Существенным условием становления и развития демократического правового государства является проведение выборов как единственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоупр-я. Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности. Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я.
Ф-ции выборов:
1. Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоупр-я.
2. Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.
3. Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.
4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.
5. Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.
6. Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
Вышеназванные ф-ции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически.
Виды выборов:
1. Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и др. должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (напр., в США), правительства, судьи и др.
2. Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщимивыборы явл-ся тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичныевыборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
3. Очередные и внеочередные выборы. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
4. По уровню проведения выборы делятся: национальные (федеральные); региональные; муниципальные.
5. Безальтернативные выборы (выборы без альтернативы) - вид выборов, при котором в предвыборной гонке участвует только один кандидат или одна партия. Электорат при этом может голосовать только за или против кандидата.
Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).
Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, называемых «избирательный процесс». Стадии избирательного процесса:
· назначение даты выборов
· образование (определение) избирательных округов
· установление избирательных участков
· создание избирательных органов
· регистрация избирателей
· Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
· Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
· Голосование.
· Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
· Подсчёт голосов, определение рез-тов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.