Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА



 

Минфин России 8 июня разместил на сайте проект основных направлений налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. (далее - Основные направления налоговой политики). Проект еще будет рассматриваться и утверждаться Правительством РФ, но уже сейчас можно примерно оценить, что нас ждет в ближайшие три года.

Характер Основных направлений налоговой политики был определен Посланием Президента Федеральному Собранию: в ближайшие 3 года налоговые условия ведения бизнеса не должны меняться, налоговая нагрузка на бизнес не должна увеличиваться.

Остановимся на основных, по нашему мнению, существенных изменениях в налоговой сфере, которые могут ожидать бизнес-сообщество в ближайшие три года:

налоговая амнистия на возврат капиталов: предполагается, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации. Напомним, что соответствующий Закон был подписан 8 июня 2015 г. (Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подробнее см. на с. 8);

введение льготы по налогу на прибыль для "гринфилдов" (вновь создаваемых предприятий промышленности) в пределах их капитальных затрат по аналогии с льготами, введенными на Дальнем Востоке (т.е. будет применяться нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и 10%-ная - в бюджет субъекта РФ, в результате чего общая ставка налога может составить 10% вместо стандартных 20%);

амортизационные послабления: будет рассмотрена возможность повышения порогового значения стоимости амортизационного имущества до 80 - 100 тыс. руб. Соответствующие изменения в НК РФ вносятся Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ и будут применяться к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 г.;

уточнение правил недостаточной капитализации: напомним, что в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 724609-6 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности" (далее - законопроект). Идея законопроекта заключается в следующем: правила недостаточной капитализации будут применяться при заимствовании средств: 1) у иностранных компаний с вертикальной цепочкой участия в капитале российского заемщика; 2) у лиц, взаимозависимых с такими иностранными компаниями (причем и российских, и иностранных); 3) у иных лиц, если указанные в п. п. 1 и 2 лица выступили поручителями по соответствующим сделкам (с исключением для независимых банков). Соотношения 3:1 в общем случае и 12,5:1 для банков и лизинговых компаний остаются неизменными; при этом уточнено, что понимать под лизинговой деятельностью.

При этом задолженность не должна будет подпадать под определение контролируемой задолженности, если:

1) долговое обязательство возникло перед независимым банком (в том числе иностранным);

2) в этом банке не открыты счета, вклады, депозиты взаимозависимых с российским заемщиком лиц (иностранных или российских) либо если открыты, то соответствующие денежные средства и (или) права требования не могут быть использованы в качестве обеспечения по данной задолженности, их наличие не являлось условием предоставления кредита, суммы и условия кредитования разные.

Теперь правила недостаточной капитализации будут "завязаны" на взаимозависимость по правилам ТЦО (это, например, означает переход от прежнего критерия 20% участия к 25% либо 50% каждого звена длинной цепочки владения). При этом займы от иностранных сестринских компаний подпадут под контроль, а займы от независимых банков наконец уйдут из-под контроля.

В случае принятия законопроекта в текущем году новые правила могут начать применяться с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль (т.е., например, с 2016 г.);

в отношении налогообложения природопользователей документ содержит ряд предложений, но пока не упоминает замену НДПИ на налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (либо, как его еще называют, налог на финансовый результат) на пилотных проектах. По мнению Минфина России, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра системы налогообложения. В дальнейшем будет проводиться периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживаться динамика бюджетных доходов от этого сектора для того, чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы;

в отношении налога на имущество организаций и льготирования движимого имущества финансовое ведомство признает, что новая норма, накладывающая ограничения на применение льготы (в отношении имущества, принятого к учету в результате реорганизации/ликвидации или при передаче между взаимозависимыми лицами), "привела к определенным проблемам в ее применении". Будет проводиться дальнейший мониторинг ситуации, и "возможно, по мере расширения применения налогообложения недвижимого имущества организаций по его кадастровой стоимости следует постепенно расширять безусловное применение исключения из объекта налогообложения движимого имущества";

