Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации студентам



При написании реферата по выбранной теме спецвопроса, следует учиты­вать следующие этапы работы:

1. Выбор темы. Определение структуры работы.

2. Сбор литературы (имеющихся публикаций) по теме. Вхождение в про­блематику.

3. Обработка имеющихся публикаций.

4. Систематизация имеющихся публикаций.

5. Оформление работы.

При сборе литературы по выбранной теме вы должны ориентироваться на три основные источника, в которых вы найдете литературу по вашей теме: 1. Список основных и дополнительных научно-критических работ, указанных в УМК по курсу истории зарубежной литературы XX века; 2. Учебники, учебно-методические пособия, практикумы по курсу зарубежной литературы XX века разных лет издания, в которых всегда имеется список рекомендуемой научно-критической литературы по тематическому материалу, или в них имеются ссыл­ки на публикации, которые могут вам быть полезны; 3. Следующим источником могут быть специальные тематические обзоры, реферативные журналы, и слова­ри, в частности, Литературный энциклопедический словарь: в них (после соот­ветствующих статей) прямо указываются работы, в которых затрагивается инте­ресующая вас проблема; это может быть Библиографический словарь зарубеж­ных писателей, в котором разделы авторских персоналий заканчиваются списком используемой литературы; 4. Следующим источником могут быть библиогра­фические указатели «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам»,, издаваемым ИНИОН: существуют отдельные такие указатели по литературове­дению; 5. Источником литературоведческих работмогут быть библиотечные ка­талоги персоналий; 6. Можно обратиться к Интернет-ресурсам.

Если научно-критическая литература, найденная вами, относится к перио­ду доперестроечного написания (до 90-х) годов, то, возможно, некоторые кон­цепции этих изданий окажутся устаревшими (это касается, в частности, концеп­ций марксистского литературоведения с характерным уклоном социально-политической трактовки литературных процессов), в этом случае вы должны проявить диалектический подход при использовании концепций таких изданий, и дополнять высказанную в этих изданиях точку зрения современным подходом к проблеме.

Обработка литературы сводится к написанию реферата. Реферат — это ваше собственное краткое изложение сути работы с цитированием наиболее важных мест. При написании реферата обязательно фиксируйте выходные данные каж­дой работы и страницы, на которых приводятся отмеченные вами цитаты. Это облегчит процесс последующего оформления сносок и библиографического спи­ска.

Приступая к раскрытию темы выбранного спецвопроса, внимательно прочитайте формулировку вопроса, определите для себя проблемность выбранной темы. Найдите, какое место занимает выбранный вами вопрос в содержании програм­мы, это поможет вам выяснить, творчество писателя какой национальной лите­ратуры и какого исторического периода вы выбрали. Изложение концептуаль­ных аспектов выбранного спецвопроса следует начать с определения литера­турного контекста: в чем состоит национального специфика развития литерату­ры, к которой относится выбранный вами автор; какие в этот период времени существовали литературные направления, школы, течения. Охарактеризовать их. Представьте мировоззренческие установки выбранного писателя, его высказыва­ния в печати, письмах, дневниках. Определите, к какому литературному направ­лению можно отнести его творчество, какое место и значение оно занимает в ис­тории развития национальной (и европейской) литературы. Ответы на вопросы, связанные с общей характеристикой литературного контекста, можно взять из учебников и учебных пособий, из истории национальных литератур. Ответы на более глубокие вопросы, связанные с подробным раскрытием специфики худо­жественного мышления выбранного автора, поэтики его произведений, следует искать в специальных литературоведческих источниках. Раскрытие выбранной темы должно быть последовательным, логичным, со ссылками на цитируемые источники и соссылками на используемые художественные тексты. При прочте­нии художественных произведений, относящихся к выбранному спецвопросу, студент может выписать наиболее важные места, что впоследствии облегчит ис­пользование художественных источников принаписании реферата. Индивидуальная работа осуществляется в форме консультацийстудентов по вы­бранному спецвопросу. Формы контроля: 1. собеседование; 2. проверка библио­графии.

