­тавшихся состояний. Установив якоря, повторите их цепочку два-три раза. Чтобы ускорить процесс, вы проведете аудиторию по цепочке состояний, просто перемещаясь в разные точки сцены. Возбуждает, не правда ли?

XIV. Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн

Этот паттерн дает возможность интегрировать ча­сти при конфликте. Если у вас имеются две конфлик­тующие внутренние репрезентации, они устанавли­вают разные программы убеждений, восприятия, эмоций и поведения. Они запускают несовместимые нервные паттерны. Данный паттерн осуществит ин­теграцию этих двух моделей мира.

Паттерн

1. Определите внутренний конфликт. Определите и выделите части. «У вас есть часть, ответственная за X, не правда ли?» Придумайте для каждой из них название или ярлык и отметьте внутреннюю репрезентацию каждой части.

2. Теперь сформируйте зрительный образ каждой части, а затем поместите их в разные руки. Например, часть «Игра» поместите в правую руку, а часть «Работа/Бизнес» - в левую.

3. Отделите намерения от поведения. Проведите рефрейминг каждой части, определив, насколько ценной и заслуживающей благоприятной оцен­ки выглядит каждая часть. (Это видоизменяет фрейм, давая человеку возможность осознать по­зитивную значимость или назначение каждой части.)

4. Установите коммуникацию. Спросите каждую часть себя, какие ресурсы, предоставляемые дру­гой частью, могут способствовать более эффектив­ному функционированию? Как задействовать иг­ровую часть наиболее полезным для вас образом? Как применить себе на пользу рабочую часть? В большинстве случаев эта часть будет отвечать вербальной, визуальной или кинестетической ре­акцией. Прислушайтесь к вербальной реакции. «Теперь, когда вы осознали, что эти две части име­ют одинаково позитивное назначение на более вы­соком уровне, какие ресурсы каждой части могла бы использовать другая?» Начните с более пози­тивной части. «Переместите ресурс в другую часть... обратите внимание, насколько иначе те­перь выглядит и ощущается эта часть».

5. Вообразите, как будет выглядеть, звучать, ощу­щаться часть, объединяющая ресурсы других частей. Позвольте третьему образу сформировать­ся между двумя предыдущими, так чтобы он по­степенно вбирал в себя все большее количество ценных качеств двух других частей.

6. Позвольте сформироваться последовательности зрительных образов, представляющих превраще­ние (метаморфозу) каждой части во время созда­ния репрезентации центрального образа.

7. Затем попросите человека, проделывающего опи­санные выше действия, свести руки вместе и од­новременно с этим объединить между собой (или осуществить их коллапс) мысленные образы, так чтобы получился третий образ.

8. И в завершение попросите человека переместить внутрь себя интегрированный образ. Расположите этот интегрированный образ, объединивший до­стоинства обеих частей, перед собой и затем пере­местите его внутрь себя.

9. Проведите проверку. Обдумайте конфликтную ситуацию. Что происходит? Как вы себя чувству­ете? В чем разница? Что переменилось?

Заключение

Слова не являются единственной символической системой для коммуникации с самим собой и окру­жающими. Невербальная коммуникация - это тоже «язык», посредством которого мы можем общаться (и общаемся). Другой вопрос - насколько созна­тельно и целенаправленно протекает общение. Ис­пользуя понятия бихевиоризма, теории научения и классического обусловливания, НЛП создает язык, модель и многочисленные методы, необходимые для целостного понимания этого измерения коммуни­кации.

Теперь мы можем обратиться к исследованию «якорей» и «процессов якорения» в нашей жизни и в жизни тех, кто живет и работает рядом с нами. Мы можем исследовать «сообщения» и нейросемантические состояния, которые они вызывают. Мы можем также развить навыки использования якорей и при­менять их в повседневной жизни более осознанно, отдавая себе отчет в том, как мы это делаем, напри­мер, наедине с любимыми или с аудиторией на публичной лекции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.