5.1. Машинист обязан заявить о необходимости проведения контрольной проверки тормозов в случаях:
· выявления неэффективности автоматических тормозов при проверке их действия в пути следования;
· повторного торможения грузового поезда из-за самопроизвольного срабатывания автотормозов в составе;
· при чрезмерных реакциях в поезде в режиме торможения при управлении автоматическим тормозом, угрожающих разрывом поезда или комфорту пассажиров;
· при длительном отпуске тормозов, угрожающем заклиниванием колёсных пар или срывом графика движения поездов;
· при заклинивании колёсных пар вагонов или при обрыве автосцепки.
· при обнаружении в составе пассажирского поезда ползунов.
5.1.1. В случае необходимости проведения контрольной проверки тормозов машинист обязан заявить об этом диспетчеру участка, непосредственно, или через дежурного ближайшей станции, начальнику поезда.
Машинист совместно с диспетчером участка определяют, на которой станции будет проводиться контрольная проверка тормозов. Дальнейшее движение поезда осуществляется на основе регистрируемого приказа.
Контрольная проверка выполняется в полном соответствии п.п. 19.2. и 19.3. "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава Ж.Д. РФ" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 от 16.05.94
После выполнения контрольной проверки тормозов составляется совместный акт в 3-х экземплярах.
5.2. Машинист обязан немедленно остановить поезд служебным торможением в случае получения информации об искрении в составе поезда при отпущенных тормозах. На остановке совместно с начальником поезда произвести осмотр всех вагонов в составе поезда.
5.2.1. При обнаружении в составе поезда заторможенного вагона или вагонов прежде, чем приступать к устранению неисправности, машинист совместно с начальником поезда обязан проверить положение ручного тормоза по расположению валика горизонтальной рычага в проушине тяги (см. рисунок), концевых кранов, состояние тормозной магистрали и рычажной передачи вагона.
5.2.1.1. Если после этих операций тормоз не отпустил, причину нужно искать в рычажной передачи. Причиной неотпуска может быть потеря подвижности отдельных звеньев рычажной передачи. Разъединить рычажную передачу в одном месте, для чего надо, предварительно расшплинтовав, выбить один из валиков, соединяющих тяги и рычаги передачи.
5.2.2. После устранения неисправности машинист совместно с начальником поезда обязаны осмотреть поверхность катания колесных пар, после чего, протянуть состав на 1-2 м и произвести повторный осмотр.
По результатам осмотра вагонов решение о возможности и условиях дальнейшего безопасного следования поезда принимает начальник поезда (или работник, исполняющий его обязанности), который сообщает это своё решение машинисту локомотива.
5.2.3. В случае обнаружения на поверхности катания колесных пар ползунов небраковочных размеров машинист обязан отключить электропневматический тормоз на локомотиве и следовать с применением автоматического тормоза до ближайшей станции, имеющей ПТО вагонов. В пути следования стараться избегать частых торможений.
5.2.4. После прибытия поезда на станцию, имеющую ПТО вагонов, осмотрщик вагонов обязан осмотреть и произвести замер ползунов, после чего с оборотной стороны справки ф. ВУ-45 указать их наличие, величину и номер вагона.
5.3. В случае отказа тормозов у отдельных вагонов в пути следования поезд может быть отправлен с промежуточной станции с тормозным нажатием менее, установленных норм, до ближайшей станции, где имеется ПТО вагонов. При этом ДСП станции выдает машинисту предупреждения об ограничении скорости движения.
5.3.1. В этих случаях скорость движения должна быть уменьшена на 2 км/час на каждую тонну недостающего тормозного нажатия на 100 т веса для поездов, обращающихся со скоростями:
· от 121 км/час до 160 км/час при нажатии не менее 68 тс на каждые 100 т веса поезда;
· до 120 км/час при нажатии не менее 45 тс на каждые 100 т веса поезда;
· грузопассажирский поезд при нажатии не менее 38 тс на каждые 100 т веса поезда.
Определенную таким образом скорость округлить до кратного пяти наименьшего значения.