4.1. Машинист (пом. машиниста) обязан применить все имеющиеся на локомотиве средства для экстренной остановки на любом профиле пути, если требуется немедленная остановка поезда.
Экстренная остановка выполняется в полном соответствии с положениями п. 10.1.21. "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава Ж.Д. РФ" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 от 16.05.94:
· краном машиниста усл. № 395 путем перевода ручки в VI положение;
· комбинированным краном с ведущего или ведомого локомотива путем перевода ручки в экстренное положение;
· применением рукоятки «СТОП» усл. № 1203,1204 (по эл. схеме);
· на локомотивах, оборудованных аппаратурой КЛУБ-У – выключением ЭПК.
4.2. Машинист (помощник машиниста) обязан немедленно применить все имеющиеся на локомотиве средства для экстренной остановки поезда, если:
· при проверке действия автотормозов после ступени торможения начальный эффект не был получен в течение 10 сек в пассажирском (скором), почтово-багажном поезде или в течение 20 сек в грузопассажирском поезде (п. 10.1.2. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· при проверки действия автотормозов в не установленных местах и выявления неудовлетворительной их работы по времени снижения скорости движения (от момента перевода ручки крана машиниста усл. № 395 до момента снижения скорости на 10 км/час время превысило 20 сек). (п. 10.1.6. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· произошло срабатывание клапана автостопа (КОН, КУПОЛ) или выполнено торможение стоп-краном или произошло нарушение целостности тормозной магистрали в поезде; (п. 10.1.13. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94)
· произошел отказ тормозов в поезде. Отказ тормозов – это не получение начального эффекта после первой ступени торможения в пассажирском (скором), почтово-багажном поезде в течение 10 сек; грузопассажирском в течение 20 сек. (п.10.1.14. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· произошло погасание сигнальной лампы ЭПТ или самопроизвольный отпуск ЭПТ при следование на сигнал, требующий остановки или при приближение к предельному столбику;
· произошло погасание сигнальной лампы ЭПТ или самопроизвольный отпуск ЭПТ при следование на остановку, где расписанием предусмотрена посадка и высадка пассажиров (погрузка, выгрузка багажа или почты);
· произошло внезапное перекрытие путевого светофора на запрещающий сигнал;
· произошло внезапное появление «КЖ» огня на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) при недостаточной видимости путевого светофора;
· произошло внезапное появление на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) "КЖ" огня при следовании по неправильному пути по локомотивной сигнализации;
· существует угроза наезда на людей, крупных животных; воспринят сигнала остановки или внезапно возникшее препятствие (п. 16.39. ЦРБ-756 от 26.05.00);
· в зимний период времени при подходе к станциям или запрещающему сигналу путевого светофора после первой ступени торможения (ПТ или ЭПТ) не получен тормозной эффект на расстоянии 200 – 250 м от момента перевода ручки крана машиниста №395 в V положение (п. 18.4.9. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· произошло внезапное появление на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) «Б» огня в условиях ограниченной видимости находящегося впереди нерегулируемого переезда.
При этом – если после остановки поезда и за время отпуска тормозов «Б» огонь на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) не сменится на более разрешающий и видимость переезда будет хорошая, то действовать согласно п. 1.3. ИДП (ЦД-790), а в остальных случаях вести поезд со скоростью не более 20 км/час с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться перед внезапно возникшим препятствием;
· при восприятие сигнала «два красных буферных фонаря» локомотива встречного поезда или получения информации по радиосвязи от машиниста встречного поезда о срабатывании тормозов или устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС) в составе его поезда.
4.3. После остановки с применением средств экстренной остановки, машинист, по радиосвязи, обязан немедленно сообщить о случившемся ДСП ближайшей станции или ДНЦ участка, а также машинистам вслед идущих поездов и начальнику поезда.
4.4. Если экстренное торможение применено после торможения стоп-краном в вагоне поезда или нарушения целостности тормозной магистрали, то машинист может возобновить движение только после выяснения причин торможения и устранения неисправности.
4.5. Машинист должен привести в движение поезд только после доклада начальником (механиком-бригадиром) об отпуске тормозов на каждом вагоне. После приведения поезда в движение машинист должен вести поезд со скоростью не более 25 км/час на расстоянии 1000 м от места остановки.
4.6. При сдаче локомотива после выполнения ТО-1 машинист обязан произвести запись в «Журнале технического состояния локомотива» ф. ТУ-152 о применении экстренного торможения следующего содержания:
«При обслуживании п. № __ было применено экстренное торможение. Осмотреть колесные пары».
4.7. При наезде на людей скоростным поездом, следующего со скоростью движения 141 км/час и выше или обнаружение на пути (в полосе отвода) пострадавшего человека – машинист, не останавливая поезд, обязан немедленно сообщить по радиосвязи о случившемся ДСП ближайшей станции или ДНЦ участка. (Указание № Г – 8181 от 28.03.84 г).