планируется повысить в 1,2 - 1,5 раза порог по выручке, который определяет возможность уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль на ежеквартальной основе;

в отношении НДС Минфин России считает нецелесообразным ни с точки зрения бюджетной стабильности, ни с точки зрения экономики отказываться от налогообложения авансовых платежей. Вместо этого планируется упрощение порядка возмещения НДС при экспорте и другие меры по усовершенствованию исчисления этого налога. Освобождение крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по экспортируемым товарам без представления банковских гарантий;

в отношении правил трансфертного ценообразования планируется освобождение части внутрироссийских сделок от контроля по правилам ТЦО, в том числе путем повышения суммового порога по доходам от таких сделок с 1 млрд до 2 - 3 млрд руб. Также планируется ввести иные критерии для снижения объема внутрироссийских сделок, признаваемых контролируемыми;

рассматривается возможность продления срока действия и после 2015 г. нулевой минимальной величины процентной ставки между взаимозависимыми лицами (по сделкам внутри России), которую нет необходимости обосновывать с точки зрения ее рыночного уровня. Также возможно сохранение действия этой антикризисной меры на постоянной основе;

в отношении страховых взносов работодатели могут вздохнуть с облегчением - на период 2016 - 2018 гг. предполагается сохранение тарифов социальных взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 г.;

в отношении налогового администрирования Минфин России выделил следующие важные направления:

- предполагается ввести институт предварительного налогового контроля, т.е. возможность получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую только планируется совершить (проще говоря, tax rulings);

- обсуждается вопрос расширения перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет исключительно об информации о налогоплательщиках-организациях и той информации, которая в настоящее время "и так публикуется как составная часть бухгалтерской отчетности организации";

- совершенствование института КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств. Кроме того, Минфин России считает нецелесообразным продлевать ограничение на вступление в силу вновь зарегистрированных договоров о создании КГН, а также изменений в связи с присоединением к группе новых организаций;

- в отношении размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения планируется ввести автоматический обмен информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, модернизировать порядок налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов) и совершенствовать налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний. Данные меры планируется реализовывать после выработки соответствующих рекомендаций ОЭСР/"Группы двадцати" в рамках Плана BEPS.

в плановом периоде финансовым ведомством предлагается пересмотреть требования к раскрытию информации о контролируемых сделках по правилам трансфертного ценообразования с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS, а также уточнить порядок применения методов определения цен, условия, при которых внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми;

в отношении борьбы с агрессивным налоговым планированием Минфин России упомянул модификацию концепции необоснованной налоговой выгоды. Напомним, что соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Поправки запрещают покупателю вычитать расходы для целей налога на прибыль и вычитать соответствующий НДС, если основной целью хозяйственной операции была неуплата/неполная уплата налогов или их зачет/возврат из бюджета; первичные документы подписаны неуполномоченными или неустановленными лицами; продавец на самом деле не осуществлял реализацию товара (работы, услуги) или передачу имущественных прав с некоторыми исключениями.

Напомним, что Концепция необоснованной выгоды была введена в российское правовое поле Высшим Арбитражным Судом в 2006 г. (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и участники налоговых взаимоотношений, казалось бы, уже успешно ее применяют, в особенности по вопросу закупок у фирм-"однодневок". Предложенные поправки, по мнению некоторых специалистов, не вносят больше ясности в вопрос необоснованной налоговой выгоды, не дают более конкретных ориентиров, не вводят определения, в частности что такое "однодневка", какой минимальный и достаточный набор шагов должен совершить покупатель, чтобы продемонстрировать должную осмотрительность, и пр. Поэтому ожидается, что факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по-прежнему будет оцениваться именно судами на основе конкретных фактов и обстоятельств.

Более точный прогноз возможных последствий в области налоговой политики и налогового администрирования возможен после одобрения Правительством РФ Основных направлений налоговой политики в окончательной редакции.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.