В качестве домашней подготовки студенты изучаютлитературоведческие материалы из пособия: Зарубежная литература XX века: Практическиезанятия / Под ред. И.В.Кабановой. М.: Флинта:Наука, 2007. – 472с. С. 449-460. Там же есть сам план семинарского занятия.
План семинарского занятия
1. Охарактеризуйте трех участников любовного треугольника в основе романа: Тину, Чарльза, Сару.
2. Что говорится в романе о викторианских женских типах (миссис Поултни, миссис Трэнер, Эрнестина)? Как эти персонажи относятся к религии, семье, к слугам, собственности?
3. Чарльз Смитсон, как сказано в романе, представитель стоящего на грани вымирания вида - Джентльмена. Он ученый-любитель, увлекается палеонтологией, собирает окаменелости. Какие психологические черты героя символизируют это его хобби?
4. Какие именно запреты и табу общественной морали нарушает Чарльз? Сара? Оправданы ли, с вашей точки зрения, поступки каждого?
5. Все произведения Фаулза пропитаны экзистенциальной философией. Какова высшая жизненная ценность для Сары? От чего она не может отказаться? Почему в финале романа автор называет Сару «сфинксом»?
6. Выделите те эпизоды романа, когда Чарльз оказывается в ситуации свободного выбора, или, как говорит сам автор, сартровского «страха свободы» (особое внимание уделите главе 45).
7. В романе даны три варианта развязки истории Чарльза: брак с Эрнестиной, счастье с Сарой и одиночество. Почему автор последовательно отвергает первые две? Как окончательная развязка связана с центральной для романа проблемой самопознания?
8. Два финальных абзаца романа подводят его нравственно-философские итоги. Напишите свой комментарий к этим абзацам.
9. В начале романа автор говорит о «медлительном потоке викторианской эпохи», ее лени и фальши. Создалось ли у вас о викторианской эпохе именно такое впечатление или это выражение по прочтении романа кажется вам ироничным, выражающим авторское намерение разоблачить стереотипное восприятие викторианства? Аргументируйте свое мнение.
10.Перечислите авторов эпиграфов к главам романа. Кто из исторических лиц упоминается в тексте? Что нового для себя вы узнали об исторических событиях и быте людей XIX столетия?
11.В тринадцатой главе романа Фаулз пишет: «Романист до сих пор еще бог, ибо он творит (и даже самому что ни на есть авангардистскому роману не удалось окончательно истребить своего автора); разница лишь в том, что мы не боги викторианского образца, всезнающие и всемогущие, мы - боги нового теологического образца, чей первый принцип - свобода, а не власть» Проиллюстрируйте этот тезис цитатами из романа на примере какого-либо персонажа либо на примере образа автора.
12.Найдите в романе любой пример авторской рефлексии по поводу повествования либо нарушения иллюзии правдоподобия подчеркнуто современными сравнениями. Проанализируйте выбранный вами пример.
Теоретическая и критическая литература:
Основная:
1. Залите Т. Художественный мир Джона Фаулза. Рига, 1982.
2. Кабанова И.В. Тема художника и художественного творчества в английском романе 1960-70-х гг. (Джон Фаулз, Б.С.Джонсон): Автореф. Канд. Дисс. М.:МГУ, 1986.
3. Тимофеев В. Уроки Джона Фаулза. СПб., 2003.
Занятие № 9 . Роман Айрис Мердок «Черный принц»
В качестве домашней подготовки студенты изучают литературоведческие материалы из пособия: Зарубежная литература XX века: Практикум /составление и общая редакция Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999. – 416с. С. 314-332. Там же есть темы рефератов для докладов, сам план семинарского занятия, дополнительная критическая литература.
План семинарского занятия
1. Место романа «Черный принц» в творчестве А.Мердок. Жанровое и композиционное своеобразие романа.
2. Тема искусства в романе: позиция подлинного художника – утверждение художественной правды – Брэдди Пирсон; позиция коммерческого успеха – Арнольд Баффин.
3. Тема любви, ее связь с темой искусства. Творческое осмысление А.Мердок платоновской идеи эротического восхождения.
4. Экзистенциальные мотивы в романе (образ Присциллы и др.)
5. Критическое изображение в романе отчуждения человека в буржуазном обществе и тех сил, которые создают его (власть денег – Кристиан, произвольное использование психоанализа – Фрэнсис Марло, эгоизм – Рейчел, а также Джулиан – в ее «Послесловии»).
6. Высокая метафоричность романа: значение в его художественной структуре гамлетовской темы, значение темы Локсия-Аполлона.
Теоретическая и критическая литература:
Основная:
1. Воропанова М.И. под знаком Аполлона // Мердок А. Черный принц. – М.: правда, 1990.
2. Гражданская З. Черный принц. Кто он? // Литературное обозрение. – 1975. - № 3. – С. 87-89.
3. Урнов М.В. Послесловие к роману «Черный принц» // Иностранная литература. – 1974. - № 11. – С.196-198.