Рекомендации по написанию курсовой работы:Курсовая работа – это выполненное под научно-методическим руководством преподавателя самостоятельное исследование студентом одной из проблем в области литературы, которое должно соответствовать установленным методическим требованиям. Цели выполнения курсовой работы: расширение, углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по предмету; использование определенной методологии, системы общенаучных, частно научных и специальных методов исследования конкретной теоретической или практической проблемы в сфере литературы; совершенствование умений оформлять, обосновывать и представлять результаты самостоятельно выполненной работы.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен решить следующие задачи: выбрать или предложить тему исследования, соответствующую его интересам и позволяющую всесторонне использовать усвоенные в процессе обучения знания, выработанные умения, навыки и собранные во время учебной практики материалы; собрать, систематизировать и изучить учебную, специальную научную, публицистическую и справочную литературу по теме исследования, а также прикладные материалы; определить основную проблему или проблемы исследования, сформулировать их цели и задачи, разработать структурированный план работы; придерживаясь избранной методологии и используя разнообразные научные методы глубоко и системно исследовать выявленную проблему (проблемы) и на этой основе письменно изложить конкретные основные результаты исследования как теоретического, так и практического характера; оформить курсовую работу в строгом соответствии с требованиями и методическими рекомендациями ГМУБ.

Примерная структура курсовой работыПо структуре курсовая работа может быть реферативного или практического характера. В курсовой работе реферативного характера в теоретической части даётся история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практики, исходя из сравнительного анализа изученной литературы.

Структура: введение, в котором раскрывается значение темы, формулируется цель работы; теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы; заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; список использованной литературы; приложение.

Последовательность выполнения курсовой работыЧтобы эффективно справиться с курсовой работой, необходимо чётко определить последовательность её выполнения. Как это может быть: определение совместно с преподавателем темы курсовой работы; подбор литературы, справочников и других источников по теме исследования; изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации; обоснование актуальности темы курсовой работы; определение структуры курсовой работы; анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изучаемого вопроса; поиск, анализ и обобщение опыта; написание введения и теоретической части курсовой работы; написание заключения; составление списка используемой литературы; подготовка и оформление приложений; оформление титульного листа; представление работы руководителю.

Требования к оформлению курсовой работыКурсовая работа должна быть напечатана. Листы сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются. По объёму курсовая работа должна занимать не менее 20 - 25 страниц печатного текста. Титульный лист, содержание, введение, заключение, список использованной литературы и приложения следует начинать с новой страницы. Первая глава курсовой работы начинается также с новой страницы, а остальные главы и подпункты глав должны сразу следовать за предыдущими. Страницы должны иметь поля. Параметры страницы: сверху - 2 см, снизу - 2 см, слева - 2,5 см, справа- 1,5 см. Тип шрифта - Times New Roman. Размер шрифта - 14 пт. Междустрочный интервал - полуторный. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами внизу посередине листа, начиная с третьей страницы, где дается введение. Титульный лист и страница, на которой расположен план курсовой работы (т.е. содержание) не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницы. В курсовой работе следует делать примечания и сноски на литературные источники, которые по форме должны соответствовать действующим библиографическим требованиям. Для статьи: Фамилия и инициалы автора(ов). Название статьи/Название журнала. Год издания. № выпуска. Для книги: Фамилия и инициалы автора(ов). Название книги. Место издания. Издательство. Количество страниц. Размещают примечания и сноски в нижней части страницы, отделяемой от текста чертой, размером в 1А ширины листа, и нумеруются арабскими цифрами. Требования об оставлении свободного поля внизу страницы (2 см) должно соблюдаться и в этом случае. Перенос текста примечаний и сносок на следующую страницу не допускается. Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют сквозную постраничную нумерацию. Печатание сносок в конце работы не допускается.

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов в курсовой работе (актуальность, современный взгляд на проблему, научное и практическое значение). Приводятся основные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. Излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускаются повторение содержания введения и ее основной части.

К списку использованной литературы приводят следующие требования: Количество использованных источников не менее 5. Соответствие темы курсовой работы. Разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др. Отсутствие устаревших документов. Библиографические описания документов располагаются в алфавитном порядке их элементов: фамилии и инициалы авторов или основных заглавий.

