Одной из важнейших проблем, разрабатываемых историками, является общественно-политическая жизнь феодального общества Белоруссии. Эта проблема исследуется по различным аспектам. Один из них — экспансия католицизма в Белоруссии, пути и методы окатоличивания ее населения, чему посвящен ряд работ Я. Н; Мараша «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви», «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569—1795 гг.)», «Очерки истории экспансии католической церкви в Белоруссии XVIII века». До выхода их в свет в работах советских и зарубежных историков-марксистов рассматривались главным образом политические вопросы; экспансия Ватикана прослеживалась по пути миссионерства, насаждения католического культа, политического проникновения в страны Востока и т. д. В работах Я. Н. Мараша в основу исследования положен исто^ико-эконо-мический аспект. Агрессивная деятельность••' Ватикана раскрывается прежде всего по линии экономической в сочетании с политической-, организационной и идеологической сторонами его экспансии. Рассматривая экономическую сторону экспансии, автор затронул прежде всего ряд вопросов, связанных с формированием крупного феодального землевладения католической церкви в Белоруссии, положение крестьянства в ее обширных владениях, структуру доходов и др.
Первая книга Я. Н. Мараша «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви» освещает различные формы и проявления протеста городских мещан и крестьянства против наступле-В ния католической церкви и насаждения унии щ XVII— XVIII.вв., а также против феодального угнетения во владениях католических церквей и монастырей. ; Названная работа—первое в советской историогра* • Е фии исследование о положении крестьян поместий, при-рнадлежавших католическому духовенству в.белорусских комлях. Автор прослеживает, как неуклонно, на протя-рзрсении XVI—XVIII вв. проникали в Белоруссию и осно-Г вывали здесь монастыри, приобретали земельные владе-1 ния и крепостных крестьян различные католические, а затем униатские монашеские ордена. На основе анализа большого числа архивных документов Я- Н. Мараш 1 делает заключение, что в западной части Белоруссии I хозяйство духовных феодалов основывалось на барщинной системе эксплуатации крестьян, что в течение XVIII в. в этих хозяйствах обеспеченность крестьян земельными наделами была недостаточной, а барская зала шка составляла значительную долю. Наблюдалась тенденция к сокращению крестьянских наделов. Автор также доказал, что барщина на западе Белоруссии в мо-1 пастырских фольварках была выше, чем у светских землевладельцев ио. В отношении северо-восточных файонов Белоруссии вывод неопределенный: автор считает, что здесь в монастырских и епископских владениях фольва-рочное хозяйство не сложилось, ввиду чего в этих районах «"феодальная эксплуатация была мягче, чем в западных. Объясняется это близостью России» 1П. В целом следует отметить, что в книге недостаточно убедительно показан рост феодальной эксплуатации во владениях ка-Цтолических монастырей и костелов. Очень важное поло-Цжение об усилении феодально-крепостнического гнета вр «владениях католической церкви на всей территории Бе-|лоруссии, высказанное Я- Н. Марашем, осталось недока-ранным ш.
.Главный вопрос, исследованный в названной работе |. Н. Мараша,— борьба народных масс Белоруссии про-тш унии и католического наступления. Этот вопрос первые освещается достаточно обстоятельно и убеди-ельно на основе новых документальных материалов.
Большое внимание автор уделил выяснению сущности борьбы против католической агрессии и унии со стороны плебейских слоев белорусских городов и крестьянства, особенно накануне и во время национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов в середине XVII в. и войны между Россией и Речью Поспо-литой (1654—1667 гг.). При этом он исходит из тезиса, что антикатолическая и антиуниатская борьба в Белоруссии в XVII—XVIII вв. тесно переплеталась с борьбой против социального и национального угнетения народных масс светскими и духовными феодалами пз.
Длительный период борьбы (конец XVI—XVIII вв.), освещаемой в книге, делится автором на четыре этапа: 1) конец XVI — первая половина XVII в.—зарастающее обострение классовой борьбы, католическая реакция, активное наступление унии. На этом этапе важную роль играла идеологическая борьба; 2) 50—60-е годы XVI в.— развертывание национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов против феодального и иноземного гнета. На этом этапе резко усиливается борьба народных масс против светских и духовных феодалов; 3) 70-е годы XVII в.— первая четверть XVIII в.— экономический упадок Речи Посполитой, разорение белорусских земель, время быстрого расширения земельной собственности католической церкви, упрочения ее политических позиций, усиления духовного порабощения народных масс Белоруссии; 4) 30—40-е годы — конец XVIII в.— восстановление хозяйства Белоруссии, усиление феодально-крепостнической эксплуатации, освободительное движение, направленное и против католической церкви. Все эти этапы охарактеризованы в книге, освещены важнейшие события борьбы на каждом этапе, некоторые из них описаны впервые. Следует сказать, что отдельные народные выступления представлены недостаточно полно (например, Могилевское восстание 1606—1609 гг.). В книге освещается и идеологическая борьба, в частности свободомыслие и антиклерикализм, рассказывается о деятельности выдающихся представителей идеологической борьбы против католической церкви — Стефана и Лаврентия Зизаниев, Леонтия Карповича, Стефана Лована, Каспара Бекеша, К. Лыщинского и др. В работе сделана попытка проследить и Объяснить причины успехов католической церкви в проведении идеологической борьбы и политической экспансии в Литве и Белоруссии.
Все труды Я- Н. Мараша основаны на большом документальном материале, значительную часть которого составили архивные документы. Исследуя проблему превращения католической церкви в крупного вотчинника, автор уделил особое внимание вопросу монастырского землевладения в Белоруссии, который почти не изучается в исторической литературе. Наряду с этим для более полного освещения темы исследуются такие вопросы, как формирование земельной собственности костелов, а также развитие латифундий в Виленском епископстве (XVII—XVIII вв.).
Исследуя историю церковного землевладения, Я- Н. Мараш останавливается на следующих важных вопросах: 1) пути складывания крупной феодальной церковной земельной собственности и в особенности монастырского землевладения; 2) территориальное расположение земельных владений католической церкви в Белоруссии, распределение и концентрация их в определенных районах; 3) роль католических монастырей в хозяйственной ,: жизни Белоруссии; 4) цели, которые преследовал господствующий класс феодалов, содействуя формированию крупного землевладения католической церкви в белорусских землях; 5) взаимоотношения между духовными и светскими феодалами в период роста земельной собственности католической церкви.
