В России не может быть бесхозных земель, т.е. таких, которые не имеют собственника, так как в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК, земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственными землями. Это же положение подтверждено п. 1 ст. 16 ЗК.
Как уже отмечалось выше, до недавнего времени, земля, как и другие природные ресурсы, являлась объектом права исключительной государственной собственности. Начатые в начале 90-х годов экономические и социальные преобразования, направленные на демонополизацию государственной собственности на землю и децентрализацию управления земельными ресурсами страны. Ликвидация монополии исключительной государственной собственности на землю началась с законодательного признания субъектами права собственности на землю союзных и автономных республик, автономной области и округов. Земельный кодекс РСФСР 1991 г. подтвердил многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности. Государственной собственностью на землю признавалась федеральная собственность и собственность республик, входящих в состав РСФСР. Так же устанавливалось, что земли, находящиеся в государственной собственности могут передаваться Советам народных депутатов в собственность. Многие предложенные Земельным кодексом 1991 г. правовые конструкции оказались несостоятельными. Однако новые формы публичной собственности получили дальнейшую регламентацию и окончательное закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г.
Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования в качестве субъектов права собственности имеют равные права с другими участниками отношений в этой сфере, т.е. они обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники – физические и юридические лица. Однако есть и различия, определяющие особенности их осуществления для данного вида собственности.
Если земельные владения частного собственника, как правило, огорожены, либо обозначены информационными знаками и, соответственно, законный владелец имеет право защищать свои владения от постороннего нежелательного вторжения, то земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу ст. 262 ГК, являются земельными участками общего пользования. Граждане могут свободно находиться на таких земельных участках и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в допустимых законом пределах. Исключение составляют земельные участки, переданные во владение и пользование юридическим и физическим лицам, либо закрытые для общего доступа по иным законным основаниям.
Особенностью является так же то, что ни РФ, ни ее субъекты, ни муниципальные образования, по общему правилу, сами как таковые не используют земельные участки. Они осуществляют свое правомочие пользования посредством передачи земельных участков гражданам и юридическим лицам на правах, предусмотренных земельным законодательством, в том числе для осуществления государственных и муниципальных нужд.
Осуществление правомочия распоряжения земельными участками так же обусловлено спецификой субъектов публичной собственности. Если частные собственники вправе самостоятельно по своему усмотрению определять юридическую судьбу своей вещи, что выражается в совершении гражданско-правовой сделки, то волеизъявление публичного образования, как правило, состоит из двух этапов: издание административно-властного решения, являющимся актом исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления и затем уже заключение соответствующей гражданской сделки. В некоторых, предусмотренных законом случаях, распоряжение может осуществляться только в форме принятия административно-властного решения.
Необходимо также отметить, что изъятые из оборота и ограниченные в обороте земельные участки могут находиться только в публичной собственности. По отношению к таким землям собственник не вправе совершать никакие действия, связанные с отчуждением имущества и переходом права собственности к другому лицу. Это так же отличает публичную собственность от частной, так как в частной собственности могут находиться только оборотоспособные земельные участки.
Публичная собственность осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах народов, проживающих на соответствующей территории. Реализация публичной собственности неразрывно связана с осуществлением функций государственного управления и местного самоуправления. Поэтому является закономерным, что по отношению к публичным собственникам в Земельном кодексе употребляется не принятая в гражданском праве конструкция «правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению», а, носящее более публично-правовой оттенок определение: «управление и распоряжение». Так в п. 2 ст. 9 ЗК определяется, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.В соответствии с п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11, субъекты РФ и органы местного самоуправления так же осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в собственности субъектов РФ и в собственности муниципальных образований.
Однако необходимо различать управление как осуществление правомочия публичного собственника и управление использованием и охраной земель, которое представляет собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, основанное на праве территориального верховенства[16]. Собственник осуществляет управление только своими землями, т. е. землями, которые принадлежат ему на праве собственности. Государственное управление использованием и охраной земель осуществляется по отношению ко всем землям, составляющим земельный фонд РФ, независимо от категории земель, а так же от формы собственности и вида хозяйствующего субъекта. Содержание управления в сфере использования и охраны земель состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций. Функции государственного управления осуществляются органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Органы местного самоуправления так же осуществляют некоторые функции по управлению в области использования и охраны земель в рамках своей компетенции, определенной законодательством. Земельное законодательство, в первую очередь Земельный кодекс, разграничивает предметы ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на основе принципа совместного ведения, закрепленного в Конституции РФ. Таким образом, в управлении каждого публичного собственника находятся земли, принадлежащие ему на праве собственности, а так же земли, переданные ему в ведение по определенным направлениям государственного управления.
Так, например, в соответствии с ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется соответствующим органом исполнительной власти, представляющим интересы собственника земель, т. е.:
- земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Однако, вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения передан в ведение исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, независимо от того в какой собственности такие земли находятся: государственной, муниципальной или частной. Перевод частных земель из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, находится в ведении органов местного самоуправления.
Правомочия собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, а от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления в рамках их компетенции (п. 1; 2 ст. 125 ГК). Компетенция органов устанавливается публично–правовыми актами, которые строго очерчивают сферу и характер их деятельности.