№ п/п
| Наименование темы
| Содержание темы занятия
|
| Тема 1. Художественный мир романа Д.Джойса «Улисс»
| Замысел романа. Общая концепция романа. Проблемы метода. «Улисс» - модернизм или постмодернизм? Влияние «Улисса» на мировую литературу XX века. Проблема восприятия романа.
|
| Тема 2.
Художественный мир романа М.Пруста «В поисках утраченного времени»
| Основная проблематика романа. Проблема «времени», «памяти», «реальности», «человека» и «искусства» в романе. Взаимосвязь сфер проблематики романа. Особенности композиции первой части «Комбре» романа «По направлению к Свану». Проблемы метода и жанра.
|
| Тема 3.
Ф.Кафка. Новелла «Превращение»
| Социально-исторический подход к интерпретации новеллы. Биографический, психоаналитический и мифопоэтический подходы. Историко-литературный подход и имманентный анализ текста: Точка зрения философского экзистенциализма. Художественная интерпретация феномена Кафки X.-Л .Борхесом.
|
| Тема 4.
Картина мира и человека в философии экзистенциализма
| Осмысление мира и человека христианскими философами-экзистенциалистами: Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер. Осмысление мира и человека «атеистическим экзистенциалистом»: Жан-Поль Сартр. Преломление философских идей Ж-П-Сартра в художественном произведении: роман «Тошнота».
|
| Тема 5.
В.Вулф «Миссис Дэллоуэй»
| Деятельность В.Вулф в контексте английского модернизма. Эстетический манифест Вулф – статья «Современная художественная проза». Понимание «реальности» Вулф. Утверждение новых принципов художественной изобразительности в романе «Миссис Дэллоуэй».
|
| Тема 6. Г.Гессе. Роман «Степной волк»: модель мира и человека.
| Путь Гессе к роману «Степной волк». Автобиографический фактор и его роль в написании романа. Композиция романа. Приемы организации пространства и времени. Мир малый и приемы его построения в романе. Степной волк: типология образа. Жанровая природа романа.
|
| Тема 7.
С.Беккет «В ожидании Годо»
| Проблема жанрового определения пьесы. Характер действия в пьесе. Место и время действия в пьесе. Характер взаимоотношений главных персонажей пьесы. Смысл парного противопоставления центральных персонажей пьесы. Библейские и евангельские аллюзии в пьесе. Функция авторского приема повтора в пьесе. Сопоставительный анализ концовок актов пьесы.
|
| Тема 8.
Экспериментельная природа романа Д.Фаулза «Женщина французского лейтенанта»
| Характер главных персонажей романа. Викторианские женские типы в романе. Психологические черты протагониста - Чарльза Смитсона – «Джентельмена». Экзистенциальная философия Фаулза в романе. Проблема свободы выбора в романе. Функция эпиграфов в романе. Иллюзия правдоподобия в романе.
|
| Тема 9. Роман Айрис Мердок «Черный принц»
| Место романа в творчестве писательницы. Жанровое и композиционное своеобразие романа. Тема искусства в романе. Тема любви. ее связь с темой искусства. Экзистенциальные мотивы в романе. Критическое изображение в романе отчуждения человека в буржуазном обществе. Метафорический пласт романа.
|
| Тема 10. Роман Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
| Проблема жанровой формы романа. Особенности языка и стиля. Понятие «фальшь» и его оценочный смысл у Холдена. Мотив бегства в романе Сэлинджера и предшествующая традиция американской литературы. Метафора жизнь-игра и ее смысловое проявление в романе. Философско-религиозный характер финала романа.
|
| Тема 11.
Новелла Х.Л.Борхеса «Вавилонская библиотека»
| Поэтика заглавия новеллы. Характер аллюзий. Принцип «игры», «классификации», «лабиринта» в тексте новеллы. Метафора Вселенная — библиотека и ее смысловое поле. Философская проблематика новеллы «Вавилонская библиотека». Метафорическая природа текста новеллы «Вавилонская библиотека».
|
| Тема 12. Дж.Барнс. «Англия, Англия»
| Теоретики постмодернизма: Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Т.Иглтон – об идеологических принципах и характерных чертах этого направления в литературе. Тематический спектр и проблематика романа «Англия, Англия». Метафорический план романа. Постмодернистская поэтика романа.
|
| Тема13. Кавабата Ясунари как выразитель сути японского мышления
| Эстетические принципы Кавабата и проблематика его основных произведений. Связь поэтической прозы Кавабата с национальной традицией японской литературы. Анализ текста Нобелевской речи писателя. Анализ рассказа «Голос бамбука, цветок персика». рассказ «Цереус». своеобразие художественного мастерства Кавабата как «выразителя сути японского мышления».
|