Основное место в книге Я. Н. Мараша «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии» занимает вопрос о путях превращения католической церкви в Белоруссии в крупнейшего земельного собственника. На основе ; многочисленных документов показывается, каким обра-• зом упрочились экономические позиции католизации, обусловившие осуществление экспансии. Подробно это рассмотрено на примере образования крупной церковной ^земельной собственности Виленского епископства, осно-!^ванногочв первые же годы после Кревской унии (1385 г.)' '; в результате пожалования в 1387 г. польским королем Ягайло нескольких волостей, деревень и земельных участков. Описан рост владений епископства в XVI— 'XVIII вв. за счет королевских пожалований, дарений великих литовских князей, крупных феодалов, покупки новых поместий разбогатевшим епископством. В результате к концу XVIII в. земельные владения Виленского епископства простирались от Буга на западе до Днепра на востоке, от Западной Двины на севере до Муховца иТорыни на юге. В эти владения входило более 600 деревень, ряд графств и поветов; доход от этих земельных владений достигал почти миллиона злотых114. Помимо Виленского епископства множество поместий присваивали католические монастыри различных орденов. В книге прослежено постепенное насаждение Ватиканом католических монастырей в белорусских землях, особенно интенсивно происходившее в течение XVII — первой половины XVIII .в. Большое внимание автор уделил путям расширения земельной собственности ордена иезуитов, занимавшего первое место среди монастырских землевладений и сыгравшего особенно отрицательную роль в исторических судьбах белорусского народа. Хотя этот орден позже других обосновался в белорусских землях, но быстрый рост земельных владений, экономических позиций сделали его главным орудием католической агрессии, идеологического подавления национального самосознания белорусского народа. На богатом фактическом материале показаны всевозможные способы расширения владений и власти иезуитов, создания орденом своих бастионов. В западной части Белоруссии таким бастионом стала Несвижская коллегия, в восточной — Полоцкая Иб. Опорными пунктами Ватикана стали также коллегии Минская, Оршанская, Витебская, Брестская, Гродненская, Новогрудская, Пинская; их превращение в крупных феодальных землевладельцев в течение XVII— XVIII вв. обстоятельно рассматривается в книге И6.
Прослеживается также организация, строительство и обогащение монастырей (мужских и женских) других орденов — бернардинов, бенедиктинов, бригитов, мариа-витов, кармелитов, картузов, базилианов, францисканцев, доминиканцев 117. Автор впервые исследует такой важный вопрос, как проникновение католической церкви в города Белоруссии, упрочение ею своих экономических позиций путем захвата городских юридик, подчинение себе населения этих юридик как в хозяйственном, так и в идеологическом отношении. Большое число земельных участков перешли в руки католических церквей в результате дарений или покупки в Полоцке, Гродно, Слониме, Бресте, Минске, Витебске, Волковыске, Новогрудке, Кобрине, Могилеве и др. городах "8. Все эти земельные владения неоднократно, как видно из документов, приведенных в книге, были объектом длительных судебных тяжб между городскими магистратами, частными владельцами и монастырями. На основе исследования документов автор пришел к важному выводу, что увеличение феодальной собственности католической церкви в городах и местечках Белоруссии преследовало две задачи: 1) умножение богатств и доходов церкви с целью укрепления ее экономических позиций в городе; 2) подчинение своей власти, а тем самым и своему идейному влиянию как можно большего количества городского населения, преимущественно православного, с целью насаждения католичества в среде широких народных масс И9.
Книга Я. Н. Мараша «Очерки истории экспансии католической церкви в Белоруссии XVIII в.» является углублением проблемы, разработанной в книге «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569—1795 гг.)». На большом документальном материале автор раскрыл различные стороны экономической деятельности епископского и монастырского хозяйства XVIII в., проанализировал процессы, протекавшие на протяжении всего XVIII в. и, в частности, во второй его половине. Такая обстоятельная характеристика организации духовных поместий дается впервые. Я. Н. Мараш освещает два больших вопроса: первый — экономическое проникновение католической церкви в белорусские земли на протяжении XVIII в.; второй — эволюция хозяйства феодальных поместий католических монастырей под влиянием развивавшихся товарно-денежных отношений.
Автор правильно отмечает, что хозяйство крупных вотчин католических монастырей эволюционизировало в том же направлении, что и хозяйства светских феодалов. В связи с возросшим спросом на сельскохозяйственные продукты и сырье для развивавшейся промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынках духовные феодалы стремились интенсифицировать фольварочное хозяйство, сделать его более доходным. Я. Н. Мараш рассматривает эти процессы на материалах ряда крупных хозяйств католических монастырей и Вилен-ского епископства, расположенных в различных географических районах Белоруссии. Им подвергнуты анализу доходы 5-ти комплексов монастырских владений западной части Белоруссии (Пинской, Брестской и Гродненской иезуитских коллегий за 70-е годы XVIII в., Несвижского женского монастыря бригиток и Гродненского бри-гитского монастыря за последнюю четверть XVIII в.). Общая площадь владений этих монастырей составляла около 100 тыс. га.
Значительное внимание в исследовании уделяется роли церкви как владельца питейных заведений. Автор показал рост числа корчем и шинков в XVIII в. в монастырских владениях.
Облик церковных феодалов как хищников и эксплуататоров народных масс Белоруссии дополняет изучение деятельности монастырей, выступавших в качестве крупных кредиторов-ростовщиков. Самыми значительными из них, как показано в книге, были иезуиты, которым удалось в течение непродолжительного времени составить огромные капиталы, приобретенные в результате ростовщических операций. Эти капиталы, наряду с крупной земельной Собственностью, стали основой могущества ордена иезуитов, обеспечив ему в значительной степени условия для усиления экономической и идеологической экспансии в Белоруссии и Литве. Показан также источник доходов, связанный с церковными обрядами (крещение, причащение, бракосочетание, исповедь, погребение и пр.), причем католическая церковь строго следила за выполнением населением всех обрядов, за которые служители культа брали солидные суммы, ложившиеся тяжелым бременем на крестьян и горожан.
Я. Н. Мараш показал формы и методы идеологической экспансии католической церкви в Белоруссии XVIII в. Он исследовал вопрос о подготовке кадров католической церкви для белорусских земель, которому Ватикан уделял большое внимание. В книге подробно анализируется деятельность церковных братств — организаций светских лиц, объединенных вокруг монастырей и костелов 12°. Под руководством католического духовенства братства применяли разнообразные формы идеологического воздействия на верующих. Рассказывается также об индивидуальной работе, которую проводили члены братств среди различных групп населения. В ряду средств для укрепления влияния на массы автор отметил такое, как организация шпиталей — домов призрения для калек, престарелых, нищих и т. д. Особое внимание он обратил на социальную функцию этих шпиталей, 'организация которых, по его мысли, преследовала цель смягчить социальные противоречия, отвлечь народные массы от борьбы 121.
