Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие № 11. Новелла Х.Л.Борхеса «Вавилонская библиотека» (1944г.)



В качестве домашней подготовки студенты изучают литературоведческие материалы из пособия: Зарубежная литература XX века: Практикум /составление и общая редакция Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999. – 416с. С. 401-413. Там же есть темы рефератов для докладов, сам план семинарского занятия, дополнительная критическая литература.

 

План семинарского занятия

1. Поэтика заглавия новеллы «Вавилонская библиотека». Характер аллюзий.

2. Принцип «игры», «классификации», «лабиринта» в тексте новеллы.

3. Метафора Вселенная — библиотека и ее смысловое поле.

4. Философская проблематика новеллы «Вавилонская библиотека».

5. Метафорическая природа текста новеллы «Вавилонская библиотека».

 

Вопросы:

1. Новелла «Вавилонская библиотека» входит в сборник «Вымыслы», при­знаваемый многими критиками и исследователями Борхеса лучшей книгой писателя.

Понятие вымысла у Борхеса тесно соотносится с трактовкой фантастиче­ского. Борхес писал: «Литература началась с фантастики, а не с реализма; к фантастике относятся космогонии; мифология, отражающая народное миро-видение». Также и в истории литературы, как отмечал Борхес, мы наблюдаем бесконечное повторение нескольких тем. К ним относятся: тема превраще­ний, тема двойничества или страха или страха утраты личности; тема талис­манов, магических причинно-следственных связей, противопоставленных ре­альным; смешение яви и сна, бредовых видений и обыденности, а также са­мая распространенная тема путешествий во времени.

Неоднократно Борхес также подчеркивал, что философия (которую он от­носил к разряду фантастической литературы) и литература тождественны для него и многолетний интерес к Каббале, христианской теологии, буддизму, суффизму, даосизму продиктован поисками новых возможностей для худо­жественного выражения фантазии. Борхес довольно часто называл себя агно­стиком. Среди наиболее почитаемых им философов Гераклит, Беркли и Шо­пенгауэр.

Отказавшись от «визуальных» метафор, преобладавших в юношеских по­этических опытах, Борхес в прозе, а затем и в своих поздних стихотворениях обращается к метафоре иного рода — сложной многосоставной интеллекту­альной метафоре. Метафоричность - это уже не свойство отдельного пред­мета или образа, всего текста в целом.

Метафорическая природа текста многих новелл Борхеса переводит созда­ваемый автором мир в стихию тотального вымысла, в которой гоподствуют умозрительные хитросплетения тех или иных идей. Основное «действие» в новеллах Борхеса совершается за счет движения, перерождения идей. Этим определяется и основной композиционный прием писателя: демонстрация множественности взаимоисключающих точек зрения, среди которых абсо­лютно рациональные соседствуют с иррациональными. Множественность у Борхеса в конечном итоге парадоксально приводит не к некоей смысловой точке как точке центра, точке истины, а, напротив, подобное «полифониче­ское присутствие» человека в мире свидетельствует о полной непознаваемо­сти бытия.

Борхес предлагал оценивать религиозные и философские идеи по их эс­тетической значимости, поскольку и философия, и религия как системы для Борхеса всего лишь гипотезы. В новеллах Борхеса гармонично соединяются парадоксальность и безупречная логика, математическая точность и мисти­ческий порыв. Эта особенность стиля Борхеса заставила критиков говорить о своеобразной «борхесовской алгебре», то есть точнейшей выверенности и сбалансированности элементов текста. «Борхесовская алгебра» очень многим обязана Зенону, чье огромное влияние на Борхеса прослеживается уже в ран­немэссе писателя «Аватары черепахи», где представленапопытка создания новой алгебры по принципу нисходящих прогрессийЗенона. Вновелле «Вавилонская библиотека» ярко выражен метафорический фон, проявляющийся уже в самом названии. Какие ассоциативные смысловые планы включает в себя сопряжение слов-образов «Вавилонская» и «библио­тека»?

2.В «Вавилонской библиотеке» Борхес предпринял попытку очертить предел возможностей культуры. Для Борхеса очевидна не только абсолютная непознаваемость бытия, но ограниченность комбинаторных возможностей интеллекта. Если рассматривать культуру как сумму знаний, как опыт духовного озарения, как своеобразную гипотезу о возможности исчерпать содержание мира, то оказывается очевидным, что культура неадекватна множест­венности и цельности бытия. По сути, Борхес предлагает иррациональный исход логического мышления. Какое тематическое начало вводится эпиграфом из «Анатомии меланхо­лии» (1621) Р.Бретона. Эпиграф к «Вавилонской библиотеке» звучит так: «Это искусство позволит вам созерцать различные сочетания из двадцати трех букв... «Анатомия меланхолии», ч.2, сект.П, м. IV .

3. Как знакомит герой-рассказчик читателя с устройством библиотеки? Есть ли схожие элементы между эти устройством и принципом лабиринта?

4. Мотив книги и его вариации в тексте новеллы. Что отражает, на ваш взгляд, меняющееся представление о книгах и Книге Книг?

5. Мотив книги, лабиринта и зеркала в новелле. В чем заключается прин­цип их взаимодействия?

6. Обратите внимание на последний абзац новеллы, где употребляется понятие периодичности. Число у Борхеса отрицает саму идею числа, так как оказывается бесконечной иррациональной дробью. Как следует трактовать в этой связи утверждение автора о том, что «Библиотека безгранична и перио­дична»?

Теоретическая и критическая литература:

Основная:

 

1.Левин Ю.И. Повествовательная стуктура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л.Борхеса // В сб.: Текст в тексте: Труды по знаковым систе­мам. Тарту, 1981.

2.Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988.

3.Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие // Узо­ры симметрии. М., 1980.

4.4. Ямпольский Б.М. Метафора Борхеса//ЛатинскаяАмерика1989.№6.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.