Образование Белорусской социалистической республики, потребность шкод и вузов в учебном пособии вызвали необходимость разработки обобщающих обзоров истории Белоруссии.
Такого рода попытку содержит обзорная статья М. К. Любавского «Лггоуска-Беларуская дзяржава у пачатку XVI сталецця»8. В основу характеристики процесса образования этого государства он положил принцип связи различных сторон жизни и деятельности народов с объективными условиями, в -которых эти связи возникали. К последним он отнес угрозу татарского нашествия и агрессию крестоносцев. Под влиянием этих внешнеполитических факторов стал неизбежным процесс образования Великого княжества, в котором, по его мнению, «главная роль принадлежала литовскому племени; Бе» .лоруссия же помогала ему своими материальными и культурными средствами, а Украина главным образом материальными» 9. Далее Любавский характеризует развитие Великого княжества Литовского как «белорусиза-цию Литвы» вследствие определяющего влияния белорусской культуры 10. Отметив в самой общей форме, без конкретных доказательств, роль народов в истории Великого княжества, Любавский совершенно не понял решающей роли классовых отношений в истории белорусских земель. Он не сумел понять реального содержания процесса включения белорусских земель в состав Литовского княжества и повторил точку зрения буржуазной историографии о взаимной колонизации как одного из исходных, ведущих явлений, обусловивших образование Великого княжества Литовского. Непонимание социально-экономической основы этого процесса привело автора к поверхностному и одностороннему определению места белорусских земель. Он не сумел объяснить, что имело решающее значение в образовании Великого княжества Литовского — сила оружия или добровольное соглашение; он лишь указал на влияние обоих факторов. По его утверждению, это привело к образованию государства, представлявшего «федералистический характер», «конгломерат земель и владений, объединенных под верховной властью великого князя Литовского» п.
В обзорно-исторической статье В. И. Пичеты — «Полацкая зямля у пачатку XVI сталецця» — формально-юридический принцип уже заметно оттеснен другим подходом к выяснению черт общественной жизни Полоцкой земли — с учетом социальной структуры населения, крепостнической зависимости крестьянства. В. И. Пи-Чета ищет в экономических процессах почву, на которой сложилась в Полоцкой земле социальная структура и классовые противоречия, и объявляет таким экономическим фактором «модный» в 20-е годы принцип «торгового капитала». Правовая концепция проявляется :в том, что Магдебургское право он считает причиной, разрушившей старину, единство Полоцкой земли. В изложении большое место занимает пересказ правовых норм, служащих отправным. моментом при оценке социальных, экономических процессов и политических событий, на*-блюдавшйхся в Полоцкой земле в конце XV — первой половине XVI в.
В исторической мысли Белоруссии в 30-е годы утверждалась марксистско-ленинская теория исторического процесса/Убедительным свидетельством может служить вышедшая в 1934 т. книга В. К. Щербакова«Нарыс гЬ сторьи Беларусь, часть 1. В ней периодизация истории Белоруссии дана на основе марксистского учения о способах производства.
В центре внимания автора находятся экономические процессы, присущие феодальному способу производства, и их социальные последствия. В классовой борьбе В. К. Щербаков видел решающий фактор процесса образования Великого княжества Литовского. Она обусловила «объединение господствующих верхов против общинного крестьянства с целью захвата его земель и превращения крестьян в угнетенный класс» 12. Понимая, что конкретно-историческое содержание этого явления более разнообразно, автор также обращает внимание на опасность та* тарского нашествия с востока, агрессии крестоносцев с запада как на обстоятельства, которые ускорили «объ* единение литовских, белорусских и огромной части украинских земель в одно Литовско-Белорусское государство» 13. Щербаков не учел, что в этом объединении завоевания земель играли большую роль и явились ведущим фактором всего процесса образования Великого княжества Литовского. Совершенно ошибочна оценка этого государства как «Литовско-Белорусского». Сконцентрировав свое внимание на развитии феодальной собственности и феодального поместья, В. К. Щербаков ограничился только освещением экономики этого государства. Другим теоретическим просчетом автора является стремление все явления истории объяснить только остротой антифеодального движения крестьянства; например-, вопреки фактам автор пытается объяснить заключение Люблинской унии развитием крестьянском движения, тем самым упрощая это сложное социально* политическое явление. Такой подход к пониманию роли борьбы крестьянства привел к тому, что в оденке событий середины XVII в. автор прошел мимо народно-освободительного характера борьбы в 1648—1667 гг., раз-; вернувшейся на Украине и в Белоруссии. Правильно выделив в этой борьбе антифеодальную направленность, Щербаков не понял всей многосложности событий.
Обратив главное внимание на то, что суть развития общества в эпоху феодализма составляет усиление феодального гнета, и убедительно доказав это на фактах, Щербаков развенчал представление националистов о XVI столетии как о «золотом веке».
Одним из ошибочных положений Щербакова является отрицание возможности культурного развития в эпоху феодализма, которой присущ низкий уровень производительных сил и натуральное хозяйство. Исходя из такой точки зрения, Щербаков не сумел раскрыть значения в развитии культуры Белоруссии деятельности Скорины, Тяпинского, Будного Ч
Более широкую трактовку истории Белоруссии предложил В. И. Пичета в работе «Исторические судьбы Западной Украины и Западной Белоруссии». Он прослеживает многообразие процесса развития и выделяет его решающие стороны, заключающиеся в усилении феодального гнета и росте классовой борьбы. В. И. Пичета подчеркнул историческую значимость освободительной борьбы, завершившейся воссоединением Украины и Белоруссии с Россией 15. ,
Во втором, расширенном издании этой работы (1940 г.) прослеживается стремление автора найти в развитии фео-дальнего поместья ключ к пониманию процесса закрепощения крестьянства и усиления феодальной эксплуатации. При характеристике социального развития городов Белоруссии Пичета на первый план выдвигает теорию торгового капитала, на основании которой определяет социальную поляризацию и социальные противоречия в городе. «Рост оборотов внутренней и внешней торговли усиливал классовую дифференциацию в местах и обострял в них классовые противоречия» 16. В этом издании книги обстоятельно освещена антифеодальная и освободительная борьба украинского и белорусского народов, чему прежде В. И. Пичета не уделял внимания.
Таким образом, в общих исторических трудах советских белорусских историков в 20-е и особенно в 30-е годы заняли постоянное место теория о ведущей роли народных масс в истории, идея,классовой борьбы, поиск объективного критерия исторического процесса.