Определенное внимание уделяется в монографии раскрытию реакционной роли унии, продолжавшей свое наступление в XVIII в. В связи, с этим рассматриваются так называемые ведовские процессы, имевшие- целью усилить религиозный фанатизм и отвлечь массы от борьбы. Я. Н. Мараш убедительно показал враждебную трудящимся массам политику разжигания национальной розни в среде населения Белоруссии и Литвы ;„« целью классового разъединения трудящихся, которую проводила католическая церковь. Автор охарактеризовал католическую церковь как организацию, сознательно тормозящую развитие просвещения и культуры. ~В этом отношении книга Я. Н. Марата направлена против некритического отношения к истории религии и церкви, против переоценки их роли в развитии культуры, против попыток идеализировать церковный быт и обряд-йность. На большом количестве фактов, почерпнутых из 2 документов, автор показал моральный распад церковных иерархов, их пороки,,бесчинства представителей католического клира в белорусских городах, их мошенничество в хозяйственных делах с целью наживы, издевательства йад мещанами и крестьянами 122.
В книге развенчивается утверждение дворянско-бур-жуазных авторов о просветительской роли католической .церкви в Белоруссии. Убедительно показано, что она, особенно в лице иезуитов, стремилась подавить национальное самосознание белорусского народа, обращая •особое внимание на идеологическую обработку молодого поколения.
В отдельной главе рассказано о борьбе народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви: о вооруженных выступлениях крестьян и горожан против насилия церковных иерархов, феодальной эксплуатации, о деятельности выдающихся белорусских мыслителей — борцов против идеологического давления католической церкви, против фанатизма и мракобесия, насаждаемых духовенством,— Казимира Лыщинского, Валентина Яблонского, Яна Трояновского.
Важным явлением социально-политической и идеологической жизни позднего средневековья всех стран Европы было реформационное движение, нанесшее серьезный удар по феодальному строю, господствующей церкви, и христианскому мировоззрению. Исследованию хода и особенностей Реформации в белорусских землях посвящена книга С. А. Подокшина «Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы». Автор правильно подходит к решению вопросов о предпосылках реформа-ционного движения в Белоруссии, которое было следствием значительных изменений в экономической, общественно-политической и идейной жизни. Решающим фактором, обусловившим возникновение Реформации, он считает развитие городов как центров ремесленного про-.изводства и торговли ш. А обстоятельствами, способствовавшими распространению реформационных идей в Белоруссии, по его мнению, было наличие некоторой религиозной терпимости вследствие пестроты национального состава городского населения 124, а также заметное расширение экономических связей купечества со странами Западной Европы, через которые идеи гуманизма и Реформации проникали в белорусские земли.
, Социально-экономическими причинами — ростом феодального давления на города — объясняется усиление во второй половине XVI в. политической и идеологической реакции, выразившейся в наступлении католицизма и возникновении- униатской церкви. Люблинская уния Л 569 г., по мысли С. А. Подокшина, способствовала консолидации сия польских, белорусских и литовских феодалов в их наступлении на права горожан и усилению
феодального угнетения крестьянства. Уния вместе с тем обусловила дальнейшую экспансию католической церкви.
Существенное влияние на идеологию белорусских ре* форматоров, по мнению автора, оказало усиление антифеодальной борьбы крестьянства, оказывавшего - активное сопротивление увеличению-барщины и других повинностей, что было обусловлено товаризацией хозяйств феодалов. Об остроте сложившихся классовых противоречий свидетельствовало возникновение радикального течения в рефррмационном движении в Белоруссии, отра»-жавшего идеологию угнетенного крестьянства; это левое направление в Реформации проявилось в Литве и Белоруссии в форме антитринитаризма (арианства)*
Принятие кальвинизма многими . представителями белорусской и литовской феодальной знати (Радзивид» лы, Кишки, Ходкевичи, Сапеги, Воловичи и др.) автор объясняет политическими мотивами: значительным ограничением политического влияния знати и возвышением средней и мелкой шляхты вследствие административно-территориальной и судебной реформы, проводившейся с начала XVI в. Реформация в форме умеренного кальвинизма, ставившая феодала главой церкви в его владев ниях (принцип — чья власть, того и вера), привлекала недовольных ограничением власти магнатов. Немаловажную роль в реформационных устремлениях феодалов сыграло, как показано в книге, желание их увеличить свои владения за счет католической церкви.
Таким образом, А. С. Подокшин четко определяет те основы, на которых, выросла Реформация в Белоруссии,— это прежде всего внутренние обстоятельства социально-экономического и политического порядка. По мысли автора, в формировании • реформационных идей в Белоруссии и Литве известную роль сыграло влияние гусизма, немецкого протестантизма, а также русского реформационного движения («стригольники», «жидов-ствующие») 125. Умеренный кальвинизм, к которому примкнули представители феодальных групп, ощутил влияние реформационного'движения в Малой Польше; радикальное течение Реформации испытало воздействие немецко-моравского анабаптизма 12?,
С. А. Подокшин обстоятельно прослеживает развитие реформационного движения со времени появления первых документальных свидетельств о нем в '30-х годах XVI в. до окончательной победы воинствующего агрессивного католицизма в Речи Посполитой в XVII в. Автор внёс существенную поправку в ранее господствовавшее мнение о том, что кальвинистская Реформация в Литве и Белоруссии носила исключительно шляхетский характер. На основании документальных свидетельств он показал, что кальвинистские общины существовали среди горожан, кальвинистской Реформацией была охвачена и «екоторая часть крестьянства. Феодальная знать и среднее шляхетство перешло под знамя кальвинизма к 60-м годам XVI в.127
В книге прослеживается выделение из кальвинизма и образование к середине 60-х годов радикального тече--ния — антитринитаризма, выражавшего интересы трудящихся масс города и деревни, освещены деятельность и взгляды представителей этого течения — Петра из Го-нёндза, вождя и идеолога белорусских антитринитариев Симона Будного, Мартина Чеховица, Якуба из Калиновки и др. Убедительно раскрывается идейная борьба в лагере кальвинистов между сторонниками умеренной Реформации и представителями радикального ее течения128.
Освещена в книге деятельность главы белорусских антитринитариев Симона Будного по распространению своих взглядов, изучены изданные им книги. Прослеживаются также идейные разногласия в среде антитринитариев, между различными социальными группами-— плебейским лагерем, с одной стороны,, средним слоем горожан и некоторой частью низшего шляхетства — с другой.
С. А. Подокшин исследует реформационное течение, связанное с именем Фауста Социна и получившее название «социнианства». Он считает, что Социн,' защищая главные принципы учения левого течения антитринитариев, в то же время пытался смягчить его социальный радикализм, выработать компромиссную точку зрения. По мнению автора, к концу XVI, в. учение Социна значительно, приблизилось к социальным взглядам Будного, заглушив социальный радикализм в белорусско-литовском антитринитарлзме 129. Причины такой эволюции антитринитаризма, ослабление его социальной остроты автор видит в наступлении феодально-католической реакции, активизации идеологической работы иезуитов.
Определенное значение имело, по его мнению, и то обстоятельство, что в Белоруссии значительная часть населения (крестьяне, горожане, часть мелкой шляхты) была православной; роль идеологической оппозиции католицизму с XVII в. стала переходить к православию 13°.
