Температуру нагрева проверяют на ощупь рукой или специальными термометрами в случаи оснащения локомотива таковыми. Признаками перегрева подшипникового узла является подгорание и изменение цвета окраски его, вытекание смазки и т. п.
Максимальная температура нагрева подшипниковых узлов, определяемая на корпусе узла в нагруженной зоне, не должна быть более 80*С. Обычно температура узлов превышает температуру окружающей среды на 20-35*С (у тяговых двигателей до 50*С).
Нагрев буксы электровоза, кроме неисправности подшипникового узла, может происходить по причине:
1) Неисправности устройства отвода тока (только на электровозах серии ЧС2т, расположенные на третьей и четвёртой колёсной паре с обеих сторон).
2) Неисправности датчика поворота угла (скорости), расположенного на электровозах серии ЧС2т на первой и шестой колёсной паре со стороны места машиниста в кабине. На электровозах серии ЧС200/6 на первой, второй колёсной паре справой стороны от кабины №1 и соответственно на восьмой, седьмой колесных парах от кабины №2.
При нагреве корпуса устройства отвода тока или корпуса датчика поворота угла (скорости), их демонтируют и укрепляют проволокой к кронштейну цилиндрической пружины первичного рессорного подвешивания, а место демонтированного устройства закрывают фанерой или картоном, закрепляя болтами от демонтированного устройства.
При обнаружении повышенного нагрева подшипникового узла (буксового, редукторного или тягового двигателя) убедиться в возможности дальнейшего следования с поездом, отключить соответствующий тяговый двигатель и тормозной цилиндр, довести поезд до ближайшей станции на пониженной скорости, наблюдая за неисправным узлом. На станции произвести более детальный осмотр и принять решение о возможности дальнейшего следования и его порядке.
Охлаждение подшипниковых узлов снегом или водой ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Образования ползунов (наваров) на колёсных парах.
При обнаружении локомотивной бригадой или получении сообщения о том, что в поезде прослушивается характерный звук ползуна (навара), машинист обязан произвести остановку поезда служебным торможением. Осмотреть состояние тормозной рычажной передачи на предмет не отпуска тормоза. При необходимости произвести отпуск тормоза или отключение неисправной тележки.
Тщательно осмотреть поверхность катания колёс на наличие ползунов или наваров с обязательной протяжкой состава со скоростью не более 3 км/час на расстояние не менее 50 метров. При обнаружении ползуна (навара) глубину (высоту) его измеряют абсолютным шаблоном. При отсутствии шаблона глубину ползуна определяют по его длине:
Длина ползуна для колес диаметром
Глубина ползуна в мм.
Диаметр колеса 1250 мм.
Электровоз
Полный банд
Диаметр колеса 1220 мм.
Электровоз
Средний банд
Диаметр колеса 1050 мм.
Вагон
Полный
Диаметр колеса 1010
мм.
Вагон
средний
71 мм
70 мм
65 мм
64 мм
100 мм
99 мм
92 мм
90 мм
141 мм
139 мм
129 мм
127 мм
173 мм
171 мм
158 мм
155 мм
244 мм
241 мм
223 мм
219 мм
Допускаемые скорости в зависимости от глубины ползуна:
Величина ползуна навара
Условие и скорость следования
Локомотив с бандажными колесными парами
Пассажирские вагоны с цельнокатаными колесными парами
До 1мм
До 1мм
Скорость установленная
------
От 1 до 2 мм (вкл), в пасс поезде, навар от 0,5 до 2 мм (вкл)
До ПТО имеющего средства для замены колесных пар Пасс. – скорость не выше 100 км/ч Груз. – скорость не выше 70 км/ч
От 1 до 2 мм (вкл)
От 2 до 6 мм (вкл)
До ближайшей станции со скоростью не выше 15 км/ч, где колесная пара вагона должна быть заменена
От 2до 4 мм (вкл)
От 6 до 12 мм (вкл)
До ближайшей станции, со скоростью не выше 10 км/ч, где колесная пара вагона должна быть заменена
Свыше 4 мм
Свыше 12 мм
До ближайшей станции со скоростью не выше 10 км/ч, притом исключить возможность вращения колесной пары через заклинивание или иной способ транспортирования. ТЭД поврежденной колесной пары отключить (запрещается вывод локомотива без отцепки от поезда). При выводе локомотива с перегона путем скольжения колёсной пары на тормозных башмаках необходимо производить смазку рельсов, обеспечивающую скольжение во избежание схода, не допускать скольжение колесной пары на тормозном башмаке по наружному рельсу кривой и стрелочным переводам.