Законодатель установил единые для права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного (наследуемого) владения основания прекращения (ст. 45 ЗК). Все основания подразделяются на два вида: добровольные и принудительные. Общим является то, что в любом случае необходимо решение суда о прекращении права на конкретный земельный участок.
Так как право постоянного (бессрочного) пользования, так же как и право пожизненного наследуемого владения не могут быть отчуждено в порядке совершения гражданско-правовых сделок, то единственный способ прекращения этих прав по волеизъявлению правообладателя - это добровольный отказ. Условия и порядок отказа от права устанавливаются ст. 53 ЗК. Порядок прекращения права определяется ст. 225 ГК. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В статье установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению об отказе от права на земельный участок. Орган государственной власти или местного самоуправления, в который поступило заявление об отказе от права в месячный срок обязаны его рассмотреть и принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, копия которого направляется заявителю. Нужно отметить, что закон не предусматривает возможность уполномоченного органа принять решение об отказе в прекращении права. Исходя из смысла п. 4 ст. 53 ЗК РФ, решение может быть только о прекращении права.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в недельный срок со дня принятия решения о прекращении права, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения о прекращении права.
Прекращение прав на земельный участок может носить также принудительный характер. Всего законом предусматривается шесть оснований, по которым землевладелец или землепользователь могут быть лишены права на земельный участок (п. 2 ст. 45 ЗК).
Юридические факты, являющиеся основаниями прекращения права собственности, так же могут повлечь прекращение прав пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Это: использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного строительства в течение трех лет, а так же изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд и в порядке реквизиции земельного участка. Во всех перечисленных случаях порядок изъятия такой же, как и при изъятии земельного участка у собственника. Необходимо отметить, что в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а так же в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка, собственник имеет право на возмещение ему рыночной стоимости изымаемого земельного участка, а землепользователи и землевладельцы только на возмещение убытков, либо предоставление равноценного земельного участка взамен изымаемого. В остальных случаях земельный участок у землевладельцев и землепользователей изымается без какого-либо возмещения, так как основанием для изъятия является нарушение земельного законодательства.
В отличие от прекращения права собственности, право пожизненного наследуемого владение и право постоянного (бессрочного) пользования может прекращаться по таким основаниям, как использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений. Составы земельных нарушений, за совершение которых возможно изъятие земельного участка у землевладельцев и землепользователей, содержатся в п. 2 ст. 45 ЗК. Для того, чтобы специальная санкция земельного законодательства в виде изъятия земельного участка могла быть применена, необходимо соблюдение нескольких условий: во-первых, чтобы состав правонарушения соответствовал одному из указанных в статье, во-вторых, чтобы правонарушение было умышленным, а не неосторожным, в-третьих, если правонарушение не устранено в установленные для его устранения сроки. Решение об изъятии земельного участка в этом случае может быть принято только судом.
В ст. 45 ЗК перечисляются следующие составы правонарушений:
отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко - культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
систематическая неуплата земельного налога.
Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок землевладельцев и землепользователей определены в ст. 54 ЗК, которой предусматривается специальная процедура, состоящая из нескольких этапов.
1. Наложение административного взыскания в виде штрафа за ненадлежащее использование земельного участка в порядке, предусмотренном КоАП.
2. Орган государственного земельного контроля выносит предупреждение о совершенном правонарушении, которое должно содержать указание на допущенное земельное правонарушение; на возможные последствия в виде прекращения права на земельный участок, если земельное правонарушение не будет устранено; назначение срока для ликвидации последствий совершенного правонарушения и другие условия. Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Орган государственного земельного контроля уведомляет орган государственной власти или местного самоуправления о вынесенном предупреждении в адрес землепользователя или землевладельца.
4. В случае, если лицо не устранило в указанные сроки правонарушение, исполнительный орган государственной власти, уполномоченный осуществлять государственный контроль за использованием земельных участков, предоставляет материалы о совершенном правонарушении в орган государственной власти или местного самоуправления, предоставивший земельный участок.
