Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 22



 

1. Укажите основные особенности древнегреческой культуры. По­чему Древняя Греция считается «колыбелью европейской цивилиза­ции»? Как вы понимаете понятие «антро­по­цент­ризм», что оно озна­чает при­менительно к греческой культуре? Укажите основные прин­ци­пы «идеального государства» Платона, его структуру. Почему Пла­тон являлся сторонником полного подавления индивидуальности чело­века в «идеальном государстве»? Как, согласно Платону, происхо­дит эволюция форм государственного уст­ройства? За что, с вашей точки зрения, К.Поппер назвал Платона «пер­вым социологом»?

2. Дайте сравнительную характеристику социально-философских уче­ний Платона и Аристотеля. Как вы понимаете выражение «че­ло­век есть политическое животное»? В чем, с вашей точки зрения, со­сто­ят основные преимущества и недостатки подходов к общест­ву как к искусственной и естественной системам? Укажите основные прин­ци­пы аристотелевской классификации типов государственного уст­рой­ст­ва. Каким образом Аристотель обосновывал естественность рабства?

3. Укажите основные особенности христианского мировоззрения. В чем проявилось влияние этого мировоззрения на социально-фило­соф­ские взгляды Августина? В чем состояло основное отличие его взгля­дов на историю от соответствующих взглядов античных авторов? Опишите основные принципы августиновского учения «о предопре­де­лении». Какова, с точки зрения Вебера, была роль этого учения в возникновении «западного капитализма»? Как вы понимаете принцип «от­деления этики от политики»? В чем Макиавелли усматривал ос­нов­ные слабости аристотелевской классификации основных типов госу­дарственного устройства, на чем базировалось его представление об оптимальности римского государства?

4. Дайте определение парадигмы «общественного договора». Ка­ковы были основные причины распро­стра­нения этой парадигмы в эпоху Нового времени? Дайте сравнительную характеристику концеп­ций Гоббса, Локка, Руссо. В чем вы видите ос­новные преимущества и недостатки каждой из моделей? Дайте опре­де­ление «естественного права», укажите связь этой теории с теориями «общественного дого­вора». Какие предпосылки возникновения социо­логии сформирова­лись в эпоху Нового времени?

 

Основные термины и понятия

 

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами пред­ме­тов и явлений неживой природы; приписывание богу или богам че­ловеческого облика.

Аристократия – форма правления, при которой власть принад­ле­жит привилегированному (как правило, знатному) меньшинству.

Демократия – форма правления, основанная на признании наро­да в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.

Естественное право – понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, ориен­ти­ров, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной приро­дой человека и потому независимых от конкретных социальных ус­ло­вий и формы государства.

Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.

Теория общественного договора – философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти со­гла­шением между людьми, вынужденными перейти от необеспечен­но­го защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.

 

Литература к теме

 

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 17–48, 258–261.

 

Популярная:

2. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 84–89.

 

Дополнительная:

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992. С. 36–76.

4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2001. С. 19–61.

5. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 33–57, 104–113, 130–142.

 

 

Глава 23. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

23.1. Интеллектуальные предпосылки возникновения со­цио­логии

 

Современные авторы выделяют следующие основные идейные предпосылки возникновения социологической науки [12, 19–58]: фор­ми­рование теоретического представления об обществе как об особой реальности и, соответственно, представления о позитивном социаль­ном законе; формирование идеи метода; формирование понятия со­циального прогресса.

 

23.1.1. Формирование понятия общества как особой реаль­нос­ти. Концепция позитивного социального закона

Со времени Античности в социальной философии существуют два про­тивоположных представления о природе общества – представ­ле­ние о нем как об искусственной и естественной системах. Платона, с некоторыми оговорками, можно отнести к первой традиции, Арис­тотеля – ко второй. Своей вершины представление об обществе как о естественной системе, изменение которой неподвластно произволу не только отдельного человека, но даже нации в целом, достигает в фи­лософском учении Гегеля о «Мировом Духе». Согласно этой кон­цеп­ции «Мировой Дух» представляет собой проявление божественной деятельности в человеческом обществе и в силу этого является под­лин­ным субъектом, подлинным двигателем исторического процесса. Подобные подходы, естественно, создавали научные предпосылки для формирования отношения к обществу как объективной реаль­нос­ти, независимой от человека, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к форму­лировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.

 

Идея прогресса

Представление о развитии общества формируется перво­на­чаль­но в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую катего­рию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее не­кую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предпо­лагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распро­страненными были представления о регрессивном и круговом направ­лении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако одной из гос­под­ствую­щих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в ХVIII веке, когда прогрессивный характер развития общества обосно­вы­вается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стрем­ле­нием к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформули­ро­вал и обосновал французский экономист Тюрго.

 

Идея метода

Учение о методе возникает на рубеже XVI–XVII веков в трудах Бэкона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпири­чес­кого, индуктивного метода познания, второй – теоретического, дедук­тивного. Основная задача – создать метод, т.е. систему правил, позво­ляю­щих освободить познавательную деятельность от случайностей, пре­вратив ее в планомерно организованный процесс по производст­ву зна­ний. Методологический идеал Декарта был воплощен в его ана­лити­ческой геометрии, в которой, в отличие от геометрии евкли­до­вой, за­дается общий алгоритм решения задач.

Формирование пред­ставле­ния о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненауч­ных форм интеллектуальной дея­тель­ности, что также способствова­ло процессу институциализации науки.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.