Политическая история Великого княжества Литовского (в том числе и Белоруссии) освещается в целом ряде работ В. И. Пичеты. В 20-е годы В. И. Пичетой были написаны общие труды по истории средневековой Белоруссии: «История белорусского народа», «История Литовского государства до Люблинской унии» (Вильно,
1921), «Псторы* Беларуси, ч. 1 .(М.—Л., 1924) и др.55 В этих работах рассматриваются образование Великого княжества Литовского, его политический строй, литов-скснпольекие унии и отношение к ним литовской и белорусской шляхты, национально-политическая- борьба в ЧХУ в., взаимоотношения с Литовским государством, усиление политического влияния шляхты в государственной жизни, наконец, Люблинская уния.
В конце 30-х годов В. И. Пичета вновь возвращается к проблемам политической истории Великого княжества Литовского с древнейших времен до XVII в. Им написаны главы в учебниках для высших учебных заведений56 и ряд научно-популярных статей, кроме того, научно-популярные и пропагандистские работы по истории Белоруссии и Западной Украины57. В этих работах он осве? щает исторические процессы сквозь призму классовой борьбы, пользуясь методологическими указаниями классиков марксизма-ленинизма, увязывая историческое' прошлое Западной Украины и Западной Белоруссии со злободневными вопросами текущей политики.
Одним из важных вопросов политической истории В. И. Пичета считал вопрос о включении белорусских и украинских-земель в состав Великого княжества Литовского. В конце 30-х годов, возобновив работу над этой темой, В. И. Пичета отошел от взгляда на присоединение земель Западной Руси к Литве в результате агрессии. Подчеркивая добровольность этого политического акта со «стороны западнорусских князей, нуждавшихся в защите от угрозы татарского владычества», он отметил .необходимость такого объединения для обеих сторон в связи с борьбой против немецких захватчиков-рыцарей58. Однако уже в учебнике «История СССР» В* И. Пичета предлагает различать три пути вхождения белорусских и украинских земель в состав Великого княжества Литовского: захват земель Черной Руси, добровольное присоединение Турово-Пинской земли, Минского и Полоцкого княжеств и ряда других земель, переход Витебского княжества к литовским князьям путем брачных связей (женитьба Ольгерда на дочери витебского князя Марии) 5Э. Этот взгляд принят белорусской советской историографией.
Характеризуя государственное устройство образовавшегося обширного Литовского государства, В. И. Пичета указывал на его по сути федеративный характер ю.
В 20-х годах В. И. Пичета видел в Великом княжестве Литовском «Литовско-белорусское государство»61. Он подчеркивал, что после присоединения к Литве Черной Руси и Полоцкого княжества оно утратило свой чисто литовский характер62. В учебниках по истории СССР, описывая события 1410 г., В. И. Пичета подчеркивает, что «вся литовская Русь встала под знамена Витовта.„ 15 июля 1410 г. л итовско-русское (белорусское и украт инское) и польское войска... встретились с немецкими войсками на территории Пруссии... Благодаря стойкости смолян Витовт не был разбит... К вечеру польским, литовским и русским -войскам удалось разгромить рыцарей» 63.
Значительное место в трудах по политической истории В. И. Пичета уделяет отношениям Великого княжества Литовского с Московским государством (по его терминологии), особенно со второй половины XV в. В ранних работах он определил основную причину постоянных конфликтов между обоими государствами: это-— собирательная политика московских князей, поставивших задачей объединение не только Северо-Восточной Руси, но и включение в состав Московского государства русских земель, отошедших к Литве64.
Подробно рассмотрен В. И. Пичетой вопрос о литовско-польских униях, и в особенности о Люблинской унии.
В работах 20-х годов причины стремления литовской, белорусской и украинской шляхты к унии с Польшей В. И. Пичета определяет довольно ясно: шляхта желала демократизации государственного строя; чем больше шляхта принимала участие в политической жизни, тем более она сознавала необходимость унии с Польшей как условия шляхетизации65. В своих последних работах В. И. Пичета определяет это положение еще более четко: «Социально-политический строй Великого княжества приближался к польскому. Шляхта под влиянием Ливонской войны и в борьбе со своими магнатами стала тяготеть к Польше, из которой вышла идея новой унии с Польшей, осуществленная на Люблинском сейме 1569 г.» 66 Следует отметить, что такая трактовка государственных уний Литвы и Польши (начиная с Кревской и кончая Люблинской) в основном была впоследствии принята белорусской советской историографией, лишь более четко определившей интересы разных групп феодалов.
При рассмотрении трудов В. И. Пичеты по политической истории Великого княжества Литовского (в том числе и белорусских земель, входивших в его состав), следует отметить, что он все более освобождался от влияния буржуазной исторической школы. В конце своего творческого пути В. И. Пичета по-новому осмыслил исторический процесс, твердо стал на позиции марксистско-ленинской методологии. Его работы, особенно последнего времени, явились своего рода перспективными направлениями для дальнейших исследований советских историков, в том числе и по политической истории Великого княжества Литовского.