Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дж.Фаулза «Женщина французского лейтенанта» (1969 г.)



В качестве домашней подготовки студенты изучаютлитературоведческие материалы из пособия: Зарубежная литература XX века: Практическиезанятия / Под ред. И.В.Кабановой. М.: Флинта:Наука, 2007. – 472с. С. 449-460. Там же есть сам план семинарского занятия.

План семинарского занятия

1. Охарактеризуйте трех участников любовного треугольника в основе рома­на: Тину, Чарльза, Сару.

2. Что говорится в романе о викторианских женских типах (миссис Поултни, миссис Трэнер, Эрнестина)? Как эти персонажи относятся к религии, се­мье, к слугам, собственности?

3. Чарльз Смитсон, как сказано в романе, представитель стоящего на грани вымирания вида - Джентльмена. Он ученый-любитель, увлекается палео­нтологией, собирает окаменелости. Какие психологические черты героя символизируют это его хобби?

4. Какие именно запреты и табу общественной морали нарушает Чарльз? Са­ра? Оправданы ли, с вашей точки зрения, поступки каждого?

5. Все произведения Фаулза пропитаны экзистенциальной философией. Ка­кова высшая жизненная ценность для Сары? От чего она не может отка­заться? Почему в финале романа автор называет Сару «сфинксом»?

6. Выделите те эпизоды романа, когда Чарльз оказывается в ситуации сво­бодного выбора, или, как говорит сам автор, сартровского «страха свобо­ды» (особое внимание уделите главе 45).

7. В романе даны три варианта развязки истории Чарльза: брак с Эрнестиной, счастье с Сарой и одиночество. Почему автор последовательно отвергает первые две? Как окончательная развязка связана с центральной для романа проблемой самопознания?

8. Два финальных абзаца романа подводят его нравственно-философские итоги. Напишите свой комментарий к этим абзацам.

9. В начале романа автор говорит о «медлительном потоке викторианской эпохи», ее лени и фальши. Создалось ли у вас о викторианской эпохе именно такое впечатление или это выражение по прочтении романа кажет­ся вам ироничным, выражающим авторское намерение разоблачить сте­реотипное восприятие викторианства? Аргументируйте свое мнение.

10.Перечислите авторов эпиграфов к главам романа. Кто из исторических лиц упоминается в тексте? Что нового для себя вы узнали об исторических событиях и быте людей XIX столетия?

11.В тринадцатой главе романа Фаулз пишет: «Романист до сих пор еще бог, ибо он творит (и даже самому что ни на есть авангардистскому роману не удалось окончательно истребить своего автора); разница лишь в том, что мы не боги викторианского образца, всезнающие и всемогущие, мы - боги нового теологического образца, чей первый принцип - свобода, а не власть» Проиллюстрируйте этот тезис цитатами из романа на примере ка­кого-либо персонажа либо на примере образа автора.

12.Найдите в романе любой пример авторской рефлексии по поводу повест­вования либо нарушения иллюзии правдоподобия подчеркнуто современ­ными сравнениями. Проанализируйте выбранный вами пример.

 

Теоретическая и критическая литература:

Основная:

 

1. Залите Т. Художественный мир Джона Фаулза. Рига, 1982.

2. Кабанова И.В. Тема художника и художественного творчества в англий­ском романе 1960-70-х гг. (Джон Фаулз, Б.С.Джонсон): Автореф. Канд. Дисс. М.:МГУ, 1986.

3. Тимофеев В. Уроки Джона Фаулза. СПб., 2003.

 

 

Занятие № 9 . Роман Айрис Мердок «Черный принц»

В качестве домашней подготовки студенты изучают литературоведческие материалы из пособия: Зарубежная литература XX века: Практикум /составление и общая редакция Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999. – 416с. С. 314-332. Там же есть темы рефератов для докладов, сам план семинарского занятия, дополнительная критическая литература.

 

План семинарского занятия

1. Место романа «Черный принц» в творчестве А.Мердок. Жанровое и композиционное своеобразие романа.

2. Тема искусства в романе: позиция подлинного художника – утверждение художественной правды – Брэдди Пирсон; позиция коммерческого успеха – Арнольд Баффин.

3. Тема любви, ее связь с темой искусства. Творческое осмысление А.Мердок платоновской идеи эротического восхождения.

4. Экзистенциальные мотивы в романе (образ Присциллы и др.)

5. Критическое изображение в романе отчуждения человека в буржуазном обществе и тех сил, которые создают его (власть денег – Кристиан, произвольное использование психоанализа – Фрэнсис Марло, эгоизм – Рейчел, а также Джулиан – в ее «Послесловии»).

6. Высокая метафоричность романа: значение в его художественной структуре гамлетовской темы, значение темы Локсия-Аполлона.

 

Теоретическая и критическая литература:

Основная:

1. Воропанова М.И. под знаком Аполлона // Мердок А. Черный принц. – М.: правда, 1990.

2. Гражданская З. Черный принц. Кто он? // Литературное обозрение. – 1975. - № 3. – С. 87-89.

3. Урнов М.В. Послесловие к роману «Черный принц» // Иностранная литература. – 1974. - № 11. – С.196-198.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.