Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины



№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
ОК – 8 Осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности
ОК – 1 Владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи.
ПК – 1 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемых литератур, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории развития филологии.
ПК-22 Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом
ПК – 6 Способность проводить под научным руководством локальные научные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

 

2. Тематический план

(7 семестр)

Основные тематические модули Распределение часов по видам и формам занятий
Аудиторные занятия Самост. работа
Всего аудиторных в том числе
Лекции Практ. занятия Лаборат. занятия
Модуль 1. Введение. Литературная эпоха ХХ века. Литературный авангард.    
Модуль 2. Литература Великобритании 20-30-х гг.  
Модуль 3. Литература Франции первой половины ХХ века.  
Модуль 4. Феномен немецкоязычной австрийской литературы.  
Модуль 5.Американская литература 20-40-хгг.    
Итого часов  
КСР  
Зачет  
Итого по дисциплине 72 час. 2 ЗЕ  

Тематический план

(8 семестр)

Основные тематические модули Распределение часов по видам и формам занятий
Аудиторные занятия Самост. работа
Всего аудиторных в том числе
Лекции Практ. занятия Лаборат. занятия
Модуль 6. Вторая мировая война и немецкая литература.    
Модуль 7. Английская литература после второй мировой войны.  
Модуль 8. Литература Франции. Философия и эстетика литературы абсурда. Литература и «потребительское общество».  
Модуль 9. Движение битников и молодежная «контркультура» в США. «Новый журнализм» и документальные жанры в американской литературе.  
Модуль 10.Литература стран «третьего мира». Возрастание ее роли в мировом литературном процессе XX века. Латиноамериканская литература.    
Модуль 11. Постмодернизм в литературе и споры о сущности постмодернизма.  
Модуль 12. Кавабата Ясунари как «выразитель сути японского мышления».  
Итого часов  
КСР  
Экзамен  
Итого по дисциплине 143час. 3 ЗЕ  