 

Глоссарий

Абсурда поэтикаразрушение в художественном тексте логических (причинно-следственных) и ассоциативных связей, ведущее, с обыденной точки зрения, бессмыслице и вместе с тем стимулирующее столкновение смыслов и порождение новых (О.Д.Буренина // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий /под ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2008. С. 7.).

 

Интертекстсуть интертекста как специфического приема создания современного арт-произведения заключается в сознательном использовании его автором цитат из других текстов или реминисценций других текстов, смысловых отсылок к ним (В.В.Бычков. Эстетика. М., 2008. С. 505).

Модернизм -термин «модернизм» появляется в конце ХIХ века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Однако идеи, давшие ему наполнение, встречались и ранее. Достаточно вспомнить «Цветы зла» Ш. Бодлера. Модернизм (фр. modernisme – от moderne – новейший, modo – только что) как философско-эстетическое движение имеет следующие стадии (выделяем условно): Авангардизм, по времени расположенный между войнами; Неоавангардизм (50–60-е гг.); Постмодернизм (70–80-е гг.). Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины ХХ века. Модернизм – это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям. Общие черты: 1) утрата точки опоры; 2) разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы; 3) субъективизм, деформация мира или художественного текста; 4) утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; 5) формализм. Модернизм – пёстрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражаться, установкой на субъективизм, деформацию. Философские истоки модернизма можно отыскать в трудах З. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса. Модернизм как литературное движение, охватившее Европу в начале века, имеетследующие национальныеразновидности: французский и чешский сюрреализм; итальянский и русский футуризм; английский имажизм и школа «потока сознания»; немецкий экспрессионизм; американский и итальянский герметизм; шведский примитивизм; французский унанимизм и конструктивизм; испанский ультраизм; латиноамериканский креасьонизм (И.Ю.Вераксич «Зарубежная литература XX век»).

Мифема, мифологема – термин мифологической критики, обозначающий заимствование у мифа мотива, тема или ее части и воспроизведение в более поздних фольклорных литературных произведениях. Термин получил широкое распространение в XX веке в связи с активизацией интереса к мифу. Мифологема обозначает сознательное заимствование автором мифологических мотивов, тогда как постулируемая К.Юнгом бессознательная их репродукция как правило обозначается понятием архетип. Мифологема понимается и как мифологический «пережиток» в современной литературно-художественной практике, и как ее важнейший структурообразующий принцип. (А.С.Козлов // Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник /под. Ред. И.П.Ильина. М., 1996. С. 256-257.)

 

Остранение– эстетический принцип, согласно которому знакомое изображается как незнакомое и странное, привычное – как непривычное и удивительное. Термин принадлежит В.Шкловскому, который видел задачу искусства в том, чтобы вывести вещи из автоматизма повседневного восприятия и «дать ощущение вещи, как в'идение, а не как узнавание» (Х.Гюнтер // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий /под ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2008. С.154).

Парабола - термин, обозначающий близкую притче жанровую разновидность в драме и прозе XX века. С т.з. внутренней структуры П. – иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначному иносказанию (в отличие от однозначности аллегории и однонаправленного второго плана притчи); иногда параболу называют «символической притчей». Однако, приближаясь к символическому, иносказательный план П. не подавляет предметного, ситуативного, а остается изоморфным ему, взаимосоотнесенным с ним (Т.Ф.Приходько // ЛЭС. М., 1987. С. 267.). Другое название этого вида притчи – кафкианская притча.

Постомодернизм -постмодернизм «одно из ведущих (если не главное) направлений в мировой литературе и культуре последней трети XX века, отразившее важнейший этап религиозного, философского и эстетического развития человеческой мысли, давшее немало блистательных имен и произведений». Но он возник не только как феномен эстетики или литературы; это скорее некий особый тип мышления, в основе которого лежит принцип плюрализма – ведущей черты нашей эпохи, принцип, исключающий всякое подавление или ограничение. Вместо прежней иерархии ценностей и канонов – абсолютная относительность и множественность смыслов, приёмов, стилей, оценок. Постмодернизм зарождался на почве неприятия стандартизации, монотонности и однотипности официальной культуры в конце 50-х годов. Это был взрыв, протест против унылой одинаковости обывательского сознания. Постмодернизм – это порождение духовного безвременья. Поэтому ранняя история постмодернизма оказывается историей низвержения устоявшихся вкусов и критериев. Главной его чертой становится разрушение всяких перегородок, стирание граней, смешение стилей и языков, культурных кодов и т. п., в результате «высокое» становилось идентичным «низменному» и наоборот((И.Ю.Вераксич «Зарубежная литература XX век»).

