Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория социального действия и его виды



Как видим, разрабатывая теорию о взаимосвязи между эконо­ми­кой и религией, Вебер обратил внимание на различную степень рациональности действий индивидов, принадлежащих различным ре­лигиям и культурам. Развивая данный подход, ученый создал кон­цеп­цию социального действия и дал классификацию его основных видов. Данная концепция в итоге легла в основу разработанной им новой мо­дели построения социологической науки.

В отличие от своих предшественников, в частности от Конта и Дюрк­гейма, автор «Протестантской этики и духа капитализма» отка­зы­вается строить со­циологию по образцу естественных наук.

Опираясь на методологические разработки неокантианства (Вин­дельбанд, Риккерт) и философии жизни (Дильтей), он вводит пред­став­ление о социальном действии как о некоем «первичном атоме» общественной жизни, из которых впоследствии складывается все мно­гообразие социального мира. В отличие от событий, исследуемых ес­тественными науками, это действие изначально наделено субъек­тив­ным смыслом, поэтому для его адекватного научного познания будет недостаточно описать лишь внешний, наблюдаемый результат, не­обходимо понять субъективные мотивы, которые руководят совер­шаю­щим это действие человеком. Поэтому свою социологическую па­радигму Вебер назвал «понимающей социологией».

Вебер указывает два необходимых признака социального дей­ст­вия: во-первых, оно должно быть осознанным, во-вторых, ориенти­ро­ванным на ожидаемую реакцию других людей. Ученый выделяет четыре основных вида социальных действий и располагает их в по­ряд­ке убывания степени рациональности (осознанности).

Целерациональное действие – наиболее рациональный, осознан­ный тип, который характеризуется четкой, ясно поставленной целью, для достижения которой рационально подбираются адекватные ей сред­ства. Типичным примером такого действия является поведение че­ловека, как оно представлено в классических экономических моде­лях, поведение ученого, ставящего эксперимент, или же поведение абитуриента, усердно готовящегося к поступлению на заранее вы­бранный по своим интересам факультет. При этом если человек, в си­лу ограниченности своего жизненного опыта или по каким-то иным причинам, ошибочно выбрал средства, неадекватные поставленной цели, это не изменяет характер действия – как мы помним, в осно­ва­нии классификации лежит субъективное намерение, с каковым совер­шается действие, а не его результат.

Ценностно-рациональное действие основывается на осознанной вере индивида в ценность определенного действия независимо от его непосредственного явного успеха. Примером является действие капи­тана корабля, сознательно тонущего вместе со своим кораблем (аль­труистическое самоубийство по классификации Дюркгейма), или выход на дуэль дворянина. Непосредственная цель дуэли – победа, но она отступает на второй план перед самим поступком – принятием вызова, который соответствует дворянским представлениям о чести. Наконец, к данному типу действий относится и трудовое поведение протестантов, основателей западного капитализма. Явная цель труда – производство продукта, непосредственно или через обмен удовле­тво­ряющего определенную материальную потребность произво­ди­теля. Но в данном случае самоценной оказывалась сама высокоэф­фек­тивная трудовая деятельность, демонстрирующая особую форму служения Богу.

Традиционное – определяется традициями, привычками, обы­чаями, верованиями, ставшими «второй натурой». Типичный при­мер – ритуальное действие, когда человек из религиозной, но при этом не фанатичной семьи в Пасхальную субботу несет в ближайший храм на освящение кулич, точно так же, как это делали некогда его ро­дители, бабушки и т.д.

Аффективное – определяется эмоциональным состоянием чело­века, который впоследствии вполне может пожалеть о содеянном. Не слу­чайно, что свершение преступления в состоянии аффекта рас­смат­ривается, в соответствии с российским законодательством, как смяг­чающее обстоятельство.

Теория социального действия Вебера оказала значительное влия­ние на развитие всех современных социальных наук. В том числе в рус­ле развития его концепций во второй половине ХХ века сфор­ми­ро­валась экономическая социология (см. 24).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.