Содержание учебной дисциплины

Содержание основных тем дисциплины

Семестр   № п/п Наименование темы Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме Код форми-руемых компе-тенций
      Модуль 1.  
Тема 1. Литературная эпоха XX века. Понятие литературной эпохи. Важнейшие исторические события эпохи и их роль в развитии литературного процесса XX века. Проблема определения «верхней» и «нижней границы» литературной эпохи XX века. Литература XX века в контексте мировой литературы. Координаты развития культуры XX века. Философское и художественное сознание. Формы художественного мышления. Художественные системы эпохи: художественная система реализма и художественная система модернизма. Неправомерность жесткого противопоставления модернизма и реализма. Различная интенсивность освоения новых средств и форм художественной изобразительности писателями разных поколений и различной эстетической ориентации. Процессы объективизации и субъективизации в литературе модернизма. Мифотворчество, «поток сознания», «поток подсознания», монтаж, художественное претворения категорий пространства и времени в литературе XX века. Значение интуитивизма А.Бергсона, психоанализа Фрейда, учения К.Г.Юнга об архетипах для специфики художественного исследования человека. Литературный авангард. Экспрессионизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Художественные манифесты авангарда. Поиски новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего «я». Вызов традиции и разрыв с традицией. Авангардизм и модернизм. Движение от дадаизма к «абсурдизму», к созданию «антидрам» и «антироманов». ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6  
      Модуль 2.  
  Тема 2. Литература Англии. Специфика развития. Специфика развития литературы в Великобритании. Традиции и новаторство. Взаимодействие литературных эпох: опора «высокого модернизма» на традицию и существо полемики с нею. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22
  Тема 3.   Классики реализма в Англии XX века. Новые явления в творчестве писателей старшего поколения. Фантастика и политическая сатира в романах Г.Уэллса и пьесах Б.Шоу. Шоу и Чехов: взаимодействие русской и английской литератур. Жанровое своеобразие «экстраваганцев» Шоу. Завершение фортсайтовского цикла Голсуорси. Полемика Голсуорси с модернистами. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
  Тема 4. Т.С.Элиот. Т.С.Элиот. Гарвардские годы и школа «нового гуманизма» (И.Бэббит). Парижские уроки А.Бергсона и Ф.Г.Брэдли. Эмиграция. Первые поэтические опыты. («Любовная песнь Дж.Пруфрока»). Деятельность журналиста и редактора - собирателя культурных сил послевоенной Европы и Америки. Элиот - эссесист, литературный критик, теоретик культуры. Развитие теоретико-литературной мысли: эзотерика поэтического языка и методология «новой критики». Переосмысление английской литературной истории. «Метафизические поэты». Содержание понятий «классика», «традиция», «индивидуальный талант» в наследии Элиота. «Бесплодная земля» - средоточие поэтических исканий автора. Нищета современной цивилизации и устойчивость культурного порядка. Язык поэмы. Поэма и автокомментарий к ней. От «Бесплодной земли» к «Четырем квартетам». ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22
  Тема 5. Художественный мир Джойса. Жанровое своеобразие романа «Улисс»: «Улисс» как модернистский эпос, как реализация обращения писателя к всеобъемлющим формам изображения бытия, созданию «универсалии» жизни. Джойс - мифотворец XX века. Эстетика и художественная система Джойса — поэта, прозаика, драматурга. Развитие эстетико-теоретическои мысли: программные статьи об искусстве «Драма и жизнь», «Новая драма Ибсена», «День толпы». Джойс и Ибсен, Джойс и Метерлинк: динамика литературного взаимодействия. Понимание драмы и драматического как передачи «бессмертных страстей и человеческой сущности». Путь Джойса к «Улиссу». Стихи сборника «Камерная музыка». Рассказы сборника «Дублинцы». Роман о становлении художника «Портрет художника в юности». Тема и образ Ирландии в творчестве Джойса. «Улисс» - энциклопедия модернизма. Анализ художественного текста: проблематика и структура романа. Поэтика мифа в романе. Духовно-интеллектуальная суть мифологемы поисков отца. Современность при свете истории. Связь с предшествующей литературой: аналогии с гомеровской «Одиссеей» и поток сознания. Культурные пласты романа. Леопольд Блум, Стивен Дедалус и Мэрион - триединая сущность человечества. Временные и пространственные координаты романа. Понятие «епифании» и ее художественная реализация в творчестве Джойса. «Поминки по Финнегаиу» как попытка экпериментального прорыва в искусство будущего. Джойс в восприятии современников, в оценке критики XX века. Взаимодействие литератур: воздействие Джойса на творчество писателей различной эстетической ориентации (О'Кейси, В.Вулф, Фолкнер, Хемингуэй, Дос-Пассос, Кеппен и др.) Восприятие Джойса в России. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22  
