Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование общей теории права в России



Право возникает в обществе каксоставная часть культуры,

поэтому право невозможно понять, как в целом, так и в теоретических формах его выражения, вне социокультурного контекста, а следова­тельно, вне истории.

Огромное влияние на формирование русской правовой культуры и русской правовой идеологии оказало византийское православие, принятие которого почти совпало по времени с возникновением Древнерусского государства. Православная культура по своему замыс­лу представляет собойцелостное, интегральное явление, в котором социальные противоречия частного и общего снимаются в высшем синтезе, основанном на приоритете духовных ценностей. Ее соци­альным выражением являлось стремление к такой коммуникации, ко­торая, не ограничиваясь формальным (правовым) взаимодействием, предоставляла бы возможности для духовного взаимопонимания, ос­нованного на со-чувствии, со-участии и со-переживании. Этим объяс­няется со-бытийный, антииндивидуалистический, коммуникативный дух русской культуры, соборное начало в ее философии и общин-ность в социальной практике. Сциентизм (одностороннее увлечение наукой) также не соответствовал ее основной направленности. Наука находила свое завершение в философии, в которой на первое место выдвигалась не гносеологическая (теоретико-познавательная), а онто­логическая (бытийственная) и аксиологическая (ценностная) про­блематика, рассмотренная в мировоззренческом аспекте. Для рус­ской ментальности первоочередным был не вопрос о том, как мы можем познавать, а вопрос о том, для чего нужно познание и для чего вообще следует жить. Философия права (а первоначально — философия закона) долгое время существовала в России вне своего научного, теоретического основания.

Первые теоретические знания о праве начали складываться в России относительно поздно— в XVIII в., когда были учреждены Российская Академия наук и университеты, где начали преподавать юридические дисциплины. Русское правоведение первоначально ограничивалось усвоением того, что уже было разработано юриди­ческой наукой Запада. С университетских кафедр преподавались учения Г. Гроция, Т. Гоббса, С. Пуфендорфа, X. Вольфа, Ш. Монтескье,


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Ж.-Ж. Руссо, И. Канта. Однако собственно теории права тогда еще не было. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины — философии права. Последняя ис­следовала не столько теоретические основы позитивного права, сколько право, каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных (нравственных, религиозных) критериев, т. е. имело своим предметом то, что исторически получило название естественного права.

С философией права сближалась возникшая позжеэнцикло­педия права — дисциплина, под которой первоначально подразу­мевался краткий обзор юридических наук в виде механического сое­динения воедино разрозненных сведений о праве. Энциклопедия права получила со временем значение самостоятельной юридической дисциплины, теоретически обобщающей выводы юридических наук. В этой своей роли энциклопедия права в XIX в. зачастую отождест­влялась с общей теорией права, чему способствовали упадок влияния философии права и развитие юридического позитивизма (правового этатизма).

Возникновение и развитие в Россииобщей теории права было вызвано практическими потребностями систематизации законода­тельства вследствие осуществления в 60-е годы XIX в. реформ Александра II. Необходимо было в первую очередь разработать теорию государственно-организованного права (права, создаваемого государ­ством). Данное обстоятельство хронологически совпало с фазой уси­ления позитивистских настроений в обществе и ослабления религиоз­ной культуры, что и обусловило развитие теории права на основе правового этатизма, уделяющего основное внимание изучению правовых норм, закрепленных в нормативных актах государства. Само право понималось как совокупность таких норм, установлен­ных и защищаемых государством. Подобное понимание права назы­вается в литературе такжеюридическим позитивизмом илиюри­дической догматикой.8

8 Необходимо иметь в виду, что позитивизм в праве далеко не всегда прини­мает этатистское обличие, а правовой этатизм далеко не всегда нуждается в теоре­тической поддержке позитивизма. Кроме того, юридической догматике может при­даваться принципиально иное значение, не связывающее ее ни с позитивизмом, ни с этатизмом.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.