Поток сознания -повествовательная форма (вариант внутреннего монолога), строящаяся по принципу свободных ассоциаций, произвольной последовательности, часто логической бессвязности фрагментов речи и создающая эффект непосредственной передачи реального функционирования психической жизни человека (Н.Т.Рымарь // ЛЭС. М., 1987. С. 179.).

Ризома– термин, в естественных науках обозначающий специфическую форму корневища, не обладающую четко выраженными центральными подземными стеблями. В постмодернизме получает распространение после публикации книги Ж.Делеза и Ф.Гваттари «Ризома» (1974). Для традиционной философии характерно представление о необходимости структуры как четко систематизированном и иерархически упорядочивающем принципе организации целого. Ризома отражает установку постмодернизма на презумпцию разрушения любых структур и принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности. Ризома – это метафора, представляющая различия как запутанную корневую систему, где все составляющие находятся в состоянии взаимодействия с окружающей средой. При этом структуралистская концепция различия и системности теряет свой смысл, так как любое различие поглощается недифференциированной целостностью. Если для замкнутых структур характерна ограниченность смыслов, внутренний креативный потенциал ризомы безграничен (В.Г.Новикова // Очерки по истории зарубежной литературы XX века. Н.Новгород, 2008. Ч.2. С.228).

Симулякрв постмодернизме и неоклассической эстетике конца XX века симулякр (фр. Simulacre – подобие, видимость) сводится к тому, что реципиенту предлагается некая будто бы семантическая структура, не отсылающая ни к какому означаемому за принципиальным онтологическим отсутствием такового. Симулякр – это муляж, видимость, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой обозначаемой действительности, пустая скорлупа, манифестирующая присутствие отсутствия реальности (В.В.Бычков. Эстетика. М., 2008. С. 493-493).

Экзистенциализм (от позднелат. Exsistentia - существование) – литературно-философское направление первой половины XX века. Исходя из совершенства и абсурдности мира, концепцию человека абсурдного предложил экзистенциализм, влияние которого на искусство ХХ века можно сравнить лишь с идеями Фрейда. Как философское направлениеэкзистенциализм сложился в конце XIX – начале XX века в трудах Хайдеггера и Ясперса, Шестова и Бердяева. Как литературное направлениесформировался во Франции в годы Второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жан-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру. Как считал Сартр, мир пуст, абсурден. В нём нет «Бога», нет идеалов, есть лишь экзистенция, судьба-призвание, которой человек стоически и беспрекословно подчиняется; существование – забота, которую человек должен принять, ибо разум не способен справиться с враждебностью бытия: человек обречён на абсолютное одиночество, его существование никто не разделит. В отличие от марксизма исходная позиция экзистенциализма не общество, а исходное (т.е. индивидуальное) сознание; именно оно исследуется на уровне «жизни в себе» с предельной тщательностью, что является несомненной заслугой этой системы взглядов. Провозгласив абсурдность человеческого бытия, экзистенциализм впервые открыто включил «смерть» как мотив доказательства смертности и аргумент обреченности человека и его «избранничества». Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века. Экзистенциализм привлекает желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов (И.Ю.Вераксич «Зарубежная литература XX век»).

Эклектика– принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и тому подобных компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность и единство. Эклектика, или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства характерна для переходных этапов культуры, когда внутри старой культуры, имевшей некий целостный облик или определенное стилистическое единство, но уже миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым, включая в этот коктейль и многие элементы уже давно канувших в Лету феноменов (В.В.Бычков. Эстетика. М., 2008. С. 496).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.