  Тема 6. Вирджиния Вулф - теоретик английского модернизма. Статьи «Современная литература» и «Миссис Беннет и миссис Браун». Вулф и группа «Блумсбери». Вулф о литературной классике и задачах современной литературы. Взаимодействие литератур: Вулф о русской литературе и ее значении для писателей XX века. Импрессионистическая проза Вулф: структура художественного мышления в «рассказовых» историях В.Вулф. Романы «Миссис Дэллоуэй» и «К маяку». Психологизм романов Вулф: проблема характера и приемы его изображения в творчестве В.Вулф. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
  Тема 7. Герберт Лоуренс. Романтическая традиция в творчестве Лоуренса. Рассказы «Солнце», «Запах хризантем», «Денщик и офицер», «Дочь барышника». Философия чувства в романах Лоуренса «Сыновья и любовники», «Любовник леди Чаттерли». Традиции руссоизма: конфликт естественного, природного и неестественного, «механического» в романах Лоуренса. Утопизм «естественной жизни». Сочетание конкретности видения с обобщениями и символами философского плана, движение от натурализма к символу, от реальности к мифу - характерная особенность творчества Лоуренса. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
  Тема 8. Антиутопия в литературе XX века. «Прекрасный новый мир» Хаксли, «Скотский хутор» и «1984» Оруэлла, У.Голдинга «Повелитель мух» в их соотношении с романами Замятина «Мы», Платонова «Чевенгур», Набокова «Приглашение на казнь». Антиутопии - философско-художественный комментарий к общественно-политической ситуации в современном мире. Личность в условиях технического прогресса, тоталитаризма, утраты духовных ценностей. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22  
  Тема 9. Олдингтон. Роман «Смерть героя». Мировоззренческий кризис в Великобритании после первой мировой войны. Олдингтон и имажинизм. Роман-джаз «Смерть героя». Тема «потерянного поколения» в романе и его антивикторианский пафос. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
      Модуль 3.  
  Тема 10. Литература Франции. Поиски героя во французской литературе 20-40-х гг. Эксперимент во французской литературе. Противостояние и взаимодействие авангарда и реализма. Формы эпического осмысления действительности во французской литературе. Творческая эволюция Л.Арагона и П.Элюара: от сюрреализма к реализму. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22
  Тема 11. Модели романного сознания в творчестве Р.Роллана и Ф.Мориака (20-30-е гг.). Ключевое значение творчества М.Пруста в процессе обращения романа к «индивидуумам», в отходе от бальзаковской традиции изображения «социального типа». Психологическая романистика Мориака. Мориак о романе. Религия как основа гуманизма в творчестве Мориака, «добрые чувства» его героев. Мориак и Сартр. Кризис мировой войны и ставка Роллана на «внутреннюю жизнь», на личность. Концепция «очарованной души» в одноименном цикле романов. Эволюция Аннеты Ривьер, других героев романа, отражающая увлечение писателя социальным экспериментом, осуществляемым в СССР, эстетикой социального действия (Роллан о Ленине, О Горьком). Утопизм «Очарованной души». Действенный гуманизм Сент-Экзюпери, противопоставление «цивилизации торгашей» романтики героического поступка. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
  Тема 12. Марсель Пруст: поиски способов раскрытия индивидуального сознания человека. «В поисках утраченного времени» как субъективная эпопея. Пруст и Бальзак. Отход от традиции создания «социальных типов» и обращение к форме романа «потока сознания». «Все в сознании, а не в объекте» - исходный принцип эстетики Пруста. Пруст и Бергсон. Передача психологии восприятия и работы памяти в романах Пруста. Своеобразие преломления пространственно-временных представлений. Импрессионизм прозы Пруста. Художественный мир романов Пруста. Своеобразие воссоздания жизни французского общества на рубеже XIX- XX веков. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6  
  Тема 13. Творчество А.Жида. Формирование эстетики «немотивированного преступления». Взаимодействие литератур в творчестве А.Жида: односторонняя интерпретация Достоевского, превращение в исходный момент морали и эстетики афоризма «если Бога нет, все дозволено». Герои имморалисты в прозе Жида начала века («Подземелья Ватикана»). Художественный анализ романа«Фальшивомонетчики»: тотальный релятивизм, абсолютно свободные, освобождающие себя от нравственных обязательств герои; образ писателя Эдуарда. «Роман в романе»» как жанровый признак «Фальшивомонетчиков».   ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6  
  Тема 14. Экзистенциализм Сартра. Философия и эстетика Сартра. Наследие Достоевского и экзистенциализм. Роман Сартра «Тошнота», своеобразие жанра, проблема личности. Драматическое действие «Мухи». Художественное мышление Сартра. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22
