Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Исторические и современные типы правопопимапия



ГЛАВА II

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Классические типы правопонимания

Историческим типам научной рациональности соответствуют исторические типы правопонимания. Тип правопонимания отра­жает парадигмальные черты современной ему научной картины мира и, несмотря на реальное многообразие вариантов правопонимания, принадлежащих к одному историческому типу научной рациональ­ности, их объединяют общие онтологические, гносеологические и аксиологические установки, формирующие типичные теоретические представления о правовой реальности.

Правопонимание — результат какрационального, теорети­ческого осмысления права в его онтологической (бытийной) сущно­сти, так и следствие егоиррационального (эмоционального, цен­ностного, социокультурного) восприятия, так как понимание права всегда происходит в социокультурном контексте жизненного мира субъектов (о понятии жизненного мира см. § 2).

Тип правопонимания — это формирующийся в рамках опре­деленной культуры образ права, который характеризуется как пара-дигмально обусловленными теоретическими признаками права, так и культурно обусловленным практическим (ценностным) отношением к праву. Исходя из этого можно выделить два основания для класси­фикации типов правопонимания:практическое и теоретическое.

Практическое Правопонимание существует в общественном правовом сознании и правовой культуре в виде особогоценностногоотношения к праву, характеризуемого специфическим социокультурным


Глава II. Исторические и современные типы правопоиимания

правовйдением и правочувствованием. Каждая цивилизация имеет собственное ценностное (практическое) Правопонимание. Так, всин­хронном аспекте можно выделить, например,практическое Пра­вопонимание Востока и Запада, а в диахронном — идеациональ-ный (религиозный),чувственный (светский) иидеалистический(включающий в себя черты как первого, так и второго) типы практи­ческого правопонимания (терминология П. А. Сорокина).Система­тизированное практическое Правопонимание выступает в форме правовой идеологии, несистематизированное — имеет форму правовой психологии.

Теоретическое Правопонимание характеризуется стремлением представить понимание права в виде научной теории. Постнеклас-сическое теоретическое Правопонимание стремится получить наи­более общие и достоверные правовые знания путем исключения ис­торически сложившихся ценностных правовых представлений, поскольку они отражают не общее в праве, а лишь его конкретные социокультурные особенности.

Историческое развитие типов правопонимания показывает, как изменения типов научной рациональности влекли за собой изменения в правопонимании.

В рамкахклассического типа научной рациональности, пред­посылки которого относят еще к эпохе античности, сформировалось три основных теоретических варианта правопонимания:естественно-правовой, этатистский и социологический.

I. Естественно-правовой вариант, илиюснатурализм (лат. jus — право; natura — природа), — один из древнейших вариантов правопонимания. Он отражает характерные для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном (законосообразном) устроении мира, природы, космоса. Согласно такому представлению миром правит закон, постигаемый челове­ческим разумом через усмотрение закономерного устроения универ­сума. Все, что существует в мире, существует закономерно, и это относится как к устроению всей Вселенной, включая мир животных, так и к устроению человеческого мира, в том числе права. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, создаваемого государством), постулировалось существование постоянного и неизменного, совершенного естественного (природного)


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

закона, именовавшегося также естественным правом. В силу припи­сываемого ему совершенства естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нрав­ственности и гуманизма.

Однако представления о сути естественного права менялись вместе в развитием общества и развитием научного знания. Для античной правовой мысли было характерно восприятие мира как упорядоченного целого, космоса, которому противостоит хаос. Со­ответственно естественное право отождествлялось с разумнымиза­конами природы, которым подчиняется все живое — и люди, и звери. Таковы естественные законы, заставляющие людей защищать соб­ственную безопасность и свое имущество, вступать в брачные союзы, иметь детей и заботиться о них и т. д. Фактически естественное право отождествлялось с естественной закономерностью, такой же, как, например, рождение и последующая смерть (так называемаяпервая редакция естественного права).

Подобное правопонимание было характерно, например, для древнеримских мыслителей и юристов. Философы того времени стре­мились отождествить «право народов» с «правом природы». Стоики определяли естественное право как нравственный кодекс, заложенный в человека «природным разумом». Природа, считали они, представ­ляет собой соразмерную разуму систему, в котором все вещи про­никнуты логикой и порядком; этот порядок, спонтанно развиваю­щийся в человеческом обществе и достигающий самосознания в человеке, и есть природное, или естественное, право. Цицерон вы­разил эти представления в следующем пассаже: истинный закон — это правильный разум, согласный с природой, обнимающий всю Вселенную, неизменный, вечный. Мы не можем ни противостоять этому закону, ни изменить его. Этот закон один — для Рима и Афин, для настоящего и будущего. Он есть и будет непреложен для всех времен и народов. Тот, кто не подчиняется ему, отрицает самого себя и свою природу.

