Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-философские взгляды Аристотеля (384–322)



Аристотель был одним из учеников Платона, однако достаточно бы­стро их взгляды разошлись, так что Аристотель вошел в историю как один из ярчайших критиков платонизма. Не было исключением и социально-философское учение. Прежде всего философ развил пред­ставление о государстве как о естественном образовании (подоб­ном живым организмам), т.е. о системе, созданной не свободной во­лей людей и даже не прихотью небожителей, а возникающей естес­твен­ным путем и имеющей свои собственные законы. Этот взгляд Арис­тотеля положил начало формированию научного подхода к ис­сле­дованию общества, впоследствии ассимилированного и социо­ло­гией. Более того, в отношении к отдельному человеку государство иг­рает роль некоей первичной реальности, вне которой человек по­просту те­ряет свой человеческий статус: «Государство, – утверждал Аристо­тель, – есть сущность отдельного человека. Отдельный чело­век так же ма­ло есть нечто самостоятельно существующее, как какая-ни­будь ото­рванная от целого органическая часть... Человек есть по­ли­тическое жи­вотное». Таким образом, впервые в истории филосо­фии прозву­ча­ла фундаментальная мысль о социальной природе человека.

Раз государство является естественным образованием, то задачей философов должно стать не создание во всех полисах одинакового для всех идеального государственного устройства, а улучшение сущест­вую­щих, весьма многообразных его форм. Очевидно, что классификация, рассматривающая все государственные формы, кроме одной, в ка­чест­ве искаженных образований, для выполнения этих целей явно не под­ходила. Поэтому Аристотель конструирует не одну идеальную мо­дель «государства вообще», а выделяет три основные (по его термино­логии «нормальные») формы государственного устройства: монар­хию, аристократию и политию, различая их по числу допущенных к прав­ле­нию лиц. Монархия – это правление одного, но самого достой­но­го и благородного гражданина, аристократия – правление немно­гих луч­ших, наконец, полития – правление большинства граждан, от­би­рае­мых на основе определенного избирательного ценза (например, цен­за оседлости), благодаря которому к управлению допускаются лишь люди, связанные с государством своими жизненными интересами.

При этом каждой из правильных форм в аристотелевской класси­фи­кации соответствовала противоположная, неправильная. Так, мо­нархии соответствует тирания – единоличное правление, ориенти­ро­ванное исключительно на личную выгоду самого тирана и его при­бли­женных. Аристократии противостоит олигархия – власть группы бо­гатых лиц, пекущихся исключительно о собственных интересах и инте­ре­сах своих семейств. Наконец, политии как власти благородного большинства населения противостоит, как это ни парадок­сально... демократия, понимаемая как власть свободнорожденной толпы, имею­щей целью лишь сиюми­нут­ную выгоду. В своем учении о соот­ношении политии–демократии Арис­тотель первым исследовал проб­лему, как не допустить превра­щения народовластия во власть толпы.

Весьма актуальным в наши дни представляется аристотелевский ана­лиз проблемы полития–демократия, где мы встречаемся с глубо­чай­шими рассуждениями о фундаментальных опасностях, таящихся в абсолютизации принципов народовластия в де­мократических госу­дар­ствах. Так, например, важнейшим условием сохранения «правиль­ной» формы Аристотель считает наличие опре­де­ленного избиратель­но­го ценза, исключающего из управления госу­дарством не только рабов (что для древних греков было само собой разумеющимся), но и всех тех, чья связь с данным полисом носит не­устойчивый или даже случайный характер. Философ рассуждает следующим образом: не будучи связан с государством своими кор­ня­ми, человек скорее пред­по­чтет решение, сулящее ему сиюминутную выгоду, но при этом иду­щее вразрез с фундаментальными интересами общества. Именно поэтому из участия в общественных делах должны быть исключены, например, все некоренные жители данного полиса, т.е. имеющие хотя бы одного «иностранного» родителя. Немало опа­сений вызывает у Стагирита и участие в управлении торгового сосло­вия, вне всякого сомнения, наиболее подвижной части населения, спо­собной в экстре­мальных случаях к быстрой и почти безбо­лез­ненной эмиграции. На­против, государства, в народном собрании которых большинство составляют представители земледельческого сословия, всегда будут управляться с максимальной эффективностью, ибо связь их с полисом является наиболее глубокой и устойчивой. Другой ас­пект его размыш­лений – недопустимость превращения демократии в своеобразную «народную тиранию», возникающую всякий раз, когда в обществе отсутствуют твердые законы, так что решение любого воп­роса оказы­вается зависимым от сиюминутной прихоти народного собра­ния. Важнейшей гарантией от подобных метаморфоз государ­ственного устройства Аристотель считал от­сутствие в политии платы за участие в народном собрании – именно этот фактор, с его точки зре­ния, ес­тественным путем отсечет от управления большую часть не имеющих материальных средств для досуга граждан, и не позволит, соответ­ствен­но, черни захватить реаль­ную государственную власть.

Предложенная этим мыслителем классификация форм госу­дар­ственного правления просуществовала без серьезных изменений вплоть до ХVIII в. Однако Аристотель, исследовавший в основном гре­ческие полисы, не учитывал влияние, которое оказывают на госу­дар­ственное устройство другие факторы и институты: религия, эко­номика, размеры территории и т.д., видя в этом устройстве лишь чис­то внешнюю форму. Исследование этого влияния и составило одну из задач дальнейшего развития социальной мысли.

Аристотель, как и большинство его сограждан, был сторонником рабства, считая отношение раб–господин столь же естественным, как отношение муж–жена (оба эти отношения коренятся, с его точки зре­ния, в естественных различиях между людьми). При этом он вы­делял два вида рабства – «рабство по природе» и «рабство по при­нуж­дению». С первым случаем мы сталкиваемся тогда, когда рабом ока­зывается человек, соответствующий по своим качествам этому поло­же­нию. Напротив, «раб по принуждению» – это человек, по своим качествам соответствующий свободному господину, однако оказав­шийся в рабстве в силу внешних обстоятельств (например, захва­чен­ный в плен потомок царского рода). Распространяя эти взгляды на макросоциальную сферу, Аристотель пришел к выводу, что, по­сколь­ку варварские страны являются деспотиями, основанными на неогра­ни­ченной власти одного человека, жители этих стран воспитаны в несвободе, а значит, быть рабами для них – естественное состояние. Напротив, греки, выросшие в свободных государствах, могут быть ра­бами лишь «по принуждению». Тем самым философ дал теорети­чес­кое обоснование характерному для греков нравственному (а иногда и правовому) принципу, запрещающему рабство соплеменников.

 

 

22.2. Социально-философские учения периода раннего хрис­тиан­ства и эпохи Возрождения

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.