  Тема 15. Альбер Камю: писатель и его герои. Проблематика творчества Камю. Тема абсурда. Герои Камю: проблема выбора. «Миф о Сизифе». Сизиф - мифологический прототип современной личности. «Нулевая степень письма» в романе «Посторонний». Вторая мировая война и эволюция мировоззрения Камю. Императив моральной ответственности человека. «Коричневая чума» как аллегория состояния мира в романе «чума». Христианский гуманизм Достоевского и атеистический гуманизм Камю. «Бунтующий человек». ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
      Модуль 4.  
  Тема 16. Литература Германии и Австрии. Социально-исторические и философско-эстетические предпосылки возникновения экспрессионизма в литературе и других видах искусства. Философия и эстетика экспрессионизма. Художественная практика экспрессионистов. Экспрессионизм в немецкоязычной литературе (Германия, Австрия). Неоднородность течения, его эволюция. Поэзия (Гейм, Тракль, Бенн, Верфель) и драматургия экспрессионизма (Толлер, Кайзер, Газенклевер). Проблематика экспрессионизма: антивоенная направленность творчества экспрессионистов, бунт против существующего миропорядка, стремление проникнуть в человеческую сущность. Поэтика экспрессионизма. Средства раскрытия «кричащего «я» художника. Предельная внутренняя напряженность, ведущая к деформации образа. Столкновение контрастных тонов, ритмов. Конкретно-натуралистическая деталь и символика. Характерные для драматургии экспрессионизма жанровые формы «драмы крика» «драмы лирического «я». Эволюция Бехера от экспрессионизма к социалистическому реализму. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
  Тема 17. Австрийская литература. Творчество Ф.Кафки. Кафка и «пражская школа». Художественный мир Кафки и понятие «кафкианство». Проблема отчуждения человека в антигуманном мире. Романы, новеллы, притчи, эпистолярное наследие Кафки. Романы «Процесс», «Замок», новелла «Превращение», притчи «Деревья», «Проходящие мимо», «Мост». Образ абсурдного мира. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6  
  Тема 18. Кафка и Музиль. Социальная конкретизация абсурдной реальности в творчестве Музиля. Дешифровка кафкианства. «Человек без свойств» - сатирическое разоблачение действительности австро-венгерской империи, бюрократического общества. Осознание исторического тупика и попытки выбраться из него; утопизм Музиля, идея «возможностей», ставка на человека. Смысл освобождения от «свойств», от качеств дискредитировавшего себя общества. Самокритика индивидуалистического понимания свободы. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 Пк-6  
  Тема 19. Э.М.Ремарк и творчество писателей «потерянного поколения». Роман Ремарка «На западном фронте без перемен», роман Хемингуэя «Прощай, оружие!» и роман Олдингтона «Смерть героя». Общее и особенное в этих произведениях. Эволюция взглядов и творчества Ремарка, Хемингуэя и Олдингтона в 30-40-е годы. Смыл понятия «потерянное поколение» и взгляд на него с позиций ретроспективы современности. «Потерянное поколение» в романах Л.-Ф.Селина «Путешествие на край ночи», «Три солдата» Д. Дос Пассоса. ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
  Тема 20. Творчество Томаса Манна в военные и послевоенные годы: от «Размышлений аполитичного» к созданию «интеллектуальных романов» с философско-исторической проблематикой. Значение философии и литературной классики для Т.Манна. Шопенгауэр, Ницше, Гете, Толстой и Достоевский в восприятии Т.Манна. Романы «Волшебная гора» и «Гете в Веймаре». Проблема гуманизации мифа, образ Гете, проблема времени. Мечта о «новой гуманности» в ее связи с мечтой о «старой Германии». Понятие «политической гуманности» в трактовке Т.Манна. Обращение к мифологическому в тетралогии «Иосиф и его братья», задуманной как «поэма о человечестве». Т.Манн и музыка. Проблематика и структура романа «Доктор Фаустус». Традиции романа-воспитания. Образы героя, повествователя и автора. Леверкюн - «герой нашего времени, несущий в себе всю боль эпохи» (Т.Манн). Общечеловеческое и конкретно-историческое в романе. Тема скорби о Германии. Тема искусства и художника, его ответственности за духовное здоровье народа. «Доктор Фаустус» как итог творчества Т.Манна, синтезирующий ключевые аспекты его философско-эстетических исканий и обретений. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6  
  Тема 21. Г.Гессе. Традиции немецкого романтизма в творчестве Г.Гессе. Эволюция от «Петера Каменцида» к «Демиану» и «Степному волку» -произведениям, запечатлевшим мироощущение современных событий военных и первых послевоенных лет. Идеал духовной свободы в произведениях Гессе. Гессе о Достоевском. Обращение к философии и культуре Востока в поисках пути к осознанию всеединства природы и обретению духовной гармонии. «Сиддхартха» Гессе. Принцип «биполярности» и его реализация в произведениях Гессе. Соотнесение «поэзии бытия» и «прозы бытия». Ирония Гессе в ее отношении к «романтической иронии» в немецкой литературе эпохи романтизма. Роман «Степной волк». Раскрытие в романе символики заглавия. Образ Гарри геллера. Философская утопия «Игра в бисер». ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
