Зак-во субъектов РФ о выборах – важная составная часть рос. избирательного зак-ва.
Особое место среди региональных источников избирательного права занимают конституции (уставы) субъектов РФ. Применительно к избирательному праву их значение преломляется в том, что они закрепляют правовые основы построения органов гос-ной власти и местного самоупр-я соответствующих регионов, а также устанавливают исходные положения реализации гражданами права избирать и быть избранными на региональных и муниципальных выборах.
В конституциях и уставах некот-х субъектов Федерации имеются главы, посвященные выборам и референдуму (гл. Х Конституции Республики Башкортостан; уставы Приморского края, Псковской, Тамбовской областей и др.).
Законы явл-ся наиболее многочисленными источниками избирательного права и в субъектах РФ. В настоящее время сложилось 3 основных формы законотворческой деят-ти в сфере регулирования избирательных отн-ний на региональном уровне:
1) принятие отдельных законов, посвященных различным видам региональных и муниципальных выборов. Этот способ законодательного регулирования электоральных отн-ний характерен для большинства субъектов Федерации.
2) объединение региональными законами регламентации различных видов выборов. Напр., Закон Камчатской области от 24 июня 1996 г. "О выборах депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти Камчатской области и губернатора Камчатской области" содержит одновременно нормы, касающиеся и "парламентских" и губернаторских выборов. Аналогичные нормативные акты характерны в той или иной степени для Республики Коми, Вологодской, Ярославской областей, Хабаровского края и др. регионов.
3) принятие избирательных кодексов, комплексно регулирующих круг вопросов, относящихся ко всем видам региональных и муниципальных выборов на территории соотв. субъекта РФ. По такому пути пошло избирательное зак-во Республики Башкортостан, Белгородской, Воронежской, Свердловской, Тюменской областей; ряда иных субъектов РФ. И несмотря на малочисленность этой группы субъектов Федерации, объединение нормативного регулирования выборов в рамках избирательного кодекса - несомненно наиболее привлекательный и перспективный путь развития регионального избирательного зак-ва. Уже более чем в двадцати субъектах РФ имеются избирательные кодексы.
Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва законы субъектов РФ, действующие в данной области, объединяет то, что они должны быть основаны на федеральных законах и не противоречить им. Это, конечно, отнюдь не означает, что они выполняют по отношению к федеральному избирательному законодательству роль актов - копий. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения фед. зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос-ной власти субъектов РФ" особо оговаривает, что образование, формирование и деят-ть органов гос-ной власти на региональном уровне осуществляется в строгом соответствии с Конституцией России, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно ст. ст. 4, 10 и 18 данного Закона субъекты Федерации сами определяют число депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти, порядок выборов в органы местного самоупр-я в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ" могут предусматривать избрание на должность руководителя высшего исполнительного органа гос-ной власти одного и того же лица более двух сроков подряд; обязаны обеспечить проведение региональных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Как предусмотрено статьями 15 и 16 данного Закона, представительный орган местного самоупр-я, глава муниципального образования, иные выборные должностные лица избираются гражданами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. При регулировании муниципальных выборов региональным зак-вом необходимо исходить из положений ФЗ, а также учитывать, что обязательность прямых выборов населением главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоупр-я, равно как и само существование этих выборных должностей, может вытекать только из устава муниципального образования. Как следствие, практика назначения выборов глав администраций городов и районов при отсутствии уставов муниципальных образований, повсеместно сложившаяся в российских регионах, не может быть признана соотв. основополагающим принципам фед. зак-ва о местном самоупр-и.
Вариант 2:
Для регионального уровня избирательного зак-ва характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регламентирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально-политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разнообразием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотн-ний по выборам.
Региональное избирательное зак-во можно разделить на виды
по субъекту правотворчества на:
- законы субъектов РФ;
- подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоупр-я;
по уровню выборов регулируемых региональным избирательным зак-вом, на:
- зак-во о выборах в региональные органы гос-ной власти (законодательные и исполнительные);
- зак-во о выборах в органы местного самоупр-я.
Основными элементами системы регионального избирательного зак-ва явл-ся законы субъектов РФ, кот-е можно разделить на 4 основные группы:
1) Конституции, Уставы субъектов РФ,
2) законы, регулирующие отдельные виды региональных и муниципальных выборов,
3) кодифицированные акты, комплексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ выборы всех видов и уровней,
4) законы об отдельных субъектах, процедурах и иных элементах избирательного процесса.
В частности, к системе регионального избирательного зак-ва можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. В ряде субъектов РФ приняты и действуют законы "О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах" (Тамбовская область), "О территориальных избирательных комиссиях" (Иркутская область) и др.
Главенствующее место среди указанных актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Следует отметить, что в отличие от Конституции РФ многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно повышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов РФ, эффективность правоприменительной деят-ти". В ряде Конституций и Уставов субъектов РФ содержатся специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в кот-х в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта РФ. В них находят закрепление формы (организация системы) гос-ной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоупр-я.
Главы об избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов РФ – это базирующийся на Конституции РФ фундамент регионального избирательного зак-ва, а ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" – явл-ся "несущей конструкцией" регионального избирательного зак-ва.
Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва, законы субъектов РФ должны быть основаны на федеральных законах и не должны противоречить им. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.
Подзаконные нормативные акты органов гос-ной власти субъектов РФ не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов гос-ной власти. Актами органов исполнительной власти могут регулироваться отдельные аспекты организационного, информационного, технического и иного обеспечения деят-ти избирательных комиссий, гос-ных органов и органов местного самоупр-я по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов. Принимаемые на региональном и местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоупр-я по вопросам организации и проведения выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий и встреч с избирателями и т.п.) носят технологический характер.
Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права явл-ся акты избирательных комиссий субъектов РФ. Они могут быть посвящены как регламентации внутри-организационной деят-ти избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения региональных законов о выборах.
К настоящему времени в субъектах РФ сформировалась достаточно развитая система избирательного зак-ва. Общий массив регионального избирательного зак-ва включает более 300 законов. В 14 субъектах РФ избирательное зак-во кодифицировано. В Костромской области приняты два кодекса – избирательный и о референдумах, в Свердловской области и Коми-Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах – выборы, референдумы и отзыв. Как правило, система зак-ва о выборах субъекта РФ состоит из законов о выборах депутатов законодательного органа власти, о выборах в органы местного самоупр-я.
В Тамбовской области в 1995 – 2005 гг. разработано региональное избирательное зак-во, состоящее из более 10 законов об отдельных видах выборов и референдумов: "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы", "О выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я в Тамбовской области", "О выборах должностных лиц местного самоупр-я в Тамбовской области", "О Тамбовской областной избирательной комиссии", "О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах в Тамбовской области" и др.