Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение функционального и конфликтологического подходов



Этой проблемы мы уже коснулись, рассматривая социальные конф­ликты (см. 6.6). Остановимся на ней несколько подробнее.

Классический подход к обществу как стабильной системе, стре­мя­щейся к равновесию, принадлежит американскому социологу, одному из признанных лидеров мировой социологии XX века, Т.Парсонсу.

Толкотт Парсонс (1902–1979) – выдающийся социолог, один из ос­нователей структурно-функционального анализа.

Деятельность Т.Парсонса (30–70-е гг.) приходится на период раз­вития теорий, описывающих отдельные конкретные сферы социаль­ной жизни. Кроме того, в американской социологии значительный вес имели течения, вообще отрицавшие необходимость разработки тео­ретических схем (Чикагская школа). Одним из ярких предста­ви­телей ее был У.Уайт (см. 24.1.1).

На определенном этапе стала остро ощущаться необходимость обоб­щающего подхода, рассматривающего общество в целостности, во взаимосвязи всех основных социальных институтов, поскольку ста­ло очевидным, что невозможно понять, например, систему образо­ва­ния как институт, если не проанализировать развитие семьи и т.д. По­пытку построения целостной теории общества, которая одно­вре­менно да­вала бы объяснение тому, как «работают» отдельные состав­ляющие его институты, и предпринял Т.Парсонс, опираясь на подход, приня­тый в британской социальной антропологии (Б.Малиновский). Но­вым элементом, заимствованным Парсонсом в антропологии и при­вне­сенным им в социологию, было особое внимание к функциям социаль­ных институтов. Он подчеркивал, что для адекватного пони­ма­ния общества недостаточно рассмотреть отдельные группы, инсти­ту­ты, эле­менты культуры и их взаимосвязи; необходимо четко опре­де­лить, за­чем тот или иной элемент социальной системы нужен в обществе, ка­кую функцию он выполняет. Каждый институт (полити­чес­кий, эко­номический, образовательный и т.д.) можно считать эф­фек­тивным тог­да, когда он способствует адаптации общества к изме­няющейся ситуа­ции. Парсонс рассматривал различные общества как самодоста­точ­ные, изо­лированные системы, состоящие из множества взаимодейст­вую­щих друг с другом подсистем. Каждая из этих под­сис­тем должна удов­ле­тво­рять четырем основным, «базисным» общест­вен­ным потребностям:

– приспосабливаться к внешним изменениям (адаптивность);

– служить достижению определенной цели, поставленной перед всем обществом;

– быть интегрированной в общество, то есть не служить источ­ни­ком конфликтов. Для этого в обществе формируются специальные институты: религия, средства массовой информации, система со­циаль­ного контроля (закон, суд, полиция, тюрьма);

– воспроизводить систему норм, обычаев, образцов поведения из по­коления в поколение.

Этих целей общество достигает через систему социализации, че­рез усвоение определенных норм и ценностей индивидами. Все нор­мы и ценности, в свою очередь, подразделяются на экспрессивные и инструментальные. Чем больше по размеру и сложнее по структуре общество, тем большее значение в нем имеют инструментальные ме­ха­низмы и тем меньшее – экспрессивные. Парсонс рассматривал лю­бые конфликты, возникающие внутри общества, как безусловное зло, не видя созидательной функции общественных противоречий. Пар­сон­са критиковали за:

– чрезмерную «детерминированность», предопределенность пове­дения личности в его теориях. Человек – не личность, а часть со­циальной машины;

– переоценку значимости социального согласия и порядка в об­ще­стве в ущерб конфликтам, противоречиям, развитию;

– «консерватизм», поскольку он ставил интересы общества значи­тельно выше интересов личности;

– «американизм», поскольку считал нормы и ценности совре­мен­ного ему американского общества наилучшими в мире;

– оторванность его работ от реальной жизни, от анализа конкрет­ных ситуаций и чрезмерную наукообразность.

Критики Парсонса неоднократно отмечали, что, несмотря на его пре­тензии построить социальную макротеорию, описывающую любое из­вестное общество, фактически он имел перед глазами США 40-х–50-хх гг. XX в., то есть периода, когда Штаты, за счет своей чрез­вычайно вы­годной позиции в период Второй мировой войны, пере­жи­вали пе­риод со­циальной стабильности и экономического подъема.

Концепция Парсонса практически сразу после своего появления бы­ла подвергнута критике. Критики не пытались опровергнуть тео­рию стабильного общества. Они подчеркивали, что теория ста­бильнос­ти должна быть дополнена теорией конфликта. Р.Мертон, кото­рый также был одним из основателей структурного функ­цио­нализма, считал, что социальные институты, помимо функций, обладают нега­тив­ными функциями или дисфункциями, то есть могут вести дея­тель­ность, не только укрепляющую, но и разрушающую общество.

Еще дальше в критике Парсонса пошли сторонники различных тео­рий социального конфликта. Однако многие из них рассматривали конфликтный подход не как отрицание, а как дополнение функ­цио­нального подхода к изучению общества. Они считали, что:

– одно и то же состояние общества может рассматриваться как с точ­ки зрения стабильности, так и с точки зрения конфликтов;

– к одному и тому же обществу в разные периоды может при­меняться либо концепция стабильности, либо концепция конфликта. Наиболее видные представители этого направления – Р.Дарендорф, Л.Козер, Дж.Рекс. Любопытно, что все они были либо европейцами, либо анализировали материал по европейским странам. Каждый из них находился под сильным влиянием К.Маркса. Р.Дарендорф, не пытаясь противопоставлять свою концепцию теории Т.Парсонса, ут­верждал, что в любой, даже устойчивой, социальной системе, сущест­вуют роли, заведомо находящиеся в противостоянии друг другу.

Дж.Рекс полагал, что любое общество состоит как минимум из двух противостоящих субкультур, каждая из которых имеет собст­вен­ную систему норм, ценностей, социальных ролей. Представители од­ной из этих субкультур обладают властью, представители другой – стремятся обрести ее. Полной нормативной и ролевой интеграции об­щества достичь невозможно; однако это противостояние – не откло­не­ние от нормы, а нормальное состояние общества.

 

24.2.3. Общество как социальная система или сумма со­циаль­ных действий

Третье различие в подходах социологии XX в. – это различие меж­ду теориями, опирающимися на представление о социальном дейст­вии индивидов как первичной реальности, на которой базируется общество, и теориями, рассматривающими общество как первичную реальность, не сводимую к действиям отдельных индивидов.

К первому типу относятся работы Дж.Мида, Дж.Хоманса, пред­ставителей Чикагской школы; ко второму – теоретические конструк­ции Р.Мертона, Т.Парсонса, Э.Дюркгейма.

Первый подход называется «микросоциологическим», второй – «макросоциологическим», хотя многие социологи отмечают услов­ность этого деления.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.