  Тема 22. Творчество Б.Брехта - поэта, драматурга, режиссера и теоретика драмы. Антивоенная и антифашистская тема в творчестве Брехта. «Баллада о мертвом солдате» и пьесы 20-х годов. «Трехгрошовая опера». Теория «эпического театра» Брехта в ее отношении к «аристотелевскому театру».Трактаты Брехта «Об экспериментальном театре» и «малый органон для театра». Принцип «отчуждения». Пьесы Брехта 30-40-х годов, «мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сычуани», «карьера Артура Уи». Проблема личной ответственности и образ ученого в «Жизни Галилея». Значение театра Брехта для театрального искусства и творчества драматургов XX века. Пьесы Дюрренматта и Фриша. ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
      Модуль 5.  
  Тема 23. Американская литература 20-40-хгг. Эрнест Хемингуэй. Творческий путь. «В наше время» - романная цельность новеллистического сборника. Теория «айсберга». Подтекст: философия и художественныйе возможности приема. Следы русских влияний - от «Записок охотника» до новеллистики Чехова. «Фиеста». Духовная катастрофа личности на незримом фоне войны и стихия народного празднества. Композиционный строй романа «Прощай, оружие». Переосмысление толстовской традиции изображения войны в романе лирического типа. Стиль как носитель смысла. Стоическое мужество личности перед лицом враждебного мира. Хемингуэй в 30-е годы. «Старик и море». Поэтика параболы. Возвращение к традиционным гуманистическим ценностям. Человек как микрокосм. ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
  Тема 24. Скотт Фицджеральд. Роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» и «американская мечта». Устойчивость мифологем национального опыта и национальной предназначенности американцев. Хронотоп Запада в построении романа. Джей Гэтсби как воплощение утраченной «американской невинности». Позиция автора. ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
  Тема 25. Уильям Фолкнер. Творческий путь. Мифологическое королевство Йокнапатофа. История американского юга и художественное мировоззрение писателя. Неизбывность прошлого. Личность как центр общинного мироустройства. Старозаветная символика в романах Фолкнера. Композиционное построение романов «Шум и ярость» и «Когда я умирала». Полифоническая эстетика - «тринадцать точек зрения черного дрозда». Феномен Времени - смыслообразующая константа творчества Фолкнера. Фолкнер и Достоевский. Фолкнер и новый латиноамериканский роман. ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
      Модуль 6.  
Тема 1. Вторая мировая война и немецкая литература. Катастрофизм мышления, трагическое ощущение безысходности и глобального поражения художественной культуры. «После Освенцима поэзия невозможна» (Т.Адорно). Военная тема, беспощадная национальная самокритика, фундаментальная переоценка исторического наследия в немецкой литературе. Поиски идеологически незамутненной точки зрения. Г.Белль «Глазами клоуна», Г.Грасс «Жестяной барабан». ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
      Модуль 7.  
  Тема 2. Английская литература после второй мировой войны. Творчество писателей старшего поколения — Пристли, Грина, Сноу, И.Во. Темы ответственности и личного выбора в романах Грина «Суть дела», «Сила и слава». Общественно-политическая проблематика романов «Тихий американец» и «Комедианты». Парадоксы И.Во, сатирическася традиция в романах И.Во (трилогия «Шпага чести»). Повесть Во «Незабвенная». Романный цикл Сноу «Чужие и братья». Понятие «эпический цикл» и реализация принципов эпического цикла в творчестве Сноу. Работа Сноу «Две культуры». ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
  Тема 3. Творчество «сердитых молодых писателей» в контексте послевоенной литературы Англии. Пьеса Осборна «Оглянись во гневе!». Романы Эмиса «Счастличик Джим», Уэйна «Спеши вниз» и «Меньшее небо», Брейна «Путь наверх». ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
  Тема 4. Экзистенциальная проблематика романов У.Голдинга, А.Мердок, М.Спарк. Философско-аллегорические романы-притчи Голдинга «Повелитель мух», «Шпиль». Голдинг и экзистенциализм. Философско-психологические романы Айрис Мердок. Эволюция писательницы от экзистенциализма к неоплатонизму. Идеи лингвистической философии в романах Мердок. Романы «Под сетью», «Сон Бруно». Мердок и русская литература. Восприятие Мердок Толстого и Достоевского. Проблемы искусства в романе «Черный принц». Экзистенциальная проблематика рассказов и романов Спарк. Роман Спарк «Миссис Джин Броди в расцвете лет». ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
