"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Важным послаблением для некоторых категорий налогоплательщиков является возможность уплачивать налоги в рассрочку, которая предоставляется Налоговым кодексом. В порядок ее предоставления внесены небольшие изменения Федеральным законом от 08.03.2015 N 49-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 61 НК РФ срок уплаты налога и сбора может быть изменен в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. В соответствии с п. 1 ст. 63 НК РФ по различным налогам право принимать решения об изменении сроков их уплаты предоставлено разным государственным органам.
Так, по федеральным налогам и сборам данное решение принимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС, но не по всем таким налогам и не во всех случаях. Исключения до сих пор предусматривались в отношении:
- налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (уполномоченный орган - ФТС);
- государственной пошлины (органы, совершающие юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина);
- НДФЛ, подлежащего уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами (налоговые органы по месту жительства этих лиц);
- налога на прибыль организаций, уплачиваемого по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональных налогов в части решений об изменении сроков их уплаты в форме инвестиционного налогового кредита (органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ).
Такие права предоставлялись соответствующим органам пп. 3, 4, 6 и 7 п. 1 ст. 63 НК РФ.
Кроме того, в определенных случаях решение о переносе сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством РФ и Министром финансов РФ (п. п. 4 и 5 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 64, ст. 64.1 НК РФ).
Если в соответствии с бюджетным законодательством РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений уполномоченных органов, указанных в п. 1 ст. 63 НК РФ, в том числе ФНС, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.
Примечание. Федеральный закон N 49-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 09.03.2015 и с этой даты вступил в силу.
Теперь согласно Федеральному закону N 49-ФЗ утратили силу п. п. 4 и 5 <1> ст. 63 НК РФ. Это значит, что теперь ФНС будет уполномоченным органом и в отношении переноса срока уплаты любой государственной пошлины.
--------------------------------
<1> Законодатели, видимо, забыли, что этот подпункт уже утратил силу на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Также абз. 2 п. 1 ст. 64 НК РФ предусмотрено, что отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет. До сих пор было ограничение, заключавшееся в том, что решение об отсрочке или рассрочке такой продолжительности может быть принято только Правительством РФ.
Теперь это ограничение снято: отсрочку или рассрочку на такой срок может установить именно тот орган, который принимает решение о ее предоставлении.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 1 ст. 64 НК РФ можно было получить отсрочку или рассрочку большей продолжительности - до пяти лет по решению Министра финансов РФ. Порядок и условия этой процедуры описывались в ст. 64.1 НК РФ.
Теперь такие долгие отсрочки и рассрочки не будут предоставляться (утратили силу абз. 3 п. 1 ст. 64 и ст. 64.1 НК РФ).