В европейской культуре Средневековья естественное право полу­чилотеологическое (божественное) обоснование (вторая редакция естественного права). Естественное право трактовалось как воля Бога, которая находит отражение вчеловеческом разуме и в Свя­щенном Писании (ярким примером такого правопонимания являются


Глава II. Исторические и современные типы правопопимапия

творения знаменитого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (я; 1225-1274)). Согласно данному подходу, право есть неотъемле­мый элемент миропорядка; оно столь же вечно и неуничтожимо, как и само мироздание. «Мир немыслим без закона, будь то мир приро­ды или мир людей. Право — основа всего человеческого общества, на нем строятся отношения между людьми... Всякий род живых су­ществ и даже вещей имеет свое собственное право — это обязательное качество любого божьего творения (поэтому ответственность за про­ступок могла быть возложена не только на человека, но и на животное и даже на неодушевленный предмет). Способ бытия и поведения всех существ определяется их статусом. Таково средневековое понимание естественного права, получающего религиозную интерпретацию универсального закона вселенной (выделено нами.—Авт.)».'

В результате десакрализации средневековой европейской куль­туры уже в Новое время (в XV1I-XVIII вв.) возникаетиндивидуа­листическая интерпретация естественного права(третья редакция естественного права). Естественное право было отождествлено с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекали из его природы. Весь перечень этих прав, по мысли представителей юснатурализма, можно было прямо вывести из человеческого разума, и он имел исчерпывающий, постоянный и неизменный характер, как постоянны и неизменны законы разума. Подобная рационалистически-гуманистическая интерпретация естественного права, соответствую­щая классическому типу научной рациональности, доминирует в общественном правосознании Запада и сегодня.

Наконец, уже в конце XIX в. под влиянием идей формирующе­гося неклассического типа рациональности значительное распрост­ранение получает интерпретация естественного права как некоего правового идеала, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву. Этот идеал понимался как совокупность нравственных требований к действующему в государ­стве праву(четвертая редакция юснатурализма).

Несмотря на свое многообразие, классические концепции ес­тественного права имеют сходство в основных моментах, отражаю­щих характерные особенности классического типа рациональности.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 179.


4-1351


 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

1. Естественное право как правосовершенное противопостав­ляется несовершенному праву, искусственно создаваемому государ­ством. Соответственно для всех версий юснатурализма характерен дуализм естественного и позитивного права, соответствующий дуа­листической (лат. dualis — двойственный) установке классической науки, исходившей из противопоставления субъекта познания и при­роды как существующей без человека реальности.

2. Закономерным следствием характерного для классической науки противопоставления субъекта и объекта познания является трактовка естественного права как существующего независимо от государства, общества и сознания человека, как своего родаобъек­тивной реальности, в создании которой субъект не принимает ни­какого участия. Предполагалось, что разум человека, формулируя универсальные нормы естественного права, не создает ничего суб­станциально нового, он лишь открывает содержание, которое либо уже заложено в природе человека, либо существует в объективном порядке бытия,

3. Характерное для юснатурализма предположение о том, что человеческий разум безошибочно открывает не что-нибудь, а именно «подлинное», «естественное» право, также являлось выражением классических представлений о рациональности, в соответствии с которыми познающий субъект может действовать как «чистый ра­зум», исключив из акта познания какую-либо субъективность.

4. Естественное право интерпретируется какпостоянное и не­изменное, не подверженное «порче», что соответствовало представ­лениям классической науки о статичности, вневременном характере исследуемых ею объектов, состояния которых в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы.

5. Подобно претензиям классической науки получить един­ственно истинную и абсолютно точную картину реальности, есте­ственное право как истинное право обладало свойствомуниверсаль­ности, социокультурной общезначимости.

6. Естественное право, являясь выражением разумности миро­здания, предполагаемой классической наукой, предстает как право разумное и открывается человеку через его разум.

Естественно-правовому подходу, как и любому одностороннему (классическому) теоретико-правовому подходу, присущи существенные


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.