Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие № 1. Художественный мир романа Дж.Джойса «Улисс».



План семинарского занятия.

I. Замысел романа.

II. Общая концепция романа.

1. Игровая сущность интеллектуального романа Джойса.

2. Универсальный характер романа.

3. Роман-шифр. Композиционная сложность, многоярусность, мно­гозначность символики романа.

4. Значение в романе параллелей с «Одиссеей» Гомера. Проблема персонажа.

5. Роль иронии и пародии в романе.

6. Смысл заключительного «да» в романе.

III. Проблемы метода.

1. Дж. Джойс и «поток сознания».

2. Техника литературного монтажа и метод свободных ассо­циаций.

3. Проблема создания универсального языка.

IV. «Улисс» - модернизм или постмодернизм?

V. Влияние «Улисса» на мировую литературу XX века.

VI. Проблема восприятия романа.

 

 

Текст: Джойс Дж. Улисс.

Гениева Е.Ю. Комментарий к «Улиссу» // Иностранная литература. 1989, №1-12.

Теоретическая и критическая литература:

Основная:

1.Анастасьев Н. Преодоление «Улисса» // Вопросы литературы. 1985, №11.

2. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М., 1967

3. Хоружий С. Как читать «Улисса» // Иностранная литература. 1989, № 1.

Дополнительная:

1. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М., 1984. Глава III. Джеймс Джойс.

2. Литературный мир об «Улиссе» // Иностранная литература. 1989, № 5,8,10,11.

3. Одиссея русского «Улисса» // Иностранная литература. 1990, № 1. Урнов Д.М. Джеймс Джойс и современный модернизм. В кн.: Современ­ные проблемы реализма и модернизма. М., 1965..

4. Урнов Д.М. Свершилось! В кн.: Урнов Д.М. Пристрастия и принципы. М., 1991.

5. Элиот Т.С. «Улисс», порядок и миф // Иностранная литература. 1988, № 12.

6. Лиотар Ж.Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994, № 1. С. 56-59.

7. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994, № 1. С. 235-240.

8. Хейзинга И. Ното Ьидеш. Опыт исследования игрового элемента в куль­туре. Глава III. Игра и поэзия //Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

9. Эко У. Из заметок к роману «Имя розы». Постмодернизм, ирония, удо­вольствие. В кн.: Называть вещи своими именами. М., 1986.

Занятие № 2. Художественный мир романа «В поисках утраченного времени» М. Пруста

План семинарского занятия.

I. Основная проблематика романа.

1. Время: а) смысл названия цикла "В поисках утраченного времени";

б) хронотоп романа: время объективное и субъективное, лирическое и эпическое; в) особенности структурирования времени в романе; прошлое, настоящее, будущее: роль памяти и ассоциации в процессе структурирования.

2. Память: а) Я-вспоминающее и Я-вспоминаемое; б) понятие "инстинктивной памяти**; в) процесс воспоминания: функция вещи в процессе воспоминания.

3. Реальность: а) "действительность формируется в памяти**; б) реальность объективная и субъективная (объект репрезентирующий и объект напоминающий); роль образа в процессе субъективизации реальности.

4.Человек: а) концепция релятивизма по отношению к личности; проблема самоидентификации; б) "Я" и "другие"; в) "психологический пуантилизм**

М.Пруста.

5. Искусство: а) искусство и реальность; б) эстетизм как точка зрения

на мир у М.Пруста; в) роль аналогии в создании образа персонажа.

6. Взаимосвязь сфер проблематики романа.

II. Особенности композиции первой части («Комбре») романа «По направлению к
Свану».

III. Проблемы метода и жанра.

1. "В поисках утраченного времени" как эпопея.

2. Творческая манера М.Пруста. Пруст и импрессионизм.

3. Мемуары (тето1ге$) как жанр и метод.

Текст: Пруст М. По направлению к Свану. Часть первая. Комбре.

Теоретическая и критическая литература:

Основная:

1. Адмони В. "В сторону Свана" Пруста. // Адмони В. Поэтика и действительность. Л., 1975. Андреев Л.Г.

2. Импрессионизм. М., 1980. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.

3. Днепров В Д. Психологический роман Марселя Пруста.// Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

4. Шуман М. Пруст. - В кн.: Шуман М. Литературное произведение и история литературы. М., 1984.

5. Ортега-и-Гассет X. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста. // Ортега--и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

6. Потапова З.М. Марсель Пруст //История французской литературы. М.,1963, т. 4.

7. Сучков Б Л. Марсель Пруст // Сучков Б.Л. Собр. соч. в 2-х т. М., 1985, т. 2.

Дополнительная литература:

1. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. 1995.

2. Подорога В. Начало в пространстве мысли: Мераб Константинович Мамадашвили и Марсель Пруст. – Ad marginem'93 - М., 1994.

Занятие № 3. Франц Кафка. Новелла «Превращение».

План семинарского занятия

по теме: "Проблематика новеллы Ф.Кафки "Превращение" в свете современных интерпретационных подходов".

1. Социально-исторический подход (проблема "маленького человека", социальное отчуждение, кризис семьи и т.п.).

2. Биографический, психоаналитический и мифопоэтический подходы (влияние индивидуального мировоззрения и мироощущения Кафки на его творчество, проблема отцов и детей и возможности интерпретации ее фрейдизмом, комплекс вины, мифологическая роль "козла отпущения").

3. Историко-литературный подход и имманентный анализ текста:

а) Кафка и модернизм, особенности "пражской немецкой литературы";

б) сущность превращения: роль метафорического гротеска, особенности
взаимодействия фантастического и реального, специфика манеры письма
Ф.Кафки.

4. Точка зрения философского экзистенциализма (отчуждение как глобальное явление, мир абсурда и проблема свободы).

5. Художественная интерпретация феномена Кафки X.-Л .Борхесом.

Тексты: Кафка Ф. Превращение.

Кафка Ф. Письмо отцу.

Борхес Х.-Л. Кафка и его предшественники.

 

Теоретическая и критическая литература:

Основная:

1. Бент М. «Я весь – литература» // Лит. обозрение. -1992 - № 2.

2. Вейль П., Генис А. Класс: насекомое, вид: человек. // Театр. -1990 - № 8.

3. Днепров В. Метафорический роман Франца Кафки. - В кн.: Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. Днепров В. Мир и человек у Кафки. // Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л., 1965.

4. Затонский Д.В. Предисловие к кн.: Кафка Ф. Сочинения. В 3-х т. Москва-Харьков, 1995. Затонский Д. Франц Кафка. - В кн.: Затонский А. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.

5. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

6. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф.Кафки. - В кн.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

7. Книпович Е. Франц Кафка. - В кн.: Книпович Б. За 20 лет. М., 1978.

8. Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966. Матраи Л. Актуален ли Кафка? // Вопросы философии. -1975 - № 9.

9. Мотылева Т. Л. Об отцах модернистского романа. - В кн.: Мотылева ТЛ. Зарубежный роман сегодня. М., 1966.

10. Сучков Б. Л. Франц Кафка // Сучков Б.Л. Собр. соч. в 2-х т. М., 1985. - т.2. 11. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство //Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2-х т. Тб., 1991, - т.2.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.