В федеральной собственности находится 293751,9 тыс. га; в собственности субъектов Российской Федерации - 6438,8 тыс. га; в муниципальной собственности - 1799,9 тыс. га. Из этого следует вывод, что по замыслу законодателя основной формой собственности на земельные участки является (и останется в будущем) федеральная собственность, площадь которой превышает площади всех остальных частных и публичных земель, вместе взятых.
ЗК предусматривает единые основания возникновения права собственности Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Это обусловлено единой природой публичной собственности. В связи с этим п. 1 статей 17; 18 и 19 ЗК, определяющие основные критерии нахождения земельных участков в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, содержат идентичные положения, в которых определено, что к конкретному виду публичной собственности относятся земельные участки:
· если они признаны таковыми федеральными законами, а в отношении муниципальной собственности и законами субъекта Федерации;
· право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
· которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из перечня данной статьи можно вывести классификацию оснований возникновения права муниципальной собственности:
1. Первичное возникновение, то есть возникновение права собственности не связано с переходом права от другого лица. Это:
· В силу прямого указания в законе. Государственная регистрация необходима только для целей распоряжения;
· При разграничении государственной собственности на землю. В настоящий момент оба эти основания совпадают, т.к. земля разграничивается путем указания в законе (ст. 3.1 Вводного закона). Однако в силу п. 5 ст. 3.1. Вводного закона, акты Правительства РФ, изданные до 1 июля 2006 года, в которых содержится перечень земельных участков, относящихся к муниципальной собственности, являются правоустанавливающими документами. В этом случае право собственности возникает с момента государственной регистрации.
2. Производные основания - возникновение права собственности связано с переходом права от одного лица к другому:
· По основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
· Административный порядок передачи земельных участков от одного публичного собственника другому;
· В результате отказа физического или юридического лица от права собственности на земельный участок.
Первая группа оснований возникновения права публичной собственности на землю рассматривалась в предыдущем параграфе. Следует проанализировать действующие законы, которые в настоящее время определяют объекты публичной собственности. Прежде всего, это ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Эта статья, которая заменила целый закон «О разграничении государственной собственности на землю» устанавливает общие критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности. Собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. В основу разграничения положен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Земельно-правовое значение данного принципа шире, чем гражданско-правовое, так как закон под тесно связанными с землей объектами понимает не только объекты недвижимого имущества, но и иные объекты, в том числе природного происхождения.
Из норм анализируемой статьи можно сделать вывод, что, в зависимости от того, в чьей собственности находится здание или сооружение, расположенное на земельном участке, к собственности того публичного образования и относится земельный участок. Если это здание или сооружение в собственности Российской Федерации, то и земельный участок – в федеральной собственности. Аналогично в отношении собственности субъекта РФ и муниципального образования.
Таким же единым критерием является закрепление земельного участка за соответствующими организациями: земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти относятся к федеральной собственности. Аналогичные нормы в отношении государственной собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.
К федеральной собственности анализируемая статья также относит земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Статья 3.1 оставляет данный перечень открытым, ссылаясь на иные федеральные законы. К ним необходимо отнести норму п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. ФЗ «Об особо охраняемых территориях» разграничивает собственность на такие территории в ст. 6: «Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления».
Разграничение земель на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований приводится и в других федеральных закона, которые не противоречат критериям, установленным ст. 3.1 Вводного закона[18].
Среди производных оснований своей земельно-правовой спецификой выделяется законодательно предусмотренная возможность передавать (перераспределять) земельные участки от одного публичного собственника другому.Такое административное перераспределение земель не может быть квалифицировано как сделка, к этим отношениям не применимы нормы гражданского законодательства и они регулируются исключительно нормами земельного права.
Статьей 18 ЗК РФ предусматривается возможность передачи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта РФ.
Пунктом 3 ст. 19 ЗК установлено право органов государственной власти передавать земельные участки в собственность муниципальных образований, в том числе находящихся вне пределов их территории для обеспечения их развития. Нужно отметить, что:
во-первых, земельные участки из федеральной собственности или собственности субъекта РФ могут передаваться в собственность муниципального образования безвозмездно;
во-вторых, передача таких земельных участков должна быть обоснована, т.к. передаваться должны не любые земельные участки, а те, которые необходимы для развития муниципальных образований. В связи с этим, в письме Минэкономразвития РФ от 13.03.2009 № Д23-651 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации", разъясняется, что данное обстоятельство может быть подтверждено утвержденным документом территориального планирования;
в-третьих, передача имущества в собственность муниципального образования в этом случае является правом органа государственной власти, а не его обязанностью. В связи с этим принятие решения о передаче земельного участка оставляется на усмотрение собственника, т. к. закон не предусматривает оснований для отказа в таком предоставлении, следовательно, никак не ограничивает усмотрение собственника.
Возможность пополнения муниципальной собственности на земельные участки за счет федеральной собственности предоставляет Федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон № 244-ФЗ), определивший порядок передачи из федеральной собственности в муниципальную земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в границах курортов федерального значения.
При этом речь идет не о неразграниченных государственных землях, а именно об участках, которые ранее были отнесены к федеральной собственности, и такое право федеральной собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" статья 19 ЗК РФ дополнена п. 5 следующего содержания:
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Этим же законом были внесены дополнения в п. 2 ст. 28 ЗК РФ: пункт 2 статьи 28 дополнить абзацем следующего содержания:
"Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации";
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Данным законом также внесены изменения в ст. 16 ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в которой устанавливается порядок принятия решения о передаче земельных участков.
Обращает на себя внимание, что многие вопросы должны быть урегулированы на уровне субъекта РФ. Законом Самарской области от 08.07.2011 N 72-ГД в статья 9 Закона Самарской области «О земле» дополнена п. 2.4 и 10.3.
Особый порядок возникновения муниципальной собственности устанавливается в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах земельные участки передаются в собственность муниципальных образований не при разграничении государственной собственности на землю, а из собственности Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с законами этих субъектов РФ.
Возможность приобретения права собственности публичных образований по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, основано на норме ст. 124 ГК, определяющей, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей содержится в ст. 8 ГК. К ним относятся: договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а так же договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, предусмотренным законом; в следствии иных действий граждан и юридических лиц, в следствии событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования могут приобрести земельный участок у любого из участников гражданских правоотношений, унаследовать земельный участок на основании завещания физического лица, либо в силу закона в случае, если у умершего гражданина не оказалось наследников, наследники отказались от наследства, либо потеряли право на наследство.
Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определяя общие принципы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, закрепляет преимущественное право субъекта Российской Федерации, или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов (п. 3 ст.1).
Право собственности публичных образований на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст. 243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением, или используется с нарушением законодательства (ст. ст. 284, 285 ГК РФ) и т.п.
Специфическим основанием, установленных ГК РФ является признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ст. 225). Однако режим бесхозной вещи присваивался земельному участку в связи с отказом физического или юридического лица от права собственности. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ порядок отказа собственника от земельного участка был максимально упрощен. Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности, никакого решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. Орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности. В соответствии со ст. 30.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.
В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта РФ, если земельный участок относится к собственности субъекта РФ, или в орган местного самоуправления, если земельный участок относится к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок. Таким образом, право собственности муниципального образования возникает в этом случае помимо воли самого муниципального образования. Его только уведомляют, что переход права собственности состоялся.
Отказ от права собственности, хотя и является основанием для возникновения права собственности муниципального образования в силу п. 1.1. ст. 19 ЗК РФ, но для самого частного собственника является безадресным. Он не может осуществляться в пользу какого-то лица, иначе такой отказ должен быть квалифицирован как передача в дар.