  Тема 5. Творчество Дж.Фаулза. Обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия обретения свободы. Приверженность классике и смелые художественные эксперименты Фаулза - романиста, автора повестей и рассказов. Значение Гомера и Шекспира для Фаулза. Роман «Коллекционер». Тема искусства и художника в «Башне из черного дерева» и «Даниэле Мартине». Поэтика постмодернизма и роман «Женщина французского лейтенанта». Схема викторианского романа. Интертекстуальность. Своеобразие решения конфликта, несколько вариантов финала романа. «Открытая форма повествования». ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
      Модуль 8.  
  Тема 6. Литература Франции. Философия и эстетика литературы абсурда. Антидрама во Франции. Э.Ионеско «Лысая певица», «Носороги»; С.Беккет «В ожидании Годо»; Г.Пинтер «Сторож»; Э.Олби «Кто боится В.Вулф». ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
  Тема 7. Французский «новый роман». Роман А. Роб-Грийе «В лабиринте», статья «О некоторых устаревших понятиях». Поэтика романа «Золотые плоды» Н.Саррот. Пародирование стереотипов современного общества. М.Бютор, К.Симон. ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
  Тема 8. Литература и «потребительское общество». «Вещи» Перека. Документализм в литературе. Роман Мер ля «За стеклом». ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
      Модуль 9.  
  Тема 9. Движение битников и молодежная «контркультура» в США. Поэма Гинзберга «Вопль» - манифест битничества. Культ свободы от социально-общественных условностей. Обращение к христианству и восточной философии. Керуак - один из родоначальников движения битников в американской литературе. Роман Керуака «На дороге» -выражение настроений молодежи 50-х годов, бунт против конформизма. Спонтанный стиль, приемы импровизации в романе. ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
  Тема 10. Творчество Сэлинджера в контексте «контркультуры». Роман Селинджера «Над пропастью во ржи» и рассказы (цикл о Глассах). Свойственные герою Сэлинджера отчужденность, обостренное ощущение разлада в окружающей его жизни - в семье, школе, обществе. Осуждение фальши, лицемерия, «показухи», «липы». Преодоление одиночества, обретение себя в помощи детям. ОК-1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
  Тема 11. «Новый журнализм» и документальные жанры в американской литературе: «нехудожественные романы», «романы как истории». Творчество Капоте («Хладнокровные»). Поиски смысла жизни, преодоление отчуждения, путей выхода за пределы экзистенциалистских представлений. Романы Апдайка (трилогия о Кролике - Гарри Энгстроме). Проблема самореализации героя в творчестве Апдайка. Роман-притча «Кентавр» -мифологизация обыденного. ОК-1 ОК-8 ПК-2 ПК-6 ПК-1
      Модуль 10.  
  Тема 12. Литература стран «третьего мира». Возрастание ее роли в мировом литературном процессе XX века. Латиноамериканская литература. Новый латино-американский роман. Синтез поэтики мифа и европейского интеллектуального романа первой половины XX века, исторические катаклизмы «континента, на котором встречаются все эпохи» - фундамент «мифологического реализма». Индивидуальное и архетипическое мышление в романах Г.Гарсиа Маркеса, А.Карпентьера, Марио Варгаса Льосы. Тема судьбы латиноамериканского континента в романе «Сто лет одиночества» Маркеса и мифологема одиночества. Философское осмысление истории и проблема национального самосознания. Время историческое и метафизическое. Тема смены поколений и цивилизаций. Своеобразие поэтики Маркеса - реализация «магического реализма» и «необарокко» в романе: низменное и возвышенное, трагическое и комическое в их взаимодействии, «карнавальное начало». ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1
      Модуль 11.  
  13. Тема 13. Постмодернизм в литературе и споры о сущности постмодернизма. Барт, Деррида, Кристева. Постмодернизм как выражение «духа времени», как феномен второй половины XX века. Понятие и термины постмодернистской эстетики. Произведения Роб-Грийе, Фаулза, Акройда, Кортасара, Борхеса, роман Умберто Эко «Имя Розы» как явление постмодернизма. Проблема взаимодействия культур Востока и Запада. Японская литература в контексте литературного процесса XX века. Роль национальной традиции в японской литературе. Японская литература в ее связях с литературой Запада. Основные течения в японской литературе XX века. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22
      Модуль 12.  
  Тема 14. Кавабата Ясунари как «выразитель сути японского мышления». Значение национальных традиций для Кавабата Ясунари. Связь с течением «неосенсуализма». Отражение мироощущения японцев в повести «Тысячекрылый журавль» и романе «Стон горы». Рассказы Кавабата Ясунари. ОК-1 ОК-8 ПК-6 ПК-22 ПК-1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.