К началу XVII в., по мысли автора, закончилась пер* вая фаза антитринитаризма, которая характеризовалась социальным радикализмом; во второй его фазе ведущее место стал занимать религиозно-философский радикализм ш. Социнианство усилило в антитринитаризме ра-ционализм и религиозное учение, ослабив его социальную заостренность, отрицательное отношение к феодальному государству. В книге освещены взгляды Социна и его последователей — К. Базилика, Рафала Коса и в особенности Яна Лициния • Намысловского, жившего в Новогрудке, который в начале XVII в. стал центром социнианства. Широко охарактеризованы в книге социальные взгляды идеологов городских низов и крестьянства ш. На основе сочинений видных представителей Реформации изучены религиозно-философские воззрения антитринитариев, в особенности их рационализм, переходящий у крайних его представителей в атеизм 133.
Исследуется в книге и реформационное движение в православии — так называемые еретические учения, в особенности взгляды виднейших представителей «еретиков»— Стефана Зизания и Лаврентия" Зизания. Изучив их взгляды, автор пришел к выводу, что учение С. Зизания-было тесно связано с национально-освободительной борьбой народных масс Белоруссии и Литвы, носило острый антй~католический и антифеодальный характер 134.
Большую работу по изучению деятельности выдающихся просветителей и мыслителей XVI —начала XIX в. и публикации их работ проделал коллектив науч» ных сотрудников Института философии АН БССР. В 1962 г. вышел в свет сборник «Из истории философ» ской и общественно-политической мысли Белоруссии», в котором представлены важнейшие произведения видных мыслителей и просветителей Белоруссии, начиная от Ф. Скорины. В книге помещены предисловия к биб* лейским книгам Франциска (Георгия) Скорины, предисловие и отрывки из «Катехизиса» Симона Будного, а таю^е из других его сочинений; предисловие к Евангелию Василия Тяпинского, отрывки из документов, в которых излагаются взгляды атеистов и материалистов второй половины XVI в.—Стефана Лована и Каспара Бекеша; выдержки из сочинений Феодосия Косого; выдержки из произведений Стефана и Лаврентия Зизаниев; некоторые сочинения Мелетия Смотрицкого и Афанасия Филиповича; стихотворения и предисловия к сочинениям Симеона Полоцкого; фрагменты трактата «О несуществовании бога» атеиста и материалиста XVII в. Казимира Лыщинского, судебные материалы по обвинению его в атеизме; отрывки из сочинений просветителя конца XVII— начала XVIII в. Ильи Копиевича, выдержки из философского сочинения и речей-проповедей профессора Киевской академии, а затем белорусского епископа Георгия Конисского (XVIII в.); отрывки из сочинения фиЛо* софа второй половины XVIII в.— Соломона Маймона «Опыт трансцендентальной философии», отрывки из философских трудов известного мыслителя конца XVIII — первой трети XIX в. Аниола Довгирда, профессора Ви-яёнского университета.
Составители сборника (Н. А. Алексютович, В. А. Сер* бента, Е. С. Прокошина, А. Ф. Коршунов, В. И. Прота-севич, Э. К. Дорошевич, Н. С. Купчин, В. Д. Пузиков)' перёд каждой публикацией сообщают сведения о жизни и деятельности ее автора, дают характеристику его социально-политических взглядов и философских воззрений, не только показывают прогрессивные черты в их деятельности, но и объясняют негативные стороны, обусловленные социально-экономическими условиями эпохи, классовой принадлежностью мыслителя.
'В целом перед читателями предстает целостная сложная картина развития, общественно-политической и философской мысли в Белоруссии на протяжении трех столетий —с XVI до начала XIX в. Следует отметить, что иногда несколько преувеличивается степень прогрессивности взглядов отдельных деятелей, а также значение их деятельности для своего времени — Копиевича, Конисского, отчасти С. Полоцкого и М. Смотрицкого.
Важнейшим явлениям общественно-политической жизни белорусского народа в XVI—XVIII вв.—>• взаимоотношениям с Россией, национально-освободительной борьбе против агрессии польских феодалов и католической церкви — посвящено несколько монографических исследований, вышедших в 70-е годы. Первое из них— книга А. Н. Мальцева «Россия и Белоруссия в середине XVII в.» опубликована в Москве в 1974 г. В ней освещены ход русско-польской войны 1654—1667 гг. и политика русского правительства в Белоруссии. Эта работа обобщает материалы ряда крупных статей того же автора, опубликованных в 50-х годах. Автор показал на большом документальном материале боевое содружество русского, украинского и белорусского народов в ходе этой войны. Используя различные архивные источники (главным образом документы Разрядного приказа), А. Н. Мальцев очень подробно описал ход военных действий на территории Белоруссии и Украины в 1654— 1656 гг. Во второй части монографии освещается политика русского правительства в Белоруссии, его отношение к шляхте и католическому духовенству, горожанам, крестьянам, украинским казакам. Широко освещаются события крестьянского движения и действия украинского казацкого войска на .территории Белоруссии. Однако А. Н. Мальцев обстоятельно исследовал события только 1654—1656 гг. Даже важнейшие факты последующих десяти лет войны изложены бегло, в виде краткого хроникального перечня, без привлечения архивных материалов и наиболее существенных данных опубликованг ных источников.
Фактический материал монографии А. Н. Мальцева относится к тому периоду, когда классовые позиции и взаимоотношения разных социальных группировок не проявились достаточно отчетливо. Сложная внешняя и внутренняя политическая обстановка -1657—1667 гг., борьба социальных группировок, нередко менявших свои политические позиции, остались неизученными или получили весьма спорное толкование. Так, автор охарактеризовал Дениса Мурашку и некоторых других предводителей „отрядов белорусских крестьян как «выдающихся -руководителей крестьянского движения»135. Однако йз-•вестно, что эти предводители и сам Мурашка ^действовали в интересах казацкой старшины^ а затем вместе с ней переметнулись в лагерь феодалов Речи Посполитой и воевали против России, за что возведены сеймом в шляхетское звание. Некоторые вопросы, раскрывающие политику русского правительства в отношении белорусской шляхты, участие белорусских крестьян с украинским казачеством и русскими войсками в совместной борьбе против польских войск, позиция населения многих городов и т;, д.— остались в работе А. Н. Мальцева неосвещенными.
Значительный вклад в проблему взаимоотношений России и Белоруссии внесла монография Л. С. Абеце-дарского «Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI—XVII в.». Главной идеей, пронизывающей все очерки, является извечная нерушимая связь между русским и белорусским народами, вышедшими из одного общего корня — древнерусской народности, которая объединила все восточно-славянские племенные группы, вошедшие в состав древнерусского государства. Выход в свет такого труда особенно своевременен и важен вследствие того, что идеологи антикоммунизма, окопавшиеся в странах Западной Европы, через свои радиостанции «Свободная Европа», -«Свобода» и другие центры идеологических диверсий под видом «новейших исторических открытий» протаскивают старые измышления белорусских буржуазных националистов о будто бы извечной вражде и противоположности интересов русского и белорусского народов, о будто бы решающем влиянии Западной Европы на хозяйственное развитие и культуру Белоруссии.