5. Собственник земельного участка в лице уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.
6. После вступления судебного решения об изъятии земельного участка в силу, по заявлению органа, возбудившего дело об изъятии земельного участка, с приложением судебного акта, регистрируется прекращение права в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в судебном порядке.
Право сервитута.
Сервитут одно из древнейших вещных прав, известный еще со времен Древнего Рима. В ст. 23 ЗК РФ раскрывается понятие сервитута как права ограниченного пользования чужим земельным участком. Земельным Кодексом устанавливается два вида сервитутов: частный и публичный.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ЗК РФ, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Гражданский кодекс определяет сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком(ст. 274). Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Из самого понятия следует, что основанием сервитута всегда является наличие соседнего земельного участка, без использования которого невозможно использование данного земельного участка. Сервитут может быть установлен не по соображениям рациональности, а только из-за безысходности, например, если невозможен проезд или проход иначе как через соседний земельный участок. В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ, сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут может быть установлен так же в пользу и по требованию лица, которому участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Частый сервитут устанавливается на основании соглашения и, следовательно, в пользу конкретного лица. В случае недостижения соглашения, сервитут может быть установлен по решению суда. Частный сервитут может быть платным и бесплатным. Плата за сервитут должна быть соразмерной. Публичный сервитут так же может быть платным. ЗК предусматривает, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник в праве требовать от органов, установивших публичный сервитут соразмерную плату.
В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК, сервитут может быть срочным и постоянным. Данная норма в равной степени относится как публичному, так и к частному сервитуту.
Публичному сервитуту посвящен п. 2 ст. 23 ЗК РФ. По своей юридической природе публичный сервитут существенно отличается от частного.
ЗК в п. 2 ст. 23 регламентирует, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативно-правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения без изъятия земельных участков. Таким образом, публичный сервитут может быть установлен только в пользу неопределенного круга лиц, т.е. непоименованного и для его установления не требуется наличие соседнего земельного участка. Обязательным требованием к процедуре установления публичного сервитута является проведение общественных слушаний и учет их результатов.
В п.3 ст. 23 ЗК РФ перечисляются цели установления публичных сервитутов:
прохода или проезда через земельный участок;
использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий связи, а так же объектов транспортной инфраструктуры;
размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
проведения дренажных работ на земельном участке;
забора воды и водопоя;
прогона скота через земельный участок;
сенокоса или пастьбы скота земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
свободного доступа к прибрежной полосе.
Список является закрытым, т.е. не может быть расширен.
Сервитут вступает в силу после государственной регистрации в едином реестре прав на недвижимое имущество в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Установление сервитута не лишает собственника земельного участка права владения, пользования и распоряжения своим земельным участком.
Сервитут обременяет земельный участок на который он установлен, поэтому смена собственника не влечет прекращение сервитута. Сам по себе сервитут не может быть объектом гражданско-правовых сделок, то есть продан, обменен, подарен, сдан в залог или отчужден каким-нибудь другим способом, а так же не может быть уступлен другому лицу, не являющемуся владельцем недвижимого имущества, в пользу которого он установлен.
Прекращается право сервитута по следующим основаниям:
· истечение срока сервитута, носящего срочный характер (вытекает из смысла ст.23 ЗК).
· В случае если в результате обременения сервитутом земельный участок не может использоваться по назначению, суд может принять решение об отмене частного сервитута (п. 2 ст. 276).
· В случае если к невозможности использования земельного участка привело установление публичного сервитута, действует положение п.7 ст.23 ЗК, в силу которого собственник, землевладелец, землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного земельного участка с возмещением убытков, либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
· Частный сервитут может быть отменен по требованию собственника земельного участка в случае, если в нем отпала необходимость. Данный вопрос регулируется соглашением. В случае не достижения согласия вопрос может решаться в суде.
· Публичный сервитут в случае, если отпали нужды, для которых он был установлен, может быть отменен путем принятием акта об его отмене органом государственной власти или местного самоуправления, установившим данный сервитут.