С 1 июля по 31 декабря 2015 г. в России будет проводиться так называемая амнистия капиталов. Физлицам предоставляется возможность добровольно задекларировать "скрытое" от отечественных налоговых органов зарубежное имущество и банковские счета, в том числе счета, оформленные на номинальных владельцев. Декларантам, в свою очередь, гарантируют освобождение от административной, уголовной и налоговой ответственности...
Как бы там ни было, благодаря Закону от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ в России стартует амнистия капиталов. И более того - на официальном сайте ФНС уже размещено бесплатное программное обеспечение, с помощью которого можно заполнить специальную декларацию в рамках добровольного декларирования имущества (форма и Порядок ее заполнения приведены в Приложениях 1 и 2 к Закону N 140-ФЗ). В общем, все готово к запуску амнистии...
Объект декларирования
Итак, Законом N 140-ФЗ физлицам дана возможность в рамках амнистии сообщить в налоговые органы следующие сведения:
- об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого является декларант (о земельных участках, др. объектах недвижимости, автомобилях, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций);
- о контролируемых декларантом иностранных компаниях;
- об открытых зарубежных счетах;
- о банковских счетах (вкладах), если в отношении владельца счета (вклада) декларант признается бенефициарным владельцем.
Порядок и условия
Как мы уже сказали, форма специальной декларации и Порядок ее заполнения приведены непосредственно в Приложениях 1 и 2 к Закону N 140-ФЗ. Заполнять декларацию нужно в двух экземплярах. Декларация сдается в налоговый орган по месту жительства физлица (месту пребывания) или в ФНС. Сдать декларацию можно лично или через уполномоченного представителя, имеющего на то нотариальную доверенность.
К спецдекларации нужно будет приложить документы, подтверждающие указанную в ней информацию. Причем в данной части не все так просто. Так, если физлицо указывает в декларации сведения об имуществе, в отношении которого оно является фактическим владельцем, в этом случае к декларации нужно будет приложить нотариальную копию каждого из договоров номинального владения.
К декларации могут быть приложены и иные подтверждающие документы. При этом те из них, что составлены на иностранном языке, предварительно следует перевести и этот перевод заверить нотариально. Также декларант при желании в произвольной форме может пояснить источники возникновения декларируемого имущества.
Необходимо учесть, что специальную декларацию можно подать только единожды - какие-либо "уточненки" Законом N 140-ФЗ исключены.
Налоговые органы будут не вправе отказать в принятии декларации при соблюдении требований к форме и порядку подачи декларации и приложений к ней. Отметим, что одна из основных целей Закона N 140-ФЗ - вернуть "заморские" капиталы граждан в поле зрения налоговых органов. Между тем это вовсе не означает, что весь задекларированный капитал должен быть возвращен в РФ. Согласно ст. 6 Закона N 140-ФЗ репатриация движимого имущества обязательна только в случае его нахождения в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ или же в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ.
Гарантии
Теперь, пожалуй, переходим к самому важному вопросу. А именно к гарантиям, которые предусматриваются для декларантов. А им гарантируется освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности (по деяниям, совершенным декларантом и/или номинальным владельцем до 1 января 2015 г.). Также в Законе N 140-ФЗ отмечено, что данные из спецдекларации признаются налоговой тайной. Кроме того, установлено, что факт представления этой спецдекларации не может быть использован в качестве доказательства в рамках уголовного дела, дела об административном и (или) налоговом правонарушении. Кроме того, Законом от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ внесены поправки в ст. ст. 88 и 89 Налогового кодекса, суть которых сводится к тому, что представленная спецдекларация и (или) прилагаемые к ней документы не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки. На ее основе не может быть вынесено и решение о проведении выездной налоговой проверки на основе специальной декларации.
Без "но" здесь все же не обошлось. Гарантии в части освобождения от ответственности предоставляются только в случае, если на момент представления спецдекларации в отношении декларанта не было возбуждено уголовное дело (производство по делу об административном или налоговом правонарушении).
Куда текут капиталы
Не будем спорить с очевидным фактом, что государство заинтересовано в возвращении капиталов в страну. Вместе с тем анализ итогов проведенных амнистий (и не только в РФ) говорит о том, что они дают минимальный стабильный эффект на налоговые поступления. Кроме того, в данном случае представляется, что Закон об амнистии капиталов имеет и ряд существенных недостатков. Амнистия краткосрочна - при том, что от декларантов требуется довольно весомый пакет документов, которые нужно еще перевести и нотариально заверить. То есть временные затраты декларантов законодателем не учтены. Кроме того, Закон N 140-ФЗ содержит слишком много "но". Ну и наконец, думается, что куда больший эффект возымела бы амнистия... в виде освобождения от ответственности за все совершенные правонарушения, к примеру, опять же до 1 января 2015 г. Раз уж амнистия проводится один раз, так пусть бы под нее подпали все граждане, а не только те, кто принес спецдекларацию в налоговый орган. Тогда, возможно, и бизнес бы поверил, что инвестиционный климат в нашей стране налаживается. Ведь капиталы текут прежде всего туда, где созданы условия для их безопасного размещения и существования.