Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Исторические и современные типы прапопопимапия



«На высшей фазе коммунистического общества, — писал К. Маркс, — после того, как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и произво­дительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Марксизм создал одну из великих утопий человечества.12 В этой своей части он показал свою несостоятельность. Но у марксизма, помимо общеизвестных «грехов», есть и бесспорные заслуги. В рамках рассматриваемой проблематики — это выявление ограниченности и относительности социокультурных ценностей любого общества (в первую очередь буржуазного), выявление значения идеологий в социальной жизни и особенно идея, что социальный мир, в котором живет человек, является порождением его деятельности. Эта идея становится одной из ключевых в западной социологии и очень вы­соко ценится школой феноменологической социологии (см. об этом главу III «Правогенез»),

В первые годы советской власти продолжали пользоваться «науч­ным кредитом» и идеи Л. И. Петражицкого, правда, в сочетании с марксистской социологией. Так, теорию классового права с пози­ций психологической теории права разрабатывал М. А.Рейснер,принципиальные идеи психологической школы разделял иЯ. М. Ма-газинер.

В конце 30-х годов в СССР возобладалаэтатистская точка зрения на право, одним из основных идеологов которой явился «рупор» И. В. СталинаА. Я. Вышинский (1883-1954), в то время — проку­рор СССР. Согласно его определению,право — это «совокупность правил поведения, выражающихволю господствующего класса,установленных взаконодательном порядке, а такжеобычаев и пра­вил общежития, санкционированных государственной властью,

12 В работе П. И. Новгородцева «Об общественном идеале» прекрасно пока­зано, что достичь описываемого в марксизме состояния общества в рамках исто­рии невозможно.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

применение которых обеспечиваетсяпринудительной силой государ­ства в целях охраны, закрепления и развития общественных отноше­ний и порядков, выгодных и угодныхгосподствующему классу».13

Все правоведы, теории которых не вписывались в эту концеп­цию, были причислены к «троцкистско-бухаринской банде» и реп­рессированы. Сформулированное таким образом классовое и эта-тистское понятие права сохраняло значение безусловной догмы вплоть до смерти И. В. Сталина в 1953 г.

С середины 1950-х годов в советской науке предпринимались попытки противопоставить«узконормативному» пониманию права его«широкую» концепцию — как единстваправовой нормы и правоотношения (С. Ф. Кечекьян, А. А. Пионтковский), единства объективного и субъективного права (Л. С. Явич), совокупности правовых норм, правоотношений и правосознания (А. К. Сталь-гевич, Я. Ф. Миколенко).

Тенденции, направленные на модернизацию правопонимания, получили дальнейшее развитие в последние годы существования советского права. Так, академик В. Н. Кудрявцев, профессоры А. М. Ва­сильев и В. П. Казимирчук писали: «Идея многоаспектного, много­стороннего подхода к праву ныне, видимо, наиболее точно отражает общие усилия ученых по его изучению. Каких бы взглядов на право они ни придерживались, все — против односторонности. И жизнь подтвердила это, показав, что рассмотрение правовых проблем, на­пример, с позиций конкретной социологии, с информационной сто­роны или со стороны социально-психологической, позволяет подойти к раскрытию новых черт права, обогащая соответственно его понятие. Именно путем раскрытия новых отношений, сторон, черт и проис­ходит процесс углубления понятия права... Возникает потребность восстановить на более широкой теоретической основе расчлененное анализом единство всех правовых сторон, с помощью синтеза пред­ставить право как целое, показав суть взаимодействия его сторон, место и меру каждой их них. В этом, как представляется, состоит задача и смысл современного правопонимания.

13 Вышинский А. Я. Основные задачи науки советского социалистического права// Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938. С.183.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.