Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Исторические и современные типы правопоиимания



недостатки. Все они проистекают из взгляда на право как на объект, противостоящий субъекту и существующий независимо от него: че­ловек в таком случае не может каким-либо образом влиять на естест­венное право; существование естественного права не зависит даже от того, знает ли вообще кто-либо о том, что такое право существует. При этом внимание исследователя акцентируется лишь на идеальной и ценностной составляющей права как абстрактного должного, ото­рванного от реальности, от сущего, от жизненного мира человека. Следствием такой односторонней установки явились, с одной сто­роны, невозможность отделить естественное право от правосознания и от морали, что было особенно характерно для четвертой редакции юснатурализма; с другой — невозможность объединить естественное и позитивное право для устранения неприемлемого правового дуа­лизма, выражающегося в удвоении понятия права из-за наличия раз­личных его признаков. Ведь если право как специфическое явление обладает собственным набором отличительных признаков, то они должны быть присущи как естественному, так и позитивному праву. Однако в юснатурализме естественное право предстает как явление, в своих сущностных чертах отличное от права позитивного.

Вместе с тем длительность и непрерывность естественно-пра­вовой традиции, ее периодическая актуализация — факт, нуждаю­щийся в объяснении. Очевидно, что данное правопонимание отра­жало определенные аспекты бытия права, выходящие за рамки его конкретного исторического типа.

1. В юснатурализме впервые была представлена, хотя и не по­лучила удовлетворительного разрешения, идея самостоятельного бытия права, не сводимого к воле государства.

2. В юснатурализме была также предпринята попытка объяс­нить тот исторический факт, что наряду с изменчивостью отдельных правовых норм в праве существует нечто постоянное и неизменное, переходящее из одной системы в другую, — некие основополагающие правовые принципы, идеи и отношения, которым придавалось зна­чение естественно-правовых.

3. В рамках юснатурализма впервые была поставлена проблема Ценностного обоснования права как необходимого условия его (пра­ва) бытия и эффективного социального действия. Однако, устано­вив неразрывную связь права с основополагающими ценностями

-'• 43


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

культуры, юснатурализм, особенно в третьей его редакции, ошибоч­но свел право к набору ценностей, характерных исключительно для западноевропейской правовой культуры.

II. Этатистский (фр. Etat— государство)подход, как и юсна­турализм, относится к классическим типам правопонимания, сфор­мировавшимся в рамках классической научной рациональности.

Историческими предпосылками возникновения этатизма яви­лись взаимосвязанные процессы формирования западноевропейских абсолютистских государств и кодификации национальных законо­дательств (XVI-XVII вв.). Данный тип правопонимания возникает как результат утраты правовой культурой своего религиозного зна­чения, в результате чего государство стало пониматься исключительно как рациональное творение человеческих рук, а право — как выра­жение воли государства.2 Этатизм, таким образом, представляет собой идейную противоположность юснатурализму — типу правопонимания, характерному для мифологической или религиозной культуры.

Развитие правового этатизма продолжилось на основе методо­логиинаучного позитивизма — философского направления, воз­никшего в 30-е годы XIX в. Его основатель — французский мысли­тельО. Конт (1798-1857), вслед за немецким философом И. Кантом, полагал, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому и наука не должна претендовать на раскрытие причин явлений, а должна заниматься лишь описанием и систематизацией

2 Истоки такого правопонимания, отождествляющего право и закон, и идей­ную борьбу вокруг него можно найти уже в античной правовой культуре. У Ксено-фонта, например, приводится следующий характерный диалог между Алкивиа-дом и Лериклом:

«Скажи мне, пожалуйста, Перикл, — спрашивает Алкивиад, — можешь ли ты меня научить, что такое закон?

— Конечно, — отвечает Перикл. — Закон есть все то, что народ, собравшись и одобрив, начертал, дабы определить, что следует делать и чего не следует.

— А если не народ, а, как это бывает в олигархиях, только немногие собира­ются и устанавливают, что это такое?

— Все, что господствующая в государстве власть установит, то и называет­ся законом.

—Значит, если что и тиран установит, и это будет закон?

—Да, и это называется законом.

— Но в таком случае, что же такое насилие и беззаконие? — спрашивает Алкивиад. — Не то ли, когда сильнейший не убеждением, а силою принуждает слабейшего делать то, что первому угодно..?».


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.