Поставив задачу всестороннего объективного изучения русско-белорусских связей XVI—XVII вв., Л. С. Абецедарский исследует их в различных сферах экономической, политической и культурной жизни обоих братских народов.
Хозяйственное общение русских и белорусских земель Л. С. Абецедарский исследует в очерке «Русско-белорусские торговые связи». Борьба народных масс Белоруссии против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета в конце XVI—'первой половине XVII в., в которой выражалось настойчивое стремление белорусского крестьянства и низов городского населения к соединению с братским русским народом в едином государстве, освещена им в очерке «Антифеодальная борьба народных масс Белоруссии в конце XVI —первой половине XVII в.». Освободительной войне белорусского народа совместно с украинским народом под руководством Богдана Хмельницкого (середина XVII в.) он посвящает целый очерк. В отдельном очерке описываются события освободительной борьбы народных масс Белоруссии во время русско-польской войны 1654—1667 гг. Очерк под заглавием «Белорусы в России XVII в.» рассказывает о белорусских переселенцах, бежавших из Белоруссии в 60—70-х годах XVII в. и поселившихся в различных городах и селениях России, в том числе в Москве, занимаясь там разными ремеслами, сельским хозяйством и торговлей.
Таким образом, Л. С. Абецедарский рассматривает те аспекты проблемы русско-белорусских связей, которые относятся к наиболее важным, принципиальным вопросам историографии и в ряде случаев сознательно фальсифицируются буржуазными националистами.
Некоторые вопросы этой проблемы до Л. С. -Абеце-дарского получили неверное освещение вследствие того, что исследователи не располагали достаточным количеством документального материала, а исходили в своих выводах часто из общих рассуждений. Л. С. Абе-Ц'цедарский освещает торговые связи Белоруссии и России на основе большого количества архивных данных, зачастую впервые вводит их в научный оборот — это таможенные книги русских и белорусских приграничных городов, царские указы на право торговли, писцовые кни-' Ли, челобитные купцов русских городов царю с жалоба-: ми на разных должностных лиц, записки иностранцев, проезжавших в Россию через Белоруссию, и др.
Интересно исследование автором уровня хозяйствен-| ного развития белорусских городов. В итоге подсчета числа жителей, домов, а также на основании данных | нумизматики он пришел к выводу, что города в восточной части Белоруссии имели более развитую торговлю, чем в западной, благодаря постоянным и широким торговым связям с российскими городами; вместе с тем он не склонен преуменьшать важность торговых связей Бе-| лоруссии со странами Западной Европы ш.
В очерке «Антифеодальная борьба народных адасс» Л. С. Абецедарский сделал важный вывод о росте крепостнического гнета на западе и востоке Белоруссии, о характере феодального и крестьянского хозяйства. Считая ошибочным утверждение В. И. Пичеты и Д. Л. По-хилевича о промысловом направлении крестьянского хозяйства на востоке, он соглашается с их мнением о том, что здесь крестьянские повинности были несколько меньшими, чем на западе, что аграрная реформа («во-лочная померз») проводилась позже и не повсеместно 137. Причиной этого он считает боязнь феодалов, что увеличение повинностей вызовет бегство крестьян из восточных районов в Россию, так как народные массы Белоруссии тяготели к братскому русскому народу 138. Правда, важный тезис о том, что повинности частновладельческих крестьян не намного превышали повинности крестьян великокняжеских поместий, остался недоказанным. Не доказано положение о более широких возможностях для крестьян восточной части Белоруссии для ведения торговли ш.
В очерке определяются различные формы антифеодальной борьбы белорусского крестьянства. Одна из вих ~^~ бегство. Сначала в большинстве случаев крестьяне бежали на Украину, затем — в Россию, где крепостное право оформилось на 60 лет позже, чем в Белоруссии и Литве. Белорусские крестьяне осаживались русским правительством на землю в дворцовых поместьях, им предоставлялись льготы в уплате государственных податей. На -основании изучения ряда царских указов, качающихся крестьян, бежавших в Россию, автор пришел К выводу, что такие бегства в первой трети XVII в. приняли массовый характер 14°.
-В определении характера крестьянских выступлений -Л. С. Абецедарский исходит из тезисов, -что «борьба крестьян против феодального гнета имела особенности, порожденные в каждом отдельном случае конкретной -исторической обстановкой»ш, что не всегда принимается в расчет исследователями. Это приводит, по мнению автора, к неправомерному причислению некоторыми историками к крестьянским выступлениям событий, -которые не являлись антифеодальной борьбой народных масс. К такого рода выступлениям Л. С. Абецедарский
^относит нападение казаков под предводительством Ш. Федоровича на Быхов в 1590 г., захват казацким I отрядом Дубины в 1601 г. витебского посада, доказав ;-гэто на основе изучения документальных материалов.
Автор считает, что вооруженные выступления кресть* ?ян и низов городского населения против феодального ? гнета в Белоруссии стали принимать массовый характер •Лишь с 90-х годов XVI в.; к таким выступлениям он I относит восстание под руководством С. Налввайког об-;< стоятельно доказав это на документальных данных и ^неся уточнения в освещение ряда событий восстания. Далее в очерке определяется характер ряда анти* ^феодальных выступлений конца .XVI — первой трети й'ХУН в., которые принимали религиозную окраску в свя-!;3й с усилением национально-религиозного гнета; по мыс-[ли автора, защита православия отражала тяготение бе-^дюрусского народа к России '*?. Рост стремления белорусского народа к соединению с русским в едином госу-р^аарстве, по мнению автора, обусловил особенное усиле-ргае антифеодальной и национально-освободительной |йойны на Востоке, где феодальная эксплуатация была ^слабее.
Самый большой раздел книги Л. С. Абецедарского |есвещает национально-освободительную и антифеодаль-|ную борьбу белорусского народа совместно с украинским р середине XVII в. Обстоятельно, событие за событием |йа основе большого фактического материала раскрывается широкая картина этой борьбы на территории Бе-"рруссии. Автор~ показал, как в ходе борьбы отчетливо "рЮявилось стремление украинского и белорусского на* >дов к соединению с Россией.
Анализируя события в Белоруссии в период русско-польской войны (1654—1667 гг.), Л. С. Абецедарский эишел к выводу, что белорусский народ продолжал йети освободительную борьбу, добиваясь соединения 'с Россией. В очерке не только дается'последовательная ^еартина всех событий этой борьбы, но и устанавливает* рвя феодально-крепостнический характер политики казац.» жой старшины в Белоруссии, что не удалось, сделать ^предшествовавшим исследователям. Автор вскрыл Мктинные планы казацкого атамана Золотаренко, переданного Б. Хмельницким для разгрома войска Радзивилла, в помощь русским войскам. Целью Золотаренко и возглавляемой им казацкой старшины было, по мысли автора, установление феодально-крепостнических порядков на юго-востоке Белоруссии после захвата этой территории. Получила правильное освещение и политика могилевского шляхтича Поклонского, стремившегося использовать борьбу крестьян и городских низов в своих личных интересах.
В книге Л. С. Абецедарского впервые показаны крестьянские антифеодальные восстания в Полесье, на правобережье Припяти от Мозыря до Пинска в 1660 г. Крестьяне действовали вместе с казаками и русскими ратными людьми, нападая на имения польской шляхты. Эти восстания не прекращались и после ухода казацких отрядов на Украину. Автор убедительно доказал, что в ходе русско-польской войны особенно ярко проявилось стремление белорусского народа к воссоединению с русским народом.
В очерке «Белорусы в России» раскрывается деятельность белорусских крестьян и мещан, переселивших» ся в Россию во время войны с Польшей. Автор сообщает много новых фактов о торговцах и ремесленниках, работавших в Москве И других городах. Особенно интересны сведения о белорусских строителях, художниках, резчиках по дереву, оружейниках и других умельцах.
Вопрос о вековой дружбе и связях белорусского народа с русским, о борьбе народных масс Белоруссии против социального и национального угнетения, за воссоединение с Россией в последующий период — с 70-х годов XVII в. до 70-х годов XVIII в. исследован в работе А. П. Игнатенко «Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией (вторая половинаXVII—XVIII в.)». Автор прежде всего определяет причины, вызвавшие усиление борьбы народных масс. Тяжелое положение трудящихся определялось, как показано в первой главе книги, длительным экономическим и политическим кризисом феодально-крепостнической Речи Посполитой (в том числе и Белоруссии) во второй половине XVII —пёр^ вой половине XVIII в. Кризис этот был обусловлен длительными разорительными войнами, сопровождавшимися голодом и эпидемиямиш. Несколькими фактами, взятыми как из опубликованных, так и архивных данных, иллюстрируется вывод о разорении и опустошении городов (особенно в восточной части Белоруссии) и сельских местностей. Последствия войн усугублялись сохранением фольварочно-барщинной системы хозяйства и феодальной анархией, слабостью центральной власти, ростом могущества магнатов144. Говоря о повинностном лоложении крестьян Белоруссии, автор не соглашается с выводами некоторых историков (Д. Л. Похилевич, П. Г. Козловский, В. И. Мелешко и др.) в том, что на востоке Белоруссии барщина имела второстепенное значение, что .основной формой эксплуатации были чинш и натуральные поборы, а рост феодальной эксплуатации во второй половине XVII—первой половине XVIII в. затормозился. Автор считает, что крестьяне страдали не столько от повинностей, зафиксированных в ичвентарях, сколько от произвола феодалов, бесконтрольно увеличивавших крестьянские повинности; усугубляли тяжелое положение крестьян государственные поборы, господство арендной системы'145. По мнению автора, «феодально-крепостни-ческий гнет во второй половине XVII—XVIII в. достиг в Белоруссии невиданных размеров, приняв самые уродливые формы» 146. Города в указанный период переживали глубокий экономический упадок, так как отсутствовали условия для развития ремесла и. торговли; особенно углубились и обострились социальные противоречия внутри .города. В .книге отмечается, что упадок ремесла и торговли привел к аграризации городов 14Т. В этот период особенно усилилось наступление феодалов на города, захват ими городских земель, насаждение юридик, подчинение своей власти жителей городов, что усугубляло налоговый гнет мещанства 148.
А. П. Игнатенко отмечает, что одной из важнейших причин роста борьбы трудящихся масс Белоруссии во второй половине XVII—XVIII в. было усиление нациог нально-религиозного гнета польских феодалов и католического духовенства; в книге приводятся факты преследования православного населения городов и деревень, запрещения православных обрядов, закрытия церквей 149. Борьба белорусского народа против социального и национального гнета показана в разных ее формах. Одна из них— массовый уход крестьян и горожан, главным Образом из восточной части Белоруссии в Россию,-—'прослежена на целом ряде документальных данных. Большой интерес представляют документы, Свидетельствующие о том, что русское правительство обращалось с воззваниями к белорусам, призывая их переселяться в Россию и предоставляя им различные льготы и помощь 15°. В книге на большом фактическом материале показана такая форма борьбы, как вооруженные нападения на феодальные поместья, разгромы и поджоги, убийства управителей. Большой интерес представляют приведенные автором случаи связи крестьян Белоруссии с казацкими отрядами и крестьянами соседних русских земель, а также отклики в Белоруссии на восстание под руководством Степанах Разина; На основании'документальных свидетельств автор установил, что многие выступления белорусских крестьян и горожан имели целью перейти под власть русского царя 15!."
Усиление борьбы крестьян и горожан в Восточной Белоруссии после подписания в 1686 г. «вечного мира» между Россией и Польшей автор связывает с фактом возвращения v территорий Белоруссии под власть Речи Посполлтой и нежеланием белорусского населения вновь попасть под власть польских феодалов. Активизацию борьбы народных масс Белоруссии в южной и юго-за-' падных ее частях в конце-XVII в. автор объясняет непосредственным влиянием широкого Освободительного движения в Правобережной Украине152. По подсчетам А. П. Игнатенко, во второй половине XVII в. в Белоруссии произошло свыше 30 крупных вооруженных выступлений крестьян и горожан; наибольший размах народное движение приобрело в районах вблизи русских и украинских земель153. К сожалению, автор не произвел подсчёта выступлений в первой половине XVIII в. и в 50-—70-х годах XVIII б;, поэтому вывод о резко возросшем числе вооруженных крестьянских выступлений в этот период не подтвержден "
Большой интерес представляет, описание ряда круп-вооруженных выступлений белорусских крестьян и ^горожан в XVIII в.; некоторые из них до него не были описаны в работах историков, некоторые новые факты дозволили автору уточнить события Кричевского восстания, а также связи народного движения на юге Белоруссии с усилением гайдамацкого восстания на Украине \в 50—60-х годах XVIII в.155
Коллективная монография, подготовленная историка-,ми Украинской и Белорусской ССР,т— «Исторические :корни дружбы и, единения украинского и белорусского ^вародов» (Киев, 1978), впервые в советской историографии освещает экономические, политические и культур-яые связи украинского и белорусского народов. На боль-. шом фактическом материале всесторонне показаны общность происхождения, близость истории и языка братских народов, их совместная борьба против иноземных -поработителей, за развитие материальной и духовной культуры, за социальное и национальное -освобождение. * В книге показано, что Древняя Русь являлась колыбелью трех братских народов — русского, украинского, •белорусского. Прослеживаются взаимоотношения между восточно-славянскими' землями в раннефеодальный период: вхождение западных земель в Древнерусское государство, совместная борьба князей со степняками-'"кочевниками. Убедительно раскрыты хозяйственные свя-;зи и культурное взаимовлияние белорусских и украинских земель в XI—XIII вв.; эти связи иллюстрируются ^данными археологии, памятников древнего зодчества, 'а Цтакже летописными сведениями.
Несмотря на политическое отделение западных зе-ль Древнерусского государства (Белоруссии и Украины), отошедших под власть литовских князей от рус-Цвких княжеств, попавших под татаро-монгольское иго, связи между братскими народами не порывались. Они прослеживаются на данных торговли украинских и бе-|юрусских земель, а также фактах переселений ремес-нников из белорусских городов «а- Украину и наобо-г. Показана тесная взаимосвязь культуры украинско-и белорусского народов, несмотря на препятствия,
обусловленные феодально-крепостническим и национально-религиозным гнетом. Общность исторических судеб обоих народов четко показана на фактах их совместной освободительной борьбы против гнета польских феодалов и католической экспансии в конце XVI—XVIII вв., особенно во время народного восстания под руководством Богдана Хмельницкого, в результате которого левобережная часть Украины была воссоединена с Россией. Дальнейшее развитие культурных связей в XVII—XVIII вв. четко прослеживается в устном народном творчестве, литературных произведениях, различных видах искусства. Существенную роль, как показано в книге, в укреплении культурных связей украинского и белорусского народов играл тот факт, что в XVIII в. Киев,в частности Киевская академия, стал центром просвещения не только для Украины, но и для Белоруссии.
Включение в состав России Белоруссии и Правобережной Украины после разделов Речи Посполитой (последняя четверть XVIII в.), как убедительно показано в книге, способствовало • заметному оживлению и расширению экономических связей между ними в первой половине XIX в. Важное значение для хозяйства этих районов имели вывоз лесных товаров на Украину и хлеба в Белоруссию.
На фактах участия русских, украинцев и белорусов в Отечественной войне 1812 г. как в составе армии, так и в народных ополчениях продемонстрировано тесное боевое сотрудничество этих народов в борьбе с оккупантами. Особенно проявилась дружба трех братских народов в совместной борьбе революционных сил против самодержавия и крепостничества во время восстания декабристов, в общественно-политическом движении в 40— 50-х годах XIX в. Как отчетливо показано в книге, освободительная борьба в Белоруссии в XIX в. стала неотъемлемой частью общероссийского революционного движения. Идея тесного содружества русского, белорусского и других славянских народов в освободительной борьбе против царизма и крепостничества красной линией проходит через работы историков, занимавшихся исследованием вопросов общественно-политического движения в Белоруссии в первой половине XIX в. К этим4 работам относятся следующие: В. В. Чепко «Общественно-политическое движение в Белоруссии в 40-е годы XIX в.» (Труды Института истории АН БССР, Мн., 1958); П. Н. Ольшанский «Декабристы и польское национально-освободительное движение» (Мн., 1959); А. Ф. Сшрноу^ «Франц Сав!ч» (Мн., 1961)> А.,Ф. Смирнов «Революционные связи народов России и Польши в 30—50-х гг. XIX в.» (Мн., 1962); Е. И. Кор-нейчик «Белорусский народ в Отечественной войне 1812 г.» (Мн., 1962); Н. Н. Мохнач «Идейная борьба в Белоруссии в 30—40 годы XIX в.» (Мн., 1971).
В работе В. В. Чепко впервые освещен вопрос о политической обстановке в белорусских- губерниях в 40-х годах XIX в., особенно в годы революционных событий в странах Западной Европы в 1848—1849 гг., определены сдвиги в расстановке социальных сил в этот период, в частности, отход крупных помещиков от борьбы из-за страха перед широким народным движением после поражения польского восстания 1830—1831 гг. даже в узких рамках целей этого восстания — восстановления Польши в границах 1772 г. В работе отмечается характерная черта в общественно-политической борьбе против царизма и крепостничества 40-х годов — переход ведущей роли в этой борьбе к представителям революцион' но-демократических кругов — разоренного дворянства, мелких чиновников, городской интеллигенции. Отмечены их попытки установить связи с выступавшими крестья-^ нами, распространять среди них и трудовых слоев городского населения революционные листовки и воззвания. Хотя в этой работе не говорится о тайных революционных обществах в Белоруссии в 40-е годы, но на основе нескольких следственных дел о «подстрекателях и агитаторах» высказано предположение об их -существовании. Отчетливо показана в этой работе напряженность обстановки в Белоруссии во второй половине 40-х годов, обусловленной как влиянием западноевропейских событий, так и внутренними факторами — недовольством крестьянства результатами инвентарной реформы, не улучшившей повинностного положения крестьян, не ослабившей крепостнический гнет. Автор подчеркивает Влияние на общественно-политическое движение в 40-е годы не столько идей польского освободительного движения, сколько русской революционно-демократической
мысли.
В работе П. Н. Ольшанского «Декабристы и польское национально-освободительное движение» основное вни-йание сосредоточивается на попытках первых русских дворянских революционеров установить контакты с польскими тайными организациями, главным образом с Патриотическим обществом, которое возглавлял В. Лукасин-скйй. Автор вскрывает противоречия между взглядами декабристов и представителей аристократической части Патриотического общества, выявившиеся во время встреч в Киеве в 1824 г. и в Вильно в 1825 г. членов Южного общества с Кшижановским; четко показывается разное понимание русскими дворянскими революционерами характера взаимного сотрудничества, методов действия и задач будущего восстания. Автор показывает ограниченность польского национального движения, целью которого было восстановление конституционно-мог нархической Польши в границах 1772 г., в то же время выявляет глубокую заинтересованность декабристов в том, станет ли будущая независимая Польша, как и Россия, республикой, какими представлял их в «Русской правде» П. И. Пестель.
В работе П. Н. Ольшанского освещается деятельность тайных кружков учащейся молодежи, возникших во втором десятилетии XIX в. в учебных заведениях Польши, Литвы и Белоруссии,— обществ «филоматов», «филаре-тов», «лучистых». В характеристике этих обществ преобладает национально-освободительный аспект, социальная сторона взглядов членов этих кружков выяснена неполно.
Книга А. Ф. Смирнова «Революционные связи народов России и Польши в 30—50-х гг. XIX в.» продолжает исследование содружества русских, украинских, белорусских, литовских и польских борцов против самодержавия и крепостничества в период, когда на арену общественно-политической жизни начинают выступать революционеры-демократы.
В книге охарактеризована социально-политическая обстановка в Литве и Белоруссии в предреформенное двадцатилетие, определены сдвиги в хозяйственном развитии, обусловленные формированием капиталистического уклада в недрах феодального строя. Автор рисует тяжелое положение белорусского и литовского крестьянства, их борьбу против помещиков-крепостников, усиливавших барщинную эксплуатацию в,условиях быстрого роста товарности своих хозяйств. Определяется также позиция мелкого дворянства Литвы и Белоруссии после поражения польского восстания 1830—1831 гг. На такой широком социально-экономическом и политическом фоне в книге А. Ф. Смирнова освещается общественно-политическое движение 30—40-х годов, проходившее под флагом национально-освободительной борьбы, но в большей мере под революционно-демократическими лозунгами.
В книге обстоятельно освещается деятельность революционных кружков в Белоруссии, Польше и Литве в 30—40-е годы XIX вД среди них названы Демократическое общество, Содружество- польского народа, Союз литовской молодежи; эти общества расцениваются как территориальные группы одного движения революционно-демократического направления; прослежены идейные связи, общность целей и методов деятельности. Для белорусских читателей особый интерес представляет деятельность Демократического .общества, основанного уроженцем Белоруссии Францем Савичем. Анализируя материалы следственного дела, написанную им в тюрьме «Исповедь», а также составленный под его руководством устав союза, автор пришел к выводу, что Ф. Савич был первым представителем революционно-демократического направления в социально-политическом движении в Белоруссии, что ряд положений его программы, ее идейная направленность свидетельствовали о большом влиянии русской революционной мысли 30—40-х годов XIX в,
В книге А. Ф. Смирнова охарактеризована также деятельность польско-литовских революционных кружков, созданных учащимися высших учебных заведений в Пе--тербурге — уроженцами Польши, Литвы и Белоруссии—в конце 50-х годов. Внимание А. Ф. Смирнова сосредоточено на деятельности офицерской организации, созданной под руководством С. Сераковского, студенческих землячеств. В книге подчеркивается связь членов этих организаций с выдающимися руководителями русской революционной демократии — Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым, огромное воздействие их идей на взгляды польских революционеров 50-х годов, многие из которых стали затем у руководства левого крыла восстания 1863 г.
Небольшая книжка^ А. Ф. Смирнова, вышедшая в Минске,—«Франц Савхч» посвящена жизни и деятельности первого представителя революционно-демократического направления общественно-политического движения в Белоруссии во второй половине 30-х годов. Эта ра--бота является несколько расширенным текстом, вошед-
шим в состав книги того же автора «Революционные связи России и Польши в 30—50-х гг. XIX в.».
В небольшой по объему работе Н. Н. Мохнач «Идейная борьба в Белоруссии в 30—40-е годы XIX в.» излагается мировоззрение основателей Демократического общества Ф. Савича, Я. Загорского и др. Автор исходит при этом из тезиса о преемственности воззрений «фило-матов», «филаретОв», членов Демократического общества и последующих деятелей освободительной борьбы —-революционеров К. Калиновского, В. Врублевского и др.
Общественное движение 30—40-х годов в Белоруссии Н. Н. Мохнач относит к переходному этапу от шляхетской революционности к революционному демократизму. Общественные идеи, по мысли автора, отражали конкретные жизненные проблемы. Впервые в белорусской исторической науке в книге исследуются взгляды Михаила Волловича, уроженца Белоруссии, связанного с поль-I ским национально-освободительным движением первой половины 30-х годов (так называемая экспедиция За-ливского), ставившего задачей организацию широкого восстания в Польше, Литве, на Украине ив Белоруссии, Как выяснено в книге, М. Воллович связывал национально-освободительное движение с борьбой за ликвидацию крепостничества и наделение крестьян землей. Добиться этого он считал возможным путем крестьянского восстания, отрицательно ^оценивал цели восстания 1830--1831 гг. М, Воллович, по мнению автора, являлся идей* ным предшественником Ф. Савича.
Вышедшая к 150-летию Отечественной войны 1812 г, работа Е. И. Корнейчика «Белорусский народ в Отечественной войне 1812 г.» освещает важную страницу в истории Белоруссии, связанную с борьбой против иноземных захватчиков. Автор рассказывает о военных действиях на территории Белоруссии в июне — июле 1812 г., описывает крупные сражения, героизм русских воинов, подчеркивает содружество русских, украинцев, белорусов в борьбе против общего врага.
Важной стороной жизни белорусского народа в 1812 г. была активизация борьбы против помещиков, искавших у оккупантов защиты от народного гнева. Антифеодальная борьба крестьянства, как убедительно показано в книге, соединялась с освободительной борьбой против наполеоновских оккупантов. В книге хорошо отражены помощь белорусских крестьян русским войскам,а также действия белорусских крестьян-партизан, помогавших русской армии; разгром наполеоновской армии на земле Белоруссии осенью и зимой 1812 г.
Таким образом, в послевоенные годы, в основном в 60—80-е, были опубликованы многие монографии, в которых обстоятельно исследованы различные важные проблемы социально-экономической и политической истории Белоруссии феодальной формации. Выходу в* свет этих монографий предшествовала большая поисковая работа, результатом которой явилась публикация 4-томного сборника документов и материалов по истории Белоруссии эпохи феодализма156, серии инвентарей магнатских владений, издание которой продолжается.
Большое значение имел выход в свет в 1961 г. 2-томной «Истории БССР». Значительная часть первого тома отводится освещению феодального периода. Полнее и шире этот период представлен в первом томе 5-томной «Псторьп Беларускай ССР», вышедшем в 1972 г. Наличие к этому времени целого ряда фундаментальных исследований по различным важным вопросам истории белорусского народа позволило более обстоятельно и обоснованно осветить целый ряд сторон экономического, общественно-политического и культурного развития Бе» лоруссии в феодальный период.
Вышедшие в послевоенные годы монографические исследования по истории Белоруссии отличаются важностью проблематики, глубиной и обстоятельностью освещения вопросов, доказательностью выводов и обобщений, огромным количеством привлеченного для изучения фактического материала, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые. Все эти монографии базируются на марксистско-ленинской методологии; их авторы исходят из определяющих положений об историческом развитии человеческого общества как смене социально-экономических формаций, о роли классовой борьбы и народных масс в историческом процессе, о классовой сущности политических институтов и классовом содержании культуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . ...... 3
Глава I. Белорусская историография досоветского периода 5
Белорусское летописание XV—XVIII вв. . 5
Дворянские и клерикальные историки . . 15
Буржуазная историография ..... 31
Глава II. Белорусская советская историография в довоен ный период ....... .. . .. . 63
Общие труды по истории Белоруссии . .. 66
Работы по аграрной истории . ~ . 70 3» Социально-экономическая история городов . 80
Работы по политической истории . . . . 83
Работы по истории культуры . . ....... 86
Глава III. Развитие